Воспитание
достигло своей цели, когда человек обладает
силой и волей самого себя образовывать и знает
способ и средства, как это осуществить. |
Цель и задачи
Все взрослые время от времени задумываются о счастье и пытаются дать ему определение. Для кого-то это здоровье близких людей; для кого-то это карьера и профессиональный рост. Для кого-то это любовь, семья и т.д. Но в любом случае, человек счастлив, когда он получает радость от жизни. А радость мы испытываем, когда в нашей жизни есть успешность и признание в любви, работе, человеческих отношениях, да где угодно.
А что такое счастье для детей? Это тоже самое – получать от жизни радостью. Потому что ребёнок этой радостью растёт. И чем больше радости в детстве, тем светлее ему будет идти по жизни, став взрослым человеком. Так же как и взрослые, ребёнок счастлив, когда у него есть успех и признание. Когда он интересен людям, и у него есть друзья (т.е. социально адаптирован). Когда он много знает, много умеет и хорошо воспитан.
Состояние счастья быстротечно, но воспоминания о нём длятся долгие-долгие годы. На протяжении всей жизни они сопутствуют нам, и помогают в трудные минуты, вселяют чувство уверенности и защищённости.
Вот и у нас возникла внутренняя человеческая потребность, необходимость сделать детство ребёнка радостным и счастливым, дать возможность почувствовать свою успешность и признание.
Чтобы эта идея стала реальной, создан был педагогический проект “Клуб путешественников”, целью которого стало формирование активной социальной позиции личности дошкольника.
Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, чтобы стать социально-активной личностью, ребенку нужно:
- уметь быть любопытным, любознательным, удивляться и мечтать, что позволит в будущем, избежать состояния пресыщенности и скуки, а значит, поможет не потерять интереса к жизни.
- быть человеком не только исполнительным, но активным и творческим, способным;
- работать с информацией, начиная с рисунков книги и заканчивая видом из окна;
- анализировать различные стороны явлений (хорошо – плохо, за – против), уметь изменять свою точку зрения под воздействием фактов и аргументов;
- уметь сомневаться и задавать вопросы, поскольку есть мнение, что о человеке судят не потому, что он говорит, а как он умеет задавать вопросы, что является показателем умения знакомиться и поддерживать беседу;
- уметь слушать людей, даже если с ними не согласен, выражать свою точку зрения и с уважением относиться к мнению другого человека;
- уметь быть эмоциональным, но и видеть причинно-следственные связи и решать элементарные детские логические задачи;
- самостоятельно принимать решения, уметь принимать свои ошибки и быть способным на поступок.
Всё это – самые обыкновенные умения и навыки, которые нужны самому обыкновенному человеку, в самой обыкновенной взрослой жизни, если он хочет быть успешным и счастливым.
Достоинством проекта является то, что он позволяет в комплексе решить многие задачи, стоящие перед воспитателем (рис.1), среди которых приоритетными являются:
- Создание условий для формирования познавательного интереса дошкольников. У детей возникает желание учиться, их не надо заставлять читать писать, думать.
- Социальное развитие, где приоритетным становится воспитание толерантности. Это – воспитание чувства уважения к себе и другому человеку – к его мнению, культуре и вероисповеданию. Это признание права другого человека быть таким, какой он есть, особенно если у этого человека не только глаза, волосы и кожа другого цвета, но и другие манеры поведения, другая история и традиции.
- Расширение знаний об окружающем мире, основанное на личном опыте ребят, учитывая их потребности и интересы.
- Активизация поисковой деятельности, в результате которой приобретаются навыки самостоятельно находить новые знания. Развитие исследовательского мышления, а не только накопление заученных знаний.
- Речевое развитие. Материал, который находит ребенок, является для него настолько интересным, что он готов рассказать о нем всем, поделиться своими впечатлениями. Возникает потребность в общении, за счёт обогащается словарный запас, развивается содержательность, связность и выразительность речи.
- Развитие высших психических функций: речи, памяти, внимания, воображения, всего того, на основе чего формируется мышление.
- Эмоциональное развитие – быть отзывчивым, способным к сопереживанию, уметь сострадать, понимать настроение других людей.
- Знакомство с художественной литературой и развитие интереса и любви к книгам.
Возможности “Клуба путешественников” в педагогическом процессе.
Преимущество “Клуба путешественников”, как формы работы с детьми, заключается в том, что это, по сути, универсальный инструмент, дающий педагогу широкие возможности (рис. 2).
- Форма организации совместной деятельности в виде клуба путешественников не нова. Здесь есть интрига, загадка. Но самое главное – это понятно и интересно детям, потому что это – игра.
- Путешествие – это всегда праздник, который для детей дошкольного возраста всегда служит своеобразным психотерапевтическим средством, благодаря которому ребёнок имеет возможность отдохнуть от регламентированной жизни, получить новые эмоции, выплеснуть накопившуюся энергию.
- Возможность рассмотреть мир, как пространство сосуществования разных народов и культур, а значит воспитать понимание того, что жизнь намного больше, чем мы её иногда представляем. И даже если не всё детям будет понятно, они получат яркие впечатления и переживут общий подъём, который в дальнейшем будет способствовать развитию интереса и познавательной деятельности.
- Клуб путешественников – это универсальный “инструмент” в руках педагога, который даёт возможность решать любые образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые ставит перед собой программа развития и воспитания детей в детском саду, через разные виды деятельности: наблюдение, использование художественной литературы, театрализованные игры, рисование, математические игры.
- Возможность спланировать индивидуальную работу с “трудным ребенком”, которая даст ему возможность проявить себя как личность, раскрыть для окружающих свои способности, завоевать авторитет, повысить самооценку, а значит почувствовать себя признанным и успешным.
- Возможность подружить между собой не только детей, но и их родителей, вовлечь их в общее дело, заинтересовать делами, которые происходят в детском саду.
- Возможность почувствовать свою успешность не только детям, но и педагогам, которые видят результат дела, которым занимаются.
Принципы организации “Клуба путешественников”.
За несколько лет у нас выработались определенные принципы работы с детьми, которых мы стараемся всегда придерживаться (см. рис. 3).
- “Здесь и сейчас”. Ребёнок не готовится к жизни, он сейчас живёт полноценной жизнью, и его личные проблемы столь же реальны и важны для него, как и личные проблемы, возникающие у взрослых.
- “Чувствовать, познавать, творить”. Преемственность с программой “Детство”, главной идеей которой является личностно-ориентированная модель обучения и ценность личности, индивидуально – дифференцированный подход к детям. Ребёнок – главное действующее лицо, вокруг которого и для которого всё выстраивается и образуется.
- “Я сам!”. Соответствие современным требованиям обучения дошкольников, а именно: развивающий характер обучения, обеспечение максимальной активности детей, преобладание самостоятельного процесса познания, в связи с тем, что развитие человека и, в частности, ребёнка происходит через активное взаимодействие с окружающей жизнью.
- “Что ни сделал, все хорошо!”. Непременное включение каждого ребенка в творческую деятельность в соответствии с его возможностями.
- “Ты – молодец и я – молодец!” Создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального подъёма и ощущения успеха.
- “Мне интересно!”. Доступность понимания, занимательность.
- “Я – человек”. Ориентация на общечеловеческие и семейные ценности.
Технология организации совместной деятельности.
Организация “путешествия-погружения” происходит в три этапа (рис.4):
Рис. 4. Этапы организации “Клуба путешественников”.
Первый этап – “вызов”, “приглашение”, задача которого заинтересовать, обратиться к прошлому ребёнка и воссоздать все то, что уже знает (что – то видел, что-то слышал, о чём-то догадывается). Это важно, поскольку новое знание становиться прочным и усваивается лучше в разы, если есть связь с прошлым, в контексте того, что человек уже знает и понимает.
На данном этапе годятся любые приёмы, которые помогут сформировать личный интерес, мотивируют на дальнейшую познавательную и творческую деятельность, вызовут желание искать ответы на вопросы и проблемные ситуации.
Это могут быть: загадки, истории в деталях. Приёмы: “ Веришь – не веришь”, “Самый, самый”, “Если бы”, “Выглядит, как…звучит как...”, “ Дерево предсказаний”, приём ассоциаций перепутанные логические цепочки.
Например: “Закройте глаза, и постарайтесь вслушаться в слово, которое я сейчас произнесу. Африка! Какие образы, картины, мысли, истории возникают у вас, когда вы слышите слово Африка?”.
Или: “ Милые дети, вы любите картофель фри? А кукурузу? А мороженое, особенно шоколадное?
А наряжаться любите, например, в модные-премодные джинсы?
А вы знаете, что всё это мы могли бы и не знать, ели бы однажды, один путешественник не решил отправиться в путешествие, если бы он, совершенно случайно, по ошибке не открыл новые земли? Хотите узнать имя путешественника? А название материка? Тогда отправляемся в путешествие…”
Второй этап – “осмысление” подразумевает ответы на вопросы “Что? Где? Когда?”, получение новой информации, погружение в самое интересное, живой обмен мнениями и знаниями, и, как правило, организация путешествия.
Задача этапа – сохранить интерес к теме, поддержать активность.
Приёмы:
- проблемные ситуации, когда нужно что-то расшифровать, найти ошибку, построить логическую цепочку;
- используются приёмы “ за-против”, “ хорошо-плохо-интересно”, “ тонкие, толстые вопросы”. Чем большей информацией владеет педагог, тем больше интересных занятий он сможет подарить воспитанникам. Поэтому этап осмысления полностью зависит от компетентности, общей эрудиции и культуры педагога.
Третий этап – рефлексия, этап, на котором осмысливаются новые знания и активно перестраиваются свои представления в соответствии с новой информацией. Дети выражают новое знание своими словами, значит, осуществляется развитие речи.
Происходит обращение к самому себе – что я узнал нового, что оказалось верным, а в чём заблуждался; выработка собственного отношения к новому материалу, выявление ещё непознанного (новый вызов или новая мотивация – хочу знать ещё больше):
- анализ своей успешности и не успешности;
- работа над ошибками;
- совместная продуктивная творческая деятельность, например создание книги-альбома по теме или работа над индивидуальным бортовым журналом путешественника, мини-сочинения, выполненные вместе с родителями.
Программа Клуба путешественников.
Открытие клуба и посвящение новых детей происходит каждый год.
Чтобы у детей возникло желание стать путешественником и участвовать в общем деле, у Клуба должна быть своя история, которую необходимо презентовать – показать фотографии, детские работы, бортовые журналы путешественников прошлых лет. Пусть о Клубе расскажут сами дети.
Если истории у Клуба нет по причине того, что он существует недавно, тогда эту историю нужно придумать.
Например. “Дорогие милые дети!
Сегодня мы хотели бы рассказать вам одну историю.
Однажды, в одной из библиотек города, мы нашли старинную книгу, с пожелтевшими от времени страницами.
Мы листали эту книгу и как завороженные не могли оторваться.
В этой книге были старые карты, схемы, рассказы о путешествиях, путешественниках.
Были рисунки самих путешественников о том, что они видели и как они представляли нашу Землю. Были истории о пиратах и советы, о том, как себя вести в случае встречи с аборигенами, или как выжить тогда, когда кажется, что никакого выхода нет.
И тогда мы подумали о том, что вряд ли найдётся хоть один человек, который не любил бы путешествовать. А потом нам в голову пришла мысль – почему бы нам не организовать Клуб путешественников. И тогда мы сможем путешествовать, пусть не по-настоящему, пусть понарошку, но сможем путешествовать и в прошлое и в будущее, сможем встретиться с пиратами Карибского моря, а может быть с племенами индейцев. А, может быть, отправимся на Олимпийские Игры в Древнюю Грецию, а, может быть, встретим Новый год в Антарктиде с пингвинами. И сегодня, в наш Клуб Путешественников приглашаем вас”.
Программа путешествий рассчитана на 2 года.
Задача первого года – пробудить чувство любви к Родине через расширение знаний об истории, культуре и традициях нашей страны и народа и развитие духовности.
Задача второго года – это воспитание толерантности через формирование представлений об истории и культуре других стран и народов.
В каждом путешествии есть своя идея, то, что становится главным, вокруг чего и для чего всё организуется.
Путешествие “Как Москва строилась” знакомит с историей России, приобщает детей к истокам русской народной культуры.
Путешествие “Город мой любимый, город мой родной” приглашает вспомнить о великих людях, которые жили в нашем городе: А.С.Пушкин, И.А. Крылов, К.И. Чуковский, и той памяти, которую они нам о себе оставили. Задуматься о том, а за что нам может быть благодарен наш город.
Путешествие в Калевалу приглашает задуматься о самой главной ценности в жизни любого человека, ради которой люди рождаются и во имя которой умирают – это Любовь.
О красоте северного края, о мужестве суровых поморов, о создании Российского флота можно узнать во время путешествия в Архангельск.
Познакомиться с историей русской письменности, грамоты, родной речи можно, отправившись в древний Великий Новгород.
Путешествие “Малахитовая шкатулка” расширяет знания об истории Земли и её богатстве, формирует представления о минералах и полезных ископаемых. Воспитывает чувство уважения и бережного отношения к своей земле.
Идея путешествия в Африку заключается в том, что у детей есть возможность осуществить превращение и представить себя коренными жителями Африки – папуасами. Для чего? Для того чтобы понять, что, не смотря на отличия в образе жизни взрослых, африканские дети ничем не отличаются от нас. Дети и в Африке остаются детьми, и забавы у них похожие.
Путешествие по легендам Древней Греции даёт возможность через знакомство с художественными произведениями (Легенды Древней Греции), а также Чудесами Света формировать представление детей об истории развития человеческой культуры; приглашает к разговору о том, что такое чудо, на мой взгляд, какое чудо я смог бы подарить любимому человеку или своему другу.
Путешествие “Индейцы Великих озёр” тоже связано с развитием человеческой культуры и великой древней мудростью – правилами жизни индейских племён, которые остались актуальны и для цивилизованного человека 21 века. Например:
“Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал”.
“Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица – только тогда вы поймёте, что деньги нельзя есть”.
В заключение нам хотелось бы выразить уверенность, что наша совместная с детьми и родителями деятельность в “Клубе путешественников” развивает в наших воспитанниках те качества, которые помогут им не растеряться во взрослой жизни и каждому из них в будущем стать:
- просто хорошим человеком: добрым, воспитанным, интеллигентным.
- интересным и образованным человеком, рядом с которым было бы приятно находиться.
- человеком, который способен радоваться повседневным эпизодам жизни, и принимать жизнь такую, какая она есть, а для этого уметь видеть красоту в простых вещах, явлениях окружающего мира.