Цель проекта: заинтересовать родителей в сохранении народных традиций семейного рукоделия, ознакомить их с приемами изготовления простой куклы из ткани. Познакомить родителей и детей с традиционной русской колыбельной песней. Вызвать желание взрослых передать все изученные приемы детям.
Задачи проекта:
- развивать интерес детей к ручным умениям в быту, посредством знакомства с историей традиционных русских ремесел – шитье, вышивание, ткачество, прядение.
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного быта.
- воспитывать у детей желание трудиться, выполняя дело вместе с родителями, поддерживать потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
- содействовать воспитанию навыков пестования маленьких детей (пеленания, пения колыбельных песен, укачивания, бережного ухода).
Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители детей, посещающих ДОУ.
Время реализации проекта: с 30 сентября по 30 декабря.
Этапы реализации проекта:
- 1-й этап: подготовительный (сентябрь-октябрь) – сбор информации, материала.
- 2-й этап: организационный (октябрь-ноябрь) – создание экспозиции в музее МДОУ, разработка содержания работы с детьми, сценарий развлечения.
- 3-й этап: формирующий (ноябрь-декабрь) – проведение встречи с детьми и их родителями, организация совместного развлечения.
- 4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы знания о русской кукле – закрутке, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления.
- у старших дошкольников развивается познавательный интерес к русской колыбельной песне, национальным традициям ее использования в быту.
- родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Формы реализации проекта:
- тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
- создание в музее ДОУ экспозиции с использованием тряпичных самодельных кукол.
- экскурсия в музей ДОУ.
- занятия по изодеятельности, музыкальному развитию детей.
- разучивание и исполнение колыбельных песен.
Презентация проекта: совместное развлечение для детей и родителей “Кукла-закрутка и колыбельная”.
Кукла-закрутка и колыбельная
Сценарий музыкального развлечения для детей
старшей группы и родителей
Предварительная работа с детьми:
- разучивание стихов и колыбельных, игр, частушек. Предварительная работа с родителями.
- Беседы о старинных русских промыслах.
- Изучение технологии изготовления куклы закрутки.
Ход занятия
Действие начинается в музее-избе. По середине – большая русская прялка, за которой сидит баба – тряпичная кукла. В углу – русская печь, на которой сидит дед – кукла с балалайкой. Звучит РНМ “Полянка”. Все входят в избу.
Ведущий: Дети, вот мы и в гостях! В настоящей русской избе! Здравствуйте, Хозяин и Хозяйка! Молчат! Дети, давайте все дружно поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Звучит фонограмма с голосом.
Хозяин: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома!
Хозяйка: Веселья вам да радости! Проходите в нашу светлицу! Поработать да повеселиться!
Ведущий: Хозяева дорогие, как красиво у вас в избе! Половики тканые, рушники вышитые, а утвари сколько разной! Все такое ладное, яркое, научите наших детей, как можно руками красоту такую создать!
Хозяйка: Мы бы научили, да только в эту пору дел полно. Есть у нас внученька – Аннушка, вот кто вам все расскажет и научит. Выкатывается клубочек на середину избы.
Хозяин: Вы клубочек смотайте, он вас к нашей внученьке и приведет.
Ведущий: И правда, хватит говорить, лучше увидеть и услышать! Хороша веревка длинная, а речь короткая! Звучит спокойная РНМ, ведущий начинает сматывать клубочек, все дети и взрослые проходят за ним в зал, рассаживаются по местам.
На скамье сидит девушка – внучка в народном костюме, качает в руках куклу- закрутку и поет:
А баю, а баю, баю
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Приговариваю:
“Усни, Машенька, усни,
Сладкий сон тебя возьми! ”
Байки, баеньки, покой!
Маша, глазоньки закрой!
Ведущий: Аннушка, дух переведи, с нами посиди! Нас к тебе твои дедушка да бабушка отправили, сказали, что про народные промыслы ты нам всем поведаешь.
Аннушка встает, кладет куклу в колыбельку. Кланяется русским поклоном.
Аннушка: Здравствуйте всем! В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни посуду из глины лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. То песню затянут, то шуткой перебросятся. А матери у которых были дети малые и работали и колыбель качали, да колыбельные пели. И ваши мамы умеют рукодельничать. Ответьте на вопрос: “Когда мама садится за машинку, да берет в руки нитку с иголкой, как это ремесло называется?”
Дети: Шитье!
Аннушка: (берет в руки корзинку). А, что же бабушка делает, когда у нее в руках пяльца, иголка и цветные нитки? (Достает из корзинки и показывает.)
Дети: Вышивает!
Аннушка: Молодцы! А вот когда такие предметы ручного труда в руках оказываются: клубок ниток, крючок, спицы?
Дети: Вязание!
Аннушка:
Становись, честной народ!
Будем мы сейчас играть!
Свои ножки разминать!
Я – иголочка тоненька!
А вы – ниточка длинненька!
Куда иголочка – туда и ниточка!
Проводится подвижная игра “Нитка – иголка” под музыку РНМ “Калинка”. Дети по залу двигаются змейкой за Аннушкой. Затем – садятся на места.
Ребенок 1:
А наши девицы – рукодельницы.
Рукодельницы – не бездельницы!
Ну-ка, девицы выходите,
Свое уменье покажите!
Выходят 4 девочки.
Ребенок 2:
Мы будем песню запевать,
А вы – ниточку в клубочек мотать.
А ну, ребята, запевайте!
Песню шуточную – частушечную!
Группа детей поет “Частушки”. Девочки в это время сматывают нитки в клубочки. Игра – соревнование “Чей клубочек удалее?”
“Частушки”
Мы девчоночки – умейки:
Вышиваем и прядем.
Мы частушки сочиняем,
Очень весело живем!Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я Андрюшу поджидала
Часами, минутками.Дайте лен, дайте лен –
Сорок девять веретен.
Стану прясть, попрядывать –
На дружка поглядывать.Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Нужно все клубки смотать!
Ведущий: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше да тяжелее?
Дети садятся на места. Звучит фонограмма детского плача.
Аннушка: Вы слыхали? Вы слыхали?
Ведущий: Вижу я, самое время в молчанку играть. Раз, Два, три – замри!
Аннушка берет в руки куклу закрутку: Машеньку разбудили!
Ведущий: Девочки подруженьки, выходите! Помогите Машеньку пестовать да укачивать.
Выходят дети, поют колыбельную и передают куклу друг – другу. Один ребенок в костюме кота, выполняет все движения по тексту колыбельной. Инсценированное действие.
Котик серый, котик белый,
Приходи к нам ночевать,
Не работушку работать,
Нашу Машеньку качать.Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать!А как я тебе коту,
За работу заплачу:
Дам кувшинчик молочка
И кусочек пирожка.Котик, серенький коток,
Приходи к нам на часок!
Котик ниточки мотай,
Наша, Маша, засыпай!
Аннушка: Уснула кукла моя Машенька! Ай-да складная песня колыбельная ваша. С хорошей доброй песней любое дело спориться. Так и в старину мамки колыбели качали да делом занимались. А вы, дети, хотите потрудиться?
Дети: Да!
Аннушка: С любым делом готовы справиться?
Дети: Да!
Аннушка: Хочется мне, чтобы на память о нашей встрече у каждого из вас осталось вот такая кукла – закрутка – Машенька. Сделаем мы ее своими руками. Правда, без помощи ваших мам, нам не обойтись.
Дети с мамами рассаживаются за столы, на которых расположены светлые лоскутки льняной или хлопчатобумажной ткани, много пестрых лоскутков, белые суровые нитки, ножницы. Звучит тихая инструментальная народная музыка.
Ведущий: Нет радости краше усталости! И так круглый год в работе крестьянской. С богом начинают – руками заканчивают! Итак:
- Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляем ее ниткой по краям – это рук “для куклы”.
- Делаем головку и руки куклы: кладем свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибаем квадрат по диагонали и закрепляем голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию так же перевязываем, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.
- Затем куклу пеленают.
- На голову можно повязать платочек из пестрой ткани. Самая простая кукла готова.
– Дети, а почему же наша Машенька зовется кукла закрутка?
Звучат ответы детей.
Аннушка: Теперь у каждой деточки по куколке! Радость, то какая! Будете песни колыбельные петь да меня вспоминать.
Ведущий: Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка. Колыбельные внушают чувство уверенности, защищенность от беды, ребенок купается в ласке. Мамы, пойте своему ребенку, как пели наши прапрабабушки в стародавние времена. Пойте, когда гуляете со своим малышом, когда ребенок засыпает в кроватке. И однажды, вы услышите, как малыш что-то начнет подпевать вам. А это такое счастье!
“Мамина песня”
- За окошком вечер
Зажигает звезды,
И луна большая
Как фонарь горит.
Мне пора ложиться
И опять тихонько
Мамочка мне сказку говорит.
- Мамочка родная,
Нет тебя дороже!
Очень – очень крепко
Я тебя люблю.
Сядь со мной поближе,
Я прижмусь щекою,
Ты споешь мне песенку свою.
Припев:
Про царя и про царицу,
Про прекрасную Жар-птицу,
Про Ивана-чудака
И про друга горбунка.
Припев.