Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.
Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.
В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.
Цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
4. Формирование позитивных качеств личности детей.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;
- содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.
Объект программы: поведение учащихся начальных классов.
Предмет программы: проявления агрессивности в поведении младших школьников.
Практическая значимость – научно-теоретические и эмпирические материалы программы, диагностический и коррекционный инструментарий позволят психологам, приобрести знания об основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников; программа коррекции агрессивности у школьников 6-10 лет, позволяет оптимизировать межличностные отношения в группе и предназначена для оказания психологической помощи агрессивным детям.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина, Э.Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).
В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному нападению.
Методы исследования агрессивности
у детей младшего школьного возраста
Проведение программы по коррекции агрессивного поведения начинается с того, что в классах проходит диагностика детей на признак агрессивности. Первая анкета направлена на выявление агрессивных детей в классе методом опроса учащихся класса психологом. (Приложение 1)
Вторая анкета “ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка”, заполняется учителем, работающим в классе. (Приложение 2)
И третий опросник “Агрессивность ребенка глазами взрослого” дается родителям учащихся, набравших большое количество баллов по двум первым анкетам. (Приложение 3)
Также проводится содержательная интерпретация результатов проективной методики исследования эмоционально- личностной сферы “Рисунок несуществующего животного”.
В группу отбираются дети, которые набрали большое количество баллов в результате количественного анализа результатов по трем диагностическим анкетам.
Структура программы
Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.
1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Задачи.
- Научить детей вербализовывать свои мысли и чувств.
- Снизить эмоциональное напряжение.
- Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
- Развить способности выразить свое эмоциональное состояние.
2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Задачи.
- Тренировать психомоторные функции.
- Учить навыкам релаксации.
- Учить навыкам самоконтроля.
- Снизить эмоциональное напряжение.
- Создать положительное эмоциональное настроение.
- Развивать самосознание.
3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Задачи.
- Прививать новые формы поведения.
- Учить самостоятельно принимать верные решения.
- Учить распознавать эмоции по внешним сигналам.
- Формировать адекватные формы поведения.
- Работать над выразительностью движений.
4 блок. Формирование и развитие позитивных качества личности детей.
Задачи.
- Формировать одобренные в обществе моральные представления.
- Учить осознавать свое поведение.
- Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе.
- Формировать адекватные формы поведения.
- Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.
Тематическое планирование занятий
с детьми младшего школьного возраста
по коррекции агрессивного поведения
Тема занятия | Цели | Количество часов |
1 занятие | Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию. | 1 |
2 занятие | Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы. | 1 |
3 занятие | Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе. | 1 |
4 занятие | Установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения. | 1 |
5 занятие | Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию. | 1 |
6 занятие | Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции. | 1 |
7 занятие | Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль. | 1 |
8 занятие | Создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками. | 1 |
Принципы проведения
Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки. Все участники группы обеспечиваются раздаточным дидактическим материалом. Занятия проводятся за круглым столом или на игровой дорожке, в зависимости от упражнения. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство. Желательно, чтобы дети были одного возраста
Оборудование
Круглый стол, мягкий мяч, магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), мягкие игрушки — манекены для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин, небольшие сувениры для поощрений, награждений. большой зонт, пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке,
Условия проведения программы
Занятия проводятся в группах численностью от 8 до 15 человек.
Данный тренинг состоит из 8 встреч, рассчитанных на 45 мин. каждая.
Коррекционная работа с агрессивными детьми во время тренинга проводится в 4 направлениях:
1 и 2 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
3 и 4 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
5 и 6 занятие - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
7 и 8 занятие - формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Ход занятий (Приложение 4)
Структура занятия
№ п/п | Элемент тренинга | Комментарий |
1 | Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой |
2 | Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) | Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения |
3 | Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Ролевые игры, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2—4 |
4 | Рефлексия занятия — оценка занятия. Арт-терапия, беседы | Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали) |
5 | Ритуал прощания | По аналогии с ритуалом приветствия |
Заключение
Коррекция и профилактика агрессивности у детей младшего школьного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими.
Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразится:
1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.
2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между учащимися.
4. В снижении уровня агрессивного поведения.
5. В повышении культуры общения.