Возрастная адресованность: дошкольники 6 лет.
Длительность мероприятия: 30 мин.
Проводится на этапе “Вызов” в рамках игрового проекта для детей старшего дошкольного возраста “Клуб путешественников” с целью заинтересовать, обратиться к прошлому опыту ребёнка, сформировать личный интерес и мотивировать на дальнейшую познавательную и творческую деятельность.
Педагогический замысел.
- Содействовать формированию целостной картины мира, чувства принадлежности к мировому сообществу, расширять кругозор детей в процессе знакомства с историей Древней Греции как части мировой культуры и культуры нашей страны. Формировать представления о гендерной принадлежности.
- Содействовать самостоятельному обнаружению связей и зависимостей между явлениями, объектами и в процессе знакомства с различными системами символов (древнегреческие цифры, буквы, спортивные пиктограммы). Побуждать дошкольников свободно высказывать, обосновывать и доказывать свое мнение.
- Содействовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками: умение выслушать другого, высказаться перед другими, учитывать мнение другого в процессе сотрудничества.
Предварительная работа.
- Материалы к занятию: хитоны (сшить из белой ткани), модели музыкальных инструментов (лира, свирель), минералы, колбы, оружие (меч и щит), счётные палочки, дощечки, покрытые воском, доска, мел, спортивные маты, фланелеграф и карточки со схемами разных видов спорта, фотографии с изображениями предметов легенд Древней Греции, спортивный журнал.
- Предварительной подготовки детей не нужно.
Примерный ход совместной деятельности
1. Знакомство с детьми
2. Рассматривание спортивного журнала
Привлечение внимания детей к теме Олимпиады “Сочи 2014” – важному событию в жизни России и мира. Значение слова “олимпиада”, происхождение олимпиады.
Постановка проблемы: почему историю Древней Греции знает весь мир?
Приглашение к путешествию во времени. Переодевание в хитоны. Игра “Верю – не верю” (обращение к представлениям детей о Греции). Воспитатель сообщает детям факт, что в древнегреческой школе учились только мальчики и предлагает выяснить, чему они учились.
3. “Посещение” древнегреческой школы
Рассматривая предметы, расположенные на столах дети догадываются, чему учились мальчики. Педагог обращает внимание на дощечки, покрытые воском. В ходе обсуждения выясняют, что на дощечках писали палочками.
Педагог обращает внимание детей на надпись на доске.
Педагог подчеркивает, что математические задачи записаны древнегреческими цифрами. Вопрос: “Каков ответ первой задачи?”, “Как вы думаете, как выглядит древнегреческая цифра три?” Ответ дети записывают на дощечках палочками. Далее выясняют, как пишется греческая цифра 5 и 10. Знаки и также записывают на дощечках.
Педагог обращает внимание детей на написанные на доске слова и предлагает попробовать их прочитать (если дети не умеют читать, то они находят знакомые буквы, слова читает педагог)
Педагог делает вывод: “Мы смогли найти знакомые буквы и прочитать слова, написанные на греческом языке, потому что некоторые греческие буквы и слова пришли в русский язык и другие языки мира и остались там.
И это один из ответов на вопрос, почему историю Греции знает весь мир.
4. Звучит аудиозапись шума толпы на стадионе. Педагог предлагает детям пойти на стадион и принять участие в древнегреческих Олимпийских играх. Мальчики участвуют в соревнованиях по борьбе, девочки соревнуются в прыжках в длину. По окончании соревнований все дети получают в подарок лавровый венок.
Каждой паре детей раздаются карточки с пиктограммами видов спорта. Задание: посоветоваться с партнером и назвать вид спорта. Все карточки выкладываются на фланелеграфе. Педагог предлагает детям решить, какие из представленных видов спорта не могли принимать участие в древнегреческой олимпиаде и обосновать свое мнение.
Древняя Греция подарила всему миру Олимпиаду, и это ещё один ответ на вопрос, почему историю Греции знает весь мир.
5. Обратное путешествие во времени. Подведение итогов.
Педагог дарит детям картинки-загадки, на которых нарисованы разные предметы. У каждого предмета есть своя загадочная история, которую можно узнать, прочитав книгу “Легенды и мифы Древней Греции”. И тогда можно узнать еще один ответ на вопрос, почему историю этой страны знает весь мир.
Предполагаемый результат.
Полученная информация стимулирует детей к дальнейшей познавательной творческой деятельности.
Дальнейшая работа (этапы “Осмысление” и “Рефлексия”)
Чтение Легенд Древней Греции. Обсуждение и анализ сюжетов историй, поступков героев. Выполнение сюжетных рисунков для организации выставки и создания совместной книги “Легенды Древней Греции глазами детей”.
Осмысление новых знаний, выражение нового знания своими словами, выработка собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового, что оказалось верным, а в чём заблуждался, выявление ещё непознанного (новый вызов или мотивация – “хочу знать ещё больше!”). Подведение итогов и организация совместной продуктивной творческой деятельности: создание страницы для индивидуального бортового журнала “Что я знаю о Греции”, общий коллаж.