Презентация авторского игрового проекта "Клуб путешественников для детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить.
А. Дистервег

Цель и задачи

Все взрослые время от времени задумываются о счастье и пытаются дать ему определение. Для кого-то это здоровье близких людей; для кого-то это карьера и профессиональный рост. Для кого-то это любовь, семья и т.д. Но в любом случае, человек счастлив, когда он получает радость от жизни. А радость мы испытываем, когда в нашей жизни есть успешность и признание в любви, работе, человеческих отношениях, да где угодно.

А что такое счастье для детей? Это тоже самое – получать от жизни радостью. Потому что ребёнок этой радостью растёт. И чем больше радости в детстве, тем светлее ему будет идти по жизни, став взрослым человеком. Так же как и взрослые, ребёнок счастлив, когда у него есть успех и признание. Когда он интересен людям, и у него есть друзья (т.е. социально адаптирован). Когда он много знает, много умеет и хорошо воспитан.

Состояние счастья быстротечно, но воспоминания о нём длятся долгие-долгие годы. На протяжении всей жизни они сопутствуют нам, и помогают в трудные минуты, вселяют чувство уверенности и защищённости.

Вот и у нас возникла внутренняя человеческая потребность, необходимость сделать детство ребёнка радостным и счастливым, дать возможность почувствовать свою успешность и признание.

Чтобы эта идея стала реальной, создан был педагогический проект “Клуб путешественников”, целью которого стало формирование активной социальной позиции личности дошкольника.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, чтобы стать социально-активной личностью, ребенку нужно:

  • уметь быть любопытным, любознательным, удивляться и мечтать, что позволит в будущем, избежать состояния пресыщенности и скуки, а значит, поможет не потерять интереса к жизни.
  • быть человеком не только исполнительным, но активным и творческим, способным;
  • работать с информацией, начиная с рисунков книги и заканчивая видом из окна;
  • анализировать различные стороны явлений (хорошо – плохо, за – против), уметь изменять свою точку зрения под воздействием фактов и аргументов;
  • уметь сомневаться и задавать вопросы, поскольку есть мнение, что о человеке судят не потому, что он говорит, а как он умеет задавать вопросы, что является показателем умения знакомиться и поддерживать беседу;
  • уметь слушать людей, даже если с ними не согласен, выражать свою точку зрения и с уважением относиться к мнению другого человека;
  • уметь быть эмоциональным, но и видеть причинно-следственные связи и решать элементарные детские логические задачи;
  • самостоятельно принимать решения, уметь принимать свои ошибки и быть способным на поступок.

Всё это – самые обыкновенные умения и навыки, которые нужны самому обыкновенному человеку, в самой обыкновенной взрослой жизни, если он хочет быть успешным и счастливым.

Достоинством проекта является то, что он позволяет в комплексе решить многие задачи, стоящие перед воспитателем (рис.1), среди которых приоритетными являются:

  1. Создание условий для формирования познавательного интереса дошкольников. У детей возникает желание учиться, их не надо заставлять читать писать, думать.
  2. Социальное развитие, где приоритетным становится воспитание толерантности. Это – воспитание чувства уважения к себе и другому человеку – к его мнению, культуре и вероисповеданию. Это признание права другого человека быть таким, какой он есть, особенно если у этого человека не только глаза, волосы и кожа другого цвета, но и другие манеры поведения, другая история и традиции.
  3. Расширение знаний об окружающем мире, основанное на личном опыте ребят, учитывая их потребности и интересы.
  4. Активизация поисковой деятельности, в результате которой приобретаются навыки самостоятельно находить новые знания. Развитие исследовательского мышления, а не только накопление заученных знаний.
  5. Речевое развитие. Материал, который находит ребенок, является для него настолько интересным, что он готов рассказать о нем всем, поделиться своими впечатлениями. Возникает потребность в общении, за счёт обогащается словарный запас, развивается содержательность, связность и выразительность речи.
  6. Развитие высших психических функций: речи, памяти, внимания, воображения, всего того, на основе чего формируется мышление.
  7. Эмоциональное развитие – быть отзывчивым, способным к сопереживанию, уметь сострадать, понимать настроение других людей.
  8. Знакомство с художественной литературой и развитие интереса и любви к книгам.

Возможности “Клуба путешественников” в педагогическом процессе.

Преимущество “Клуба путешественников”, как формы работы с детьми, заключается в том, что это, по сути, универсальный инструмент, дающий педагогу широкие возможности (рис. 2).

  1. Форма организации совместной деятельности в виде клуба путешественников не нова. Здесь есть интрига, загадка. Но самое главное – это понятно и интересно детям, потому что это – игра.
  2. Путешествие – это всегда праздник, который для детей дошкольного возраста всегда служит своеобразным психотерапевтическим средством, благодаря которому ребёнок имеет возможность отдохнуть от регламентированной жизни, получить новые эмоции, выплеснуть накопившуюся энергию.
  3. Возможность рассмотреть мир, как пространство сосуществования разных народов и культур, а значит воспитать понимание того, что жизнь намного больше, чем мы её иногда представляем. И даже если не всё детям будет понятно, они получат яркие впечатления и переживут общий подъём, который в дальнейшем будет способствовать развитию интереса и познавательной деятельности.
  4. Клуб путешественников – это универсальный “инструмент” в руках педагога, который даёт возможность решать любые образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые ставит перед собой программа развития и воспитания детей в детском саду, через разные виды деятельности: наблюдение, использование художественной литературы, театрализованные игры, рисование, математические игры.
  5. Возможность спланировать индивидуальную работу с “трудным ребенком”, которая даст ему возможность проявить себя как личность, раскрыть для окружающих свои способности, завоевать авторитет, повысить самооценку, а значит почувствовать себя признанным и успешным.
  6. Возможность подружить между собой не только детей, но и их родителей, вовлечь их в общее дело, заинтересовать делами, которые происходят в детском саду.
  7. Возможность почувствовать свою успешность не только детям, но и педагогам, которые видят результат дела, которым занимаются.

Принципы организации “Клуба путешественников”.

За несколько лет у нас выработались определенные принципы работы с детьми, которых мы стараемся всегда придерживаться (см. рис. 3).

  1. “Здесь и сейчас”. Ребёнок не готовится к жизни, он сейчас живёт полноценной жизнью, и его личные проблемы столь же реальны и важны для него, как и личные проблемы, возникающие у взрослых.
  2. “Чувствовать, познавать, творить”. Преемственность с программой “Детство”, главной идеей которой является личностно-ориентированная модель обучения и ценность личности, индивидуально – дифференцированный подход к детям. Ребёнок – главное действующее лицо, вокруг которого и для которого всё выстраивается и образуется.
  3. “Я сам!”. Соответствие современным требованиям обучения дошкольников, а именно: развивающий характер обучения, обеспечение максимальной активности детей, преобладание самостоятельного процесса познания, в связи с тем, что развитие человека и, в частности, ребёнка происходит через активное взаимодействие с окружающей жизнью.
  4. “Что ни сделал, все хорошо!”. Непременное включение каждого ребенка в творческую деятельность в соответствии с его возможностями.
  5. “Ты – молодец и я – молодец!” Создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального подъёма и ощущения успеха.
  6. “Мне интересно!”. Доступность понимания, занимательность.
  7. “Я – человек”. Ориентация на общечеловеческие и семейные ценности.

Технология организации совместной деятельности.

Организация “путешествия-погружения” происходит в три этапа (рис.4):

Рис. 4. Этапы организации “Клуба путешественников”.

Первый этап“вызов”, “приглашение”, задача которого заинтересовать, обратиться к прошлому ребёнка и воссоздать все то, что уже знает (что – то видел, что-то слышал, о чём-то догадывается). Это важно, поскольку новое знание становиться прочным и усваивается лучше в разы, если есть связь с прошлым, в контексте того, что человек уже знает и понимает.

На данном этапе годятся любые приёмы, которые помогут сформировать личный интерес, мотивируют на дальнейшую познавательную и творческую деятельность, вызовут желание искать ответы на вопросы и проблемные ситуации.

Это могут быть: загадки, истории в деталях. Приёмы: “ Веришь – не веришь”, “Самый, самый”, “Если бы”, “Выглядит, как…звучит как...”, “ Дерево предсказаний”, приём ассоциаций перепутанные логические цепочки.

Например: “Закройте глаза, и постарайтесь вслушаться в слово, которое я сейчас произнесу. Африка! Какие образы, картины, мысли, истории возникают у вас, когда вы слышите слово Африка?”.

Или: “ Милые дети, вы любите картофель фри? А кукурузу? А мороженое, особенно шоколадное?

А наряжаться любите, например, в модные-премодные джинсы?

А вы знаете, что всё это мы могли бы и не знать, ели бы однажды, один путешественник не решил отправиться в путешествие, если бы он, совершенно случайно, по ошибке не открыл новые земли? Хотите узнать имя путешественника? А название материка? Тогда отправляемся в путешествие…”

Второй этап – “осмысление” подразумевает ответы на вопросы “Что? Где? Когда?”, получение новой информации, погружение в самое интересное, живой обмен мнениями и знаниями, и, как правило, организация путешествия.

Задача этапа – сохранить интерес к теме, поддержать активность.

Приёмы:

  • проблемные ситуации, когда нужно что-то расшифровать, найти ошибку, построить логическую цепочку;
  • используются приёмы “ за-против”, “ хорошо-плохо-интересно”, “ тонкие, толстые вопросы”. Чем большей информацией владеет педагог, тем больше интересных занятий он сможет подарить воспитанникам. Поэтому этап осмысления полностью зависит от компетентности, общей эрудиции и культуры педагога.

Третий этап – рефлексия, этап, на котором осмысливаются новые знания и активно перестраиваются свои представления в соответствии с новой информацией. Дети выражают новое знание своими словами, значит, осуществляется развитие речи.

Происходит обращение к самому себе – что я узнал нового, что оказалось верным, а в чём заблуждался; выработка собственного отношения к новому материалу, выявление ещё непознанного (новый вызов или новая мотивация – хочу знать ещё больше):

  • анализ своей успешности и не успешности;
  • работа над ошибками;
  • совместная продуктивная творческая деятельность, например создание книги-альбома по теме или работа над индивидуальным бортовым журналом путешественника, мини-сочинения, выполненные вместе с родителями.

Программа Клуба путешественников.

Открытие клуба и посвящение новых детей происходит каждый год.

Чтобы у детей возникло желание стать путешественником и участвовать в общем деле, у Клуба должна быть своя история, которую необходимо презентовать – показать фотографии, детские работы, бортовые журналы путешественников прошлых лет. Пусть о Клубе расскажут сами дети.

Если истории у Клуба нет по причине того, что он существует недавно, тогда эту историю нужно придумать.

Например. “Дорогие милые дети!

Сегодня мы хотели бы рассказать вам одну историю.

Однажды, в одной из библиотек города, мы нашли старинную книгу, с пожелтевшими от времени страницами.

Мы листали эту книгу и как завороженные не могли оторваться.

В этой книге были старые карты, схемы, рассказы о путешествиях, путешественниках.

Были рисунки самих путешественников о том, что они видели и как они представляли нашу Землю. Были истории о пиратах и советы, о том, как себя вести в случае встречи с аборигенами, или как выжить тогда, когда кажется, что никакого выхода нет.

И тогда мы подумали о том, что вряд ли найдётся хоть один человек, который не любил бы путешествовать. А потом нам в голову пришла мысль – почему бы нам не организовать Клуб путешественников. И тогда мы сможем путешествовать, пусть не по-настоящему, пусть понарошку, но сможем путешествовать и в прошлое и в будущее, сможем встретиться с пиратами Карибского моря, а может быть с племенами индейцев. А, может быть, отправимся на Олимпийские Игры в Древнюю Грецию, а, может быть, встретим Новый год в Антарктиде с пингвинами. И сегодня, в наш Клуб Путешественников приглашаем вас”.

Программа путешествий рассчитана на 2 года.

Задача первого года – пробудить чувство любви к Родине через расширение знаний об истории, культуре и традициях нашей страны и народа и развитие духовности.

Задача второго года – это воспитание толерантности через формирование представлений об истории и культуре других стран и народов.

В каждом путешествии есть своя идея, то, что становится главным, вокруг чего и для чего всё организуется.

Путешествие “Как Москва строилась” знакомит с историей России, приобщает детей к истокам русской народной культуры.

Путешествие “Город мой любимый, город мой родной” приглашает вспомнить о великих людях, которые жили в нашем городе: А.С.Пушкин, И.А. Крылов, К.И. Чуковский, и той памяти, которую они нам о себе оставили. Задуматься о том, а за что нам может быть благодарен наш город.

Путешествие в Калевалу приглашает задуматься о самой главной ценности в жизни любого человека, ради которой люди рождаются и во имя которой умирают – это Любовь.

О красоте северного края, о мужестве суровых поморов, о создании Российского флота можно узнать во время путешествия в Архангельск.

Познакомиться с историей русской письменности, грамоты, родной речи можно, отправившись в древний Великий Новгород.

Путешествие “Малахитовая шкатулка” расширяет знания об истории Земли и её богатстве, формирует представления о минералах и полезных ископаемых. Воспитывает чувство уважения и бережного отношения к своей земле.

Идея путешествия в Африку заключается в том, что у детей есть возможность осуществить превращение и представить себя коренными жителями Африки – папуасами. Для чего? Для того чтобы понять, что, не смотря на отличия в образе жизни взрослых, африканские дети ничем не отличаются от нас. Дети и в Африке остаются детьми, и забавы у них похожие.

Путешествие по легендам Древней Греции даёт возможность через знакомство с художественными произведениями (Легенды Древней Греции), а также Чудесами Света формировать представление детей об истории развития человеческой культуры; приглашает к разговору о том, что такое чудо, на мой взгляд, какое чудо я смог бы подарить любимому человеку или своему другу.

Путешествие “Индейцы Великих озёр” тоже связано с развитием человеческой культуры и великой древней мудростью – правилами жизни индейских племён, которые остались актуальны и для цивилизованного человека 21 века. Например:

“Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал”.

“Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица – только тогда вы поймёте, что деньги нельзя есть”.

В заключение нам хотелось бы выразить уверенность, что наша совместная с детьми и родителями деятельность в “Клубе путешественников” развивает в наших воспитанниках те качества, которые помогут им не растеряться во взрослой жизни и каждому из них в будущем стать:

  • просто хорошим человеком: добрым, воспитанным, интеллигентным.
  • интересным и образованным человеком, рядом с которым было бы приятно находиться.
  • человеком, который способен радоваться повседневным эпизодам жизни, и принимать жизнь такую, какая она есть, а для этого уметь видеть красоту в простых вещах, явлениях окружающего мира.