Цель:
- Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
- Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
- Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
- Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
- Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Этапы проекта:
- Погружение в проблему «Хлеб вырастим сами – своими руками».
- Сбор и обработка информации (распределение ролей, сбор и обработка информации, работа с литературой, источниками)
- Реализация плана действия. Работа по исследованию (поделки, аппликации, беседы, занятия, экскурсии, игры, эксперименты, практические занятия)
- Рефлексивно-оценочный (участие в коллективном празднике, устная самооценка).
Подготовительная работа.
- Подготовить материал для изобразительной деятельности, аппликации, лепки, художественную и познавательную литературу для чтения детям, атрибуты для экспериментов.
- Заготовка зерновых культур (работа с родителями).
- Подготовка земли для посева озимых зерновых культур.
Содержание проекта.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Уголок природы в группе, экспериментальный уголок, зона «Поле» на участке детского сада.
2. Методический инструментарий.
3. Наглядный материал:
4. а) картины и иллюстрации;
б) настольно-печатные игры по экологии;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного хлебороба.
3. Оснащение природным и бросовым материалом.
Разделы программы:
– Игровая деятельность;
Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Семья»,
Дидактические игры: «Назови действия людей, работающих на земле», «Что за
чем?»
– Развитие речи:
Беседы – «Кто такой хлебороб», «Что у нас на столе бывает ежедневно»;
Составление рассказов – по иллюстрации «Как выращивают хлеб», из опыта
«Как мы покупаем хлеб»;
Занятия – «Путешествие пшеничного зернышка», «Труд пекаря».
– Изобразительная деятельность:
Рисование – «Колосок»;
Аппликация – «Грузовая машина», «Мельница»;
Лепка (соленое тесто) – «Я пеку, пеку, пеку…»;
Конструирование – «Дом для зерна».
– Ознакомление с окружающим:
Занятия «Откуда хлеб пришел», «Хлеб всему голова».
– Ознакомление с художественной литературой:
Очерки Л.Кон «Пшеница», «Рожь», стихотворения Я. Дягутите «Руки
человека, славящего людей труда», «Лето», М.Глинской «Хлеб», сказка
Андрея О. «О хлебном зернышке», сказка «Колосок», чтение П.
Синявский «Хлеб созрел», «Сказочный завод», «Слава хлебу».
– Познавательное развитие:
Экскурсии на элеватор, экскурсия на кухню детского сада;
Эксперимент «Отделяем зерна от плевел», «Превращение зерен в муку», «Как
получаются булочки» (Соленое тесто);
Практические занятия – «Подготовка земли к посеву озимых (осенью), яровых
(весной)», «Посев зерновых культур», «Уборка поля от сорняков», «Сбор урожая».
– Музыкальное развитие:
«Праздник каши», досуг «Откуда хлеб пришел», прослушивание музыки
П.Чайковского из альбома «Времена года» («Песня косаря», «Жатва»).
– Работа с родителями:
Покупка хлеба в магазине, оформление информационных папок и ширм, заготовка
зерновых культур.
Масштаб проекта
соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.Участники:
дети старшего дошкольного возраста, без каких – либо ограничений по познавательному развитию.Срок реализации проекта:
проект рассчитан на 1 год.Выводы:
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата.
При обсуждениях в группах, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи, мы выполнили:
- у детей воспитали интерес и бережное отношения к хлебу и труду хлебороба;
- исследовали видовой состав зерновых культур – в нашей климатической зоне выращивается пшеница, рожь, ячмень, овес;
- дали знания об озимых и яровых зерновых культурах;
- выяснили, из каких зерновых культур выпекается хлеб;
- совместно с родителями сделали заготовки зерновых культур.
Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций дети научились определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.
Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. В процессе данной работы дети узнали об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Через чтение художественной литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к хлебу.
Список литературы
- Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
- Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.– 2000.– № 2.– С.8-17.
- Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».
- Шаехова Р.К. «Природа и ребенок».
- Николаева С.Н. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве».
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик».
- Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.