“Цвета действуют на душу:
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысли,
которые нас успокаивают
или волнуют, они печалят
или радуют.”
(Гете)“Все живое стремится к цвету...”
(Аристотель)
Актуальность и насущная необходимость применения методик цветовой диагностики эмоций и отношений очевидна, так как эмоциональные процессы и процессы развития личности являются наиболее сложной проблемой для психологического исследования, в основном из-за того, что методики диагностики эмоциональной сферы в большинстве своем либо объемны по количеству вопросов в анкетах, либо занимают много времени при проведении опроса и интерпретации, либо субъективны в оценке, так как основная масса этих методик – проективные, рисуночные или на основе таковых.
Ни одно описание не может охватить всех человеческих чувств и состояний, как и в цветовом спектре, в эмоциях человека из основных цветов можно получить огромное количество промежуточных оттенков и состояний.
Изучение цветовой сенсорики восходит к исследованиям Фехнера. Основной вывод его исследований это – независимость цветовых предпочтений человека от культуры, воспитания, условий проживания. Человек любой национальности в определенных ситуациях предпочитает определенные цвета. Люди противопоставляют цвет один другому, противопоставляют контрастность теплых и холодных тонов. Теплота цвета в большей степени связана с нашими субъективными ощущениями, хотя теплота цвета относительна, так карминно- красный, например, выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается, как теплый по сравнению с синим.
С цветовыми контрастами связаны понятия не только теплый – холодный, спокойный – возбуждающий, но и понятия нравственные, плохой – хороший.
Исследователи доказали, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым фоном и насыщенностью.
По данным исследований Ч.А. Измайлова цветовой тон можно представить в виде непрерывного континуума, где будут располагаться большинство человеческих эмоций. Основная масса наших эмоций расположена в цветовой гамме от синего до сине-красного, малинового или фиолетового цвета, меньшая часть эмоций находится в спектре зеленого и зелено-синего цвета и совсем мало эмоций в спектре салатовых оттенков.
В спектре с длинами волн цветового излучения от 700 Гц до 620 Гц располагаются такие эмоции как : воодушевление, радость, веселье, восторг, раздражение, обида, гнев, возмущение стыд (синий – красный). Мы знаем выражение “покраснеть от стыда”…
В спектре с длинами волн цветового излучения от 620 Гц до 580Гц располагаются: ненависть, страх, тревога, сомнение, разочарование, отвращение (красный – желтый).
Кусочек спектра с длиной волны от 570 Гц до 550 Гц вмещает в себя тоску и печаль (желтый – зеленый). Вспомним выражение “тоска зеленая”…После 550 Гц в цветовом спектре размещаются: интерес, удовлетворение, удивление, спокойствие (зеленый – синий).
(Приложение. Рисунок 1)
Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – и так излечивали следы оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. По мнению исследователей, если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть и состояние человека при этом сменится на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки. Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом интересовали многие поколения исследователей. Многие пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого организма. В Древней Индии человека считали “светоносным” подразумевая единство цветовых энергий и соков тела: крови, лимфы и т.д. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых определяет психическую жизнь человека. Древние именовали глаза человека “окнами”, “вратами восприятия”. Мы привыкли, что организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора, однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия достигает организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали возможность восприятия цвета не только рецепторами сетчатки глаза но и практически любой клеткой организма. Не зря цветовой спектр делится на теплые и холодные цвета, это близко к температурным ощущениям человека.
Цветопсихологами накоплено множество удивительных фактов. Существует предположение о функционировании Единой Живой Энергии, различные формы и состояния которой воспринимаются людьми как отдельные цвета.
В сочетании с направленным музыкальным воздействием цвет широко используется в коррекционной и терапевтической работе.
За долгую историю развития человечества в культуре сложились соответствия цвета тому или иному символу.
Наблюдения Г. Флиринга и К.Ауэра показали, что у каждого человека есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенные симпатии к одним цветам и антипатия к другим, то есть у человека есть шкала любимых и нелюбимых цветов. Склонность человека к тому или другому цвету меняется под воздействием тех или иных временных или духовных факторов. Однако личностную шкалу предпочитаемых цветов Флиринг и Ауэр рассматривали как выражение индивидуальности. Эта шкала меняется в течение жизни, как правило, дети предпочитают красный цвет всем другим, у взрослых любимый цвет синий, а потом красный. Если вспомнить, что красный символизирует активность, а синий и голубой покой, то связь очевидна. Взрослые менее активны, чем дети и больше стремятся к покою, так как больше устают.
Г.Флирингом был создан тест “Цветовое зеркало”. Методика предназначена для изучения личностных характеристик. Диагностический материал представляет собой буклет из 23 цветных квадратов на серебристом фоне, которые согласно инструкции ранжируются испытуемым.
Цветопредпочтения – это психотип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов и конфликтов в той области, которую символизирует отвергнутый цвет. Скачки в выборах говорят о непоследовательности и импульсивности личности испытуемого.
Психотипы личности определяются цветовой гаммой выбранных квадратов:
Зелено-синий – мыслительный тип.
Красно-оранжевый – чувственный тип.
Оливково-зеленый – интуитивный тип.
Желтый цвет +оранжевый – экстраверты.
Фиолетовый – черный – розовый – интроверты.
Не менее сложной является теория функциональной психологии Люшера. На основе функциональной психологии цветовосприятия он создал свой известный тест.
Тест Люшера относится к проективным методикам и предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Он разработан на принципах функциональной психологии, где основа чего либо (в данном случае значения цвета) – постоянная величина. Почти полвека эта методика используется педагогами, психологами, психиатрами. Она используется по всему миру и во всех культурах.
Основой для создания теста Люшеру послужила цветопсихологическая концепция связи основных цветов с определенными настроениями и спецификой отношений испытуемого с окружением. При создании теста Люшер использовал данные многолетних статистических исследований о психологическом значении различных цветов. Также Люшер учитывал теоретические выкладки известных абстракционистов-художников Кандинского, Малевича, Мондриана.. Интересно, что сам Люшер имел глубокий художественный вкус и четко понимал свои реакции на цвет.
Специфика воздействия цвета на психику остается неизменной вне зависимости от состояния организма на момент тестирования. Символическое значение цвета, его “психологический код” объективен всегда и не зависит от положения цвета в ряду выбора.
В.М. Бехтерев утверждал, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем лекарства. Мы уже знаем, что цвета способны возбуждать или подавлять, создавать ощущение тепла или холода, сузить или расширить пространство в помещении, создать свет или тень.
Например, красный цвет средневековые врачи использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и кожных заболеваний.
Голубой цвет оказывает болеутоляющее действие.
Фиолетовый цвет и оттенки голубого лечат неврологические заболевания.
Красный и желтый цвет благотворно влияет на апатичных и анемичных детей, способствует повышению их активности и улучшению настроения.
Зеленый цвет был использован при лечении психопатических расстройств и нервных болезней. Он хорошо действует, когда нужно дисциплинировать и контролировать поступки человека.
Итак, основными цветами спектра являются: красный, синий, зеленый, желтый.
(Приложение. Рисунок 2)
Далее идут дополнительные цвета и производные от них.
(Приложение. Рисунок 3)
О теоретических аспектах цветовой диагностики можно говорить бесконечно, поэтому перейдем к практической части , а именно как можно психологу применить цветовую диагностику в диагностической и коррекционной работе.
(Приложение. Таблица 1)
Однако начинающим психологам лучше пользоваться стандартными интерпретационными таблицами Люшера. Данная таблица представляет собой сокращенный вариант и удобна в случае, если тест Люшера используется в сочетании с другими методиками диагностики эмоционально-волевой сферы. В диагностике профессиональных предпочтений в качестве дополняющего теста также можно использовать вариант теста Люшера, адаптированный Собчик.
Метод цветовых выборов (МЦВ) Собчик позволяет на основании использования оригинального стимульного материала Люшера выявлять индивидуально-личностный паттерн человека, определять его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние в момент обследования. Методика позволяет определить стрессовое состояние личности и дезинтеграцию.
Исследование с помощью цветового теста репрезентативных групп, объединенных одной профессией , позволило Собчик применить данную методику в дополнение к профориентационной диагностике.
В работе с детьми в возрасте от 6 до 11 лет как диагностической, так и коррекционной, можно использовать проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, разработанный О.А Ореховой.
Тест разработан Ореховой на основе модели структуры личности и факте предпочтения эмоции как потребности.
Методической основой теста является цвето -ассоциативный эксперимент. Ребенок использует цвет для выражения своей эмоции. Эмоции представлены в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, выбирая понравившейся ему цвет.
Тест позволяет провести диагностику:
- степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- ценностных ориентаций ребенка, актуальности ценностей;
- предпочтений видов деятельности;
- личностные характеристики.
Также данная диагностика позволяет увидеть необходимые для коррекции эмоциональные блоки.
Процедура теста предполагает раскрашивание. Для проведения необходим ответный лист и 6 карандашей – синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми по размеру и цвету. Можно использовать грифельные или восковые.
Тест включает 3 задания по раскрашиванию. В первом задании происходит простое ранжирование цвета, во втором ребенок закрашивает “домики”, где живут: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
В третьем задании ребенок выбирает цвет “жильца” в “домик” самостоятельно. Домик нужно раскрасить в зависимости от того, что “ жилец там делает”.
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается путем использования цвета и работы с ним. Упражнения с цветом являются важнейшим средством терапии во многих психотерапевтических направлениях, включая НЛП. Произвольность использования цвета дает ребенку возможность обозначить для себя негативные эмоции и объекты и абстрагироваться от них, создавая блок психологической защиты.
Данную методику можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, также ее можно применять при коррекции самооценки ребенка и при работе с легкими степенями аутичности.
Подробно эта методика описана в книге О.А Ореховой “Цветовая диагностика эмоций. Типология развития.”
(Приложение. Бланк 1)
В работе школьного психолога часто можно столкнуться с запросом администрации выявить отношение школьников к учебной деятельности и предметам. В качестве дополнения к методикам
диагностики школьной мотивации и адаптации и к социометрии можно использовать цветовой вариант диагностики отношения к предметам Тест отношения к предметам (ТОП).
В процессе моей работы постепенно появлялись все новые и новые виды бланка этого теста. В бланк можно включать:
- школьные предметы;
- педагогов по предметам (без указания фамилии, имени, отчества, например “учитель математики”);
- учебные дни недели;
- названия референтных групп;
- фамилии учащихся (для социометрических данных).
Вариантов бланка теста также очень много, но наиболее удобен для обработки вариант, где не нужно вывешивать цветовую таблицу на доске, и где цветовые эталоны указаны на самом бланке. Единственное, что необходимо сделать это раскрасить квадраты в бланке цветами, максимально приближенными к люшеровским эталонам.
Обрабатывается диагностика в Exelle, подсчитывается количество положительных и отрицательных (негативных) цветовых выборов по каждому указанному в бланке параметру. Положительными мы считаем цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Негативными считаем: фиолетовый, коричневый, серый и черный.
Далее на каждую группу параметров строятся диаграммы, в которых наглядно в процентном соотношении видно положительное или отрицательное отношение испытуемых к тому или иному параметру. Например, “положительное отношение к предметам”, “отрицательное отношение к педагогам” и т.д.
Глядя на диаграммы психологу легче сделать выводы по классам и дать рекомендации. В процессе работы тесту было дано название “Тест отношения к предметам” сокращенно ТОП.
Тест нагляден и информативен, быстр в проведении и не сложен в обработке. Упрощена инструкция к тесту. Она звучит так: “Выберите, какой цвет, по вашему мнению, подходит к тому или иному предмету (учителю, дню недели и т.д.) и поставьте галочку в нужном квадрате”.
Единственное, что может вызывать сомнение это надежность теста и валидность данных, но по опыту работы могу сказать, что результаты этого теста не противоречат наблюдениям и ситуации в том или ином классе.
(Приложение. Бланк 2)
Соответственно, квадратики по горизонтали раскрашиваются в следующие цвета : красный, зеленый, синий, фиолетовый, желтый, черный, серый, коричневый. Раскрашивать можно в любом порядке.
По вертикали могут быть указаны любые интересующие психолога параметры: дни недели, названия референтных групп, фамилии одноклассников и т.п.
В завершении статьи хотела бы подчеркнуть, что тема цветовой диагностики и коррекции в психологии безгранична и многогранна. Могу только пожелать успеха и новых творческих открытий коллегам, работающим с цветовыми тестами!