Рабочие учебные программы по учебному предмету дополнительного образования "Психологическая культура личности" для учащихся 10–11-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы “Психология” И.В.Дубровиной и предназначена для обучения учащихся 11 классов.

Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Реализация цели требует решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ученика:

  1. Формирование у школьников общих представлений о психологии как науке.
  2. Развитие самосознания (адекватной самооценки, чувства собственного достоинства).
  3. Развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и т.д.).
  4. Понимание чувств, настроений других людей.
  5. Применение психологических знаний в трудных жизненных ситуациях.
  6. Осознание учащимся сложности, уникальности и своеобразия человеческой личности и т.д.

Цель и задачи курса совпадают с основной целью всех систем образования – культурным и социальным развитием ученика, обеспечивающим ему полноправные вступление в самостоятельную жизнь. Еще Н.Г. Чернышевский замечал, что три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств, необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Психология в школе нужна для укрепления не только психического, но и психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию и духовного мира, содержанию их личности.

Возраст учащихся 11-го класса благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, формируются личностные смыслы жизни. Психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как “зона ближайшего развития” личности школьника. Именно это учитывалось в первую очередь при составлении программы.

Программа составлена из расчета 32 часа в год (1 урок в неделю).

Формы проведения занятий различны: теоретический материал преподается в виде лекций, бесед, докладов; практическая часть состоит из психологических упражнений, игр и т.п.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Кол-во часов
1 Введение 1
2 Психологическая культура и психологические знания 2
3 Сознание как высшая степень развития психики 4
4 Индивид. Личность. Индивидуальность 5
5 Самосознание личности “Я-концепция” 4
6 Поведение и личность 4
7 Личность и поступок 3
8 Чувства – важнейшая характеристика личности 4
9 Психологическая помощь в стрессовых ситуациях 4
10 Заключение 1

Содержание программы

1. Введение

2. Психологическая культура и психологические знания

Образование и культура. Что человек может знать о себе самом как личности и индивидуальности. Индивидуальные различия в познании. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Процессы социализации и индивидуализации человека.

3. Сознание как высшая степень развития психики

Психика и мозг. Структура сознания. Сознание, бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание. Научное и обыденное сознание. Личностный смысл. Модели психической жизни человека. Творческое озарение, интуиция как область сверхсознания.

4. Индивид. Личность. Индивидуальность

Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности. Группы индивидных свойств. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства. Сложность взаимосвязи биологического и социального. Человек как личность. Основные характеристики личности. Мотивы, цели, черты характеры, активность и т.д. Индивидуальность как “вершинное” проявление человеческой личности.

5. Самосознание личности “Я-концепция”

Значение самосознания, его психологическая особенность. Компоненты “Я-концепции”. Самоуважение как особенность эмоционально-ценностного компонента. Проблема самовоспитания и саморазвития. Самооценка, уровень притязаний, формула самоуважения. Понятие “выученной беспомощности”. Психологические комплексы и их конкретные проявления.

6. Поведение и личность

Проявления личности в поведении (вербальном и невербальном). Проблемы свободы личности. Соотношение свободы и ответственности. Механизм психологической защиты. Понятие ответственности за свое поведение как черта зрелой личности. Внутренняя свобода человека.

7. Личность и поступок

Психология поступка. Его критерии, структура, виды. Понимание структур личности как иерархии мотивов. Внешняя (видимая) и внутренняя (мотивационная) стороны поступка. Различие понятий “поведение” и “поступок”. Анализ различных видов поступков.

8. Чувства – важнейшая характеристика личности

Физиологические основы чувств. Отличия чувств от эмоций и аффектов. Классификация и виды чувств. Становление эмоциональной сферы человека. Чувства и поступок.

9. Психологическая помощь в стрессовых ситуациях

Эмоциональные проблемы. Устойчивая и ситуативная тревога. Способы преодоления тревоги. Депрессия как реакция на неудачу. Способы преодоления стрессов и депрессий. Эффективные и неэффективные способы разрешения трудных ситуаций. Их значение для саморазвития и самоопределения. Жизненная стойкость.

10. Заключение

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения курса учащиеся должны знать:

  • общие психологические законы развития человека;
  • психологическую характеристику сознания как высшей формы психической деятельности человека;
  • особенности самосознания, “Я-концепции”;
  • проблемы проявлений личности в поведении;
  • иметь общее представление о феномене “человек”, его сущности и уникальности;

уметь:

  • ставить перед собой определенные цели, быть способным к саморазвитию;
  • распознавать осознаваемые и неосознаваемые мотивы, виды направленности личности, ее поведенческие проявления;
  • анализировать “поступок”, его виды, критерии, структуру;
  • справляться с эмоциональными проблемами, жизненными трудностями.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Оценочная деятельность – наиболее сложный момент в преподавании любого учебного предмета, а психологии – особенно. В том случае, когда основное внимание ученика направлено не на отметку, развиваются мотивы, связанные с познавательными и учебными интересами. Оценка может содержать развернутую характеристику психологических знаний учащихся, его продвижение в этой области по сравнению с предыдущим этапом.

Проверка знаний может проходить в виде:

  • опроса учащихся (устного или письменного), в которых предлагаются вопросы, требующие размышления, осмысления;
  • решение психологических задач, ситуаций проблемного характера;
  • проверки тетрадей учащихся, в которых ведутся записи на уроках (с письменным анализом учителя о качестве ведения тетради);
  • проведение конкурсов, викторин, разгадывание ребусов, кроссвордов на психологические темы.

С этой же целью проверки знаний можно использовать такие активные методы обучения, как деловые игры, проблемные дискуссии, “мозговой штурм” по проблеме, защита проектов, обсуждение рефератов и пр.

Литература

для учителя

  1. Асмолов А.Г. Человек как предмет познания/Избр.псих.труды. В 2т. Т.1. – М., 1980.
  2. Власова Н. Справочник по психологии управления. – Новосибирск, 1994.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  4. Кузин Ф. Культура делового общения. – М., 1989.
  5. Микляева А.В. Я – подросток: Мир эмоций. – СПб., 2003.
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  7. Пиз А. Язык жестов: что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. – Воронеж, 1992.
  8. Преподавание психологии в школе/под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003.
  9. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2003.

для учащихся

  1. Зюзько И.В. Пять шагов к себе. – М., 1992.
  2. Кингер Дж. Книга о тебе. – СПб., 1997.
  3. Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб., 1998.
  4. Психология: учебное пособие для 11 классов/под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2004.
  5. Психология: учебное пособие для 9 классов/под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2004.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.В. Лабиринт души. – М., 2001.