Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы “Психология” И.В.Дубровиной и предназначена для обучения учащихся 11 классов.
Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.
Реализация цели требует решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ученика:
- Формирование у школьников общих представлений о психологии как науке.
- Развитие самосознания (адекватной самооценки, чувства собственного достоинства).
- Развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и т.д.).
- Понимание чувств, настроений других людей.
- Применение психологических знаний в трудных жизненных ситуациях.
- Осознание учащимся сложности, уникальности и своеобразия человеческой личности и т.д.
Цель и задачи курса совпадают с основной целью всех систем образования – культурным и социальным развитием ученика, обеспечивающим ему полноправные вступление в самостоятельную жизнь. Еще Н.Г. Чернышевский замечал, что три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств, необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Психология в школе нужна для укрепления не только психического, но и психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию и духовного мира, содержанию их личности.
Возраст учащихся 11-го класса благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, формируются личностные смыслы жизни. Психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как “зона ближайшего развития” личности школьника. Именно это учитывалось в первую очередь при составлении программы.
Программа составлена из расчета 32 часа в год (1 урок в неделю).
Формы проведения занятий различны: теоретический материал преподается в виде лекций, бесед, докладов; практическая часть состоит из психологических упражнений, игр и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Психологическая культура и психологические знания | 2 |
3 | Сознание как высшая степень развития психики | 4 |
4 | Индивид. Личность. Индивидуальность | 5 |
5 | Самосознание личности “Я-концепция” | 4 |
6 | Поведение и личность | 4 |
7 | Личность и поступок | 3 |
8 | Чувства – важнейшая характеристика личности | 4 |
9 | Психологическая помощь в стрессовых ситуациях | 4 |
10 | Заключение | 1 |
Содержание программы
1. Введение
2. Психологическая культура и психологические знания
Образование и культура. Что человек может знать о себе самом как личности и индивидуальности. Индивидуальные различия в познании. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Процессы социализации и индивидуализации человека.
3. Сознание как высшая степень развития психики
Психика и мозг. Структура сознания. Сознание, бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание. Научное и обыденное сознание. Личностный смысл. Модели психической жизни человека. Творческое озарение, интуиция как область сверхсознания.
4. Индивид. Личность. Индивидуальность
Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности. Группы индивидных свойств. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства. Сложность взаимосвязи биологического и социального. Человек как личность. Основные характеристики личности. Мотивы, цели, черты характеры, активность и т.д. Индивидуальность как “вершинное” проявление человеческой личности.
5. Самосознание личности “Я-концепция”
Значение самосознания, его психологическая особенность. Компоненты “Я-концепции”. Самоуважение как особенность эмоционально-ценностного компонента. Проблема самовоспитания и саморазвития. Самооценка, уровень притязаний, формула самоуважения. Понятие “выученной беспомощности”. Психологические комплексы и их конкретные проявления.
6. Поведение и личность
Проявления личности в поведении (вербальном и невербальном). Проблемы свободы личности. Соотношение свободы и ответственности. Механизм психологической защиты. Понятие ответственности за свое поведение как черта зрелой личности. Внутренняя свобода человека.
7. Личность и поступок
Психология поступка. Его критерии, структура, виды. Понимание структур личности как иерархии мотивов. Внешняя (видимая) и внутренняя (мотивационная) стороны поступка. Различие понятий “поведение” и “поступок”. Анализ различных видов поступков.
8. Чувства – важнейшая характеристика личности
Физиологические основы чувств. Отличия чувств от эмоций и аффектов. Классификация и виды чувств. Становление эмоциональной сферы человека. Чувства и поступок.
9. Психологическая помощь в стрессовых ситуациях
Эмоциональные проблемы. Устойчивая и ситуативная тревога. Способы преодоления тревоги. Депрессия как реакция на неудачу. Способы преодоления стрессов и депрессий. Эффективные и неэффективные способы разрешения трудных ситуаций. Их значение для саморазвития и самоопределения. Жизненная стойкость.
10. Заключение
Требования к знаниям и умениям учащихся
После изучения курса учащиеся должны знать:
- общие психологические законы развития человека;
- психологическую характеристику сознания как высшей формы психической деятельности человека;
- особенности самосознания, “Я-концепции”;
- проблемы проявлений личности в поведении;
- иметь общее представление о феномене “человек”, его сущности и уникальности;
уметь:
- ставить перед собой определенные цели, быть способным к саморазвитию;
- распознавать осознаваемые и неосознаваемые мотивы, виды направленности личности, ее поведенческие проявления;
- анализировать “поступок”, его виды, критерии, структуру;
- справляться с эмоциональными проблемами, жизненными трудностями.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Оценочная деятельность – наиболее сложный момент в преподавании любого учебного предмета, а психологии – особенно. В том случае, когда основное внимание ученика направлено не на отметку, развиваются мотивы, связанные с познавательными и учебными интересами. Оценка может содержать развернутую характеристику психологических знаний учащихся, его продвижение в этой области по сравнению с предыдущим этапом.
Проверка знаний может проходить в виде:
- опроса учащихся (устного или письменного), в которых предлагаются вопросы, требующие размышления, осмысления;
- решение психологических задач, ситуаций проблемного характера;
- проверки тетрадей учащихся, в которых ведутся записи на уроках (с письменным анализом учителя о качестве ведения тетради);
- проведение конкурсов, викторин, разгадывание ребусов, кроссвордов на психологические темы.
С этой же целью проверки знаний можно использовать такие активные методы обучения, как деловые игры, проблемные дискуссии, “мозговой штурм” по проблеме, защита проектов, обсуждение рефератов и пр.
Литература
для учителя
Асмолов А.Г. Человек как предмет
познания/Избр.псих.труды. В 2т. Т.1. – М., 1980.
для учащихся
Зюзько И.В. Пять шагов к себе. – М., 1992.