Чтобы в доме не было беды

Разделы: Классное руководство


Как вы думаете, о какой беде мы будем говорить сегодня.

Для того, чтобы определить тему нашего классного часа, мы прочитаем буквы. Выходят 10 детей, держащих по одной букве слова наркомания.

Все эти страшные слова характеризуют наркоманию.

(Озвучить цели и задачи.)

Но сегодня мы не будем говорить о наркотиках, а будем говорить «нет» наркотикам, потому что это страшное слово расшифровывается так. Дети, прочитайте, пожалуйста, по очереди то, что написано на другой стороне листа, но с такой интонацией, чтобы мы все прочувствовали его.

Анкетирование. Раздаются анкеты, и предлагается их заполнить.

(Заполнение анкет).

Анкета

Номер вопроса Вопрос Ответ
1. Что такое наркомания: вредная привычка, болезнь, преступление?  
2. Почему подростки употребляют наркотики?  
3. Есть ли оправдание людям, которые употребляют наркотики?  
4. Чай, кофе, сигареты, пиво – это наркотики?  
5. Как ты относишься к наркоманам: ненавидишь, равнодушен, жалеешь?  
6. Приведи самый сильный аргумент в пользу отказа от наркотиков.  

Обработка данных.

Вопрос Ответ Ответ Ответ
1 Что такое наркомания? Вредная привычка Болезнь Преступление
1
2 Почему подростки употребляют наркотики?
3 Есть ли оправдание людям, которые употребляют наркотики? Да Нет
3
4 Чай, кофе, сигареты, пиво-это наркотики? Да Нет
4
5 Как ты относишься к наркоманам? Ненавидишь? Равнодушен? Жалеешь?
5
6 Приведи самый сильный аргумент в пользу отказа от наркотиков?

Чтобы понять, многое ли мы знаем о наркомании.

Наркомания стремительно распространяется по России. При этом нигде в мире ее лечить не умеют (процент излечиваемости равен 2-3 %). Дело в том, что болезнь эта не столько телесная, сколько духовная. Процесс же лечения опирается не на медикаменты, а на перевоспитание, самоопределение, длительную и кропотливую реабилитацию.

Наш классный час мне хотелось бы начать со статьи, которая мне попалась в Интернете. «Мальчишкам, девчонкам, а также их родителям» - так называется эта статья. Мне кажется, автор обращается именно к вам.

«…А вот и таблетка. Белая таблетка с веселым изображением зайчика или доллара или еще чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнешь ее и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно! Круто? Модно? Конечно! Все крутые и модные пацаны употребляют такие штучки! Ты становишься очень активным, в тебе просыпается море энергии, океан сил. Не хочется спать, не устаешь! Чудо-таблетка! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200-процентной отдачей. А твои внутренние органы стираются как шестеренки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, ее можно починить. А твое тело уже годам к 30 припомнит употребление чудо-таблеток.

Наркотик – это лопата… Да, да, не удивляйся, мой юный друг. Это очень хорошая лопата. Она не сломается, впиваясь в грунт. Она не поведет. Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в темных капюшонах, натянутых на глаза. Это могильщики! А знаешь, что копает эта лопата? Правильно! Какой ты умный! Могильщики копают могилы. И могила эта – для тебя, мой друг!

Как только ты возьмешь в руки шприц с какой-нибудь гадостью, ты должен знать, что первый ком из ямы, которая станет твоей могилой, извлечен. Скользкая, мокрая земля очень славно ложится на лопаты твоих могильщиков, им нравится рыть тебе яму. Да и тебе самому нравится. В первое время. А потом ты уже не можешь заставить их остановиться.

Ты кричишь, а они не слышат. Все… Обратного хода нет. Страшная яма приобретает очертания могилы. Она уже готова. Могильщики приглашают тебя – добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе еще рано? Что пожить еще хочешь, семью завести, стать известным, успешным? Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Ты сам захотел оживить лопату. И теперь могила готова тебя принять. Не разговаривай, а принимай то, что случилось…

Статья очень сильная. Почему я решила прочитать ее вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы – 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики.

– Какие впечатления оставила у вас эта статья?

– Удачный ли образ выбрал автор, говоря, что наркотик – это лопата?

– На ваш взгляд, автор сгущает краски или не все так печально?

(Ответы учащихся.)

А теперь вас ждет провокация. А что такое провокация? Обратимся к словарю Ожегова. Провокация – это подстрекательство. В роли провокатора всегда выступает тот, кто предлагает наркотик. Тот, кому предлагают, может стать жертвой, если поддастся на провокацию и попробует наркотик. Но он может стать и героем, который обыграет провокатора. Кем хотите стать вы, выбирайте сами!

Многие не знают все правды о наркотиках и верят мифам. Сейчас мы их опровергнем.

Миф первый.

Провокатор (протягивает ученику пакетик или таблетку).
Попробуй – сейчас все это пробуют!
Развенчание. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США только каждый пятый употребляет марихуану. А большинство не поддалось этой привычке.

Миф второй.

Провокатор.
Попробуй – вредных последствий не будет!
Развенчание. Это ложь. Зависимость может наступить и после одного-двух приемов, а после некоторых наркотиков даже от одного укола может наступить смерть.

Миф третий.

Провокатор.
Попробуй – если не понравится, прекратишь прием.
Развенчание. Обман. Любой наркотик, прежде всего, поражает волю. 90% наркоманов, которые вроде бы решили «завязать», опять возвращаются к наркотику. У современной медицины пока нет таких лекарств, которые лечат психическую зависимость.

Миф четвертый.

Провокатор.
Да это же безвредный наркотик!
Развенчание. Неправда. Безвредных наркотиков не существует. Даже такой легкий, как марихуана, приводит к тяжелым последствиям. Человек становится безразличным, неряшливым, теряет цель жизни. Но самое страшное, что практически все наркоманы, употребляющие самые тяжелые наркотики, начинали именно с легкого наркотика – марихуаны.

Сегодня у нас правда победила мифы!

Но легко ли найти правильную фразу, чтобы отказать человеку, который предлагает вам наркотики?

(Спросить учеников.)

Ученые установили, что каждый наркоман за год втягивает в паутину наркотиков пятерых. Так что каждый из вас может попасть в эти сети. При этом очень важно понять два правила. Первое: «добрый» приятель, предлагая травку, таблетку бесплатно, преследует свои корыстные цели. Второе: никто из тех, кто пробовал первый раз, не собирался становиться наркоманом.

Как мы уже говорили, ситуация, когда предлагают наркотик, называется наркотической провокацией. Многие поддаются, так как не знают, как отказать.

Сейчас мы проделаем упражнение. Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит провокатор и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Листочки у вас на партах. Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе!

(Разыгрывается ситуация.)

Предлагаются вырезанные из цветной бумаги таблетки с фразами: «Возьми», «Попробуй», «Тебе понравится», «Это не забываемые ощущения», «Тебе сейчас станет здорово».

Учащиеся выбирают один из вариантов ответа «нет наркотикам».

  1. Спасибо, мне этого не нужно.
  2. Эта дрянь не для меня.
  3. Нет, спасибо.
  4. Мои родители меня убьют.
  5. Я таких вещей боюсь.
  6. Нет, спасибо, это опасно для жизни.
  7. Мне не хочется умирать молодым.
  8. Спасибо, мне здоровье дороже.
  9. Нет, мне не нужны неприятности.
  10. Эти «химические радости» не для меня.

Надеюсь, эти фразы помогут вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом.

(Домашнее задание).

А сейчас мы разделимся на три группы, каждая из которых будет оценивать своего героя по двум критериям – эффективность и соблюдение морально-этических норм. Полученные результаты отразим на схеме.

История про Машу.

Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завёл Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать всё своей однокласснице Свете, у которой брат недавно погиб под колёсами мотоцикла, за рулём которого был наркоман. Света обещает всё устроить и решить проблему. Она рассказывает всё классному руководителю, а та – директору школы. Родителей Коли вызывают и рассказывают о сыне. Колю кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходят к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что наркотики он употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения тоже не собирается.

Итак, обсудим услышанное.

(Представители каждой группы высказываются.)

А теперь вернемся к анкете, с которой начали классный час. По итогам обработки выяснилось………………. Самое страшное, ребята, заключается в том, что отношение большинства людей к наркоманам равнодушное! Давайте будем более чуткими, внимательными друг к другу.

Мы живем в огромном, прекрасном мире, где столько интересного и удивительного! Нужно только оглянуться вокруг. И вы сразу увидите, что можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно…»

Как бы вы закончили это предложение?

(Ответы учащихся.)

Хотелось бы зачитать четверостишие, слова которого говорят сами за себя.

Будем жить в прекрасном мире
И здоровье сохраним!
Вот тогда в красивом Сочи
Всех спортсменов победим!

Каждый человек – хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни. И в этой жизни нет места наркотикам!

Сегодня мы научились говорить наркотикам «нет». Еще раз заострили наше внимание на том, что наркотики приносят только вред! Посмотрите на слайд. Руководствуйтесь девизом: «Наше счастье – в наших руках!»

Самоанализ.

Работа классных руководителей МОУ СОШ №35 осуществляется в соответствии с концепцией воспитательной деятельности Воронежской области по всем семи направлениям.

При выборе темы данного классного часа, а напомню, что она звучала так: «Чтобы в доме не было беды», я руководствовалась актуальностью проблемы.

Во время подготовки были просмотрены методические разработки, рекомендации к проведению мероприятий нравственного и этического характера.

Расширить представления о негативном влиянии психотропных веществ на человека - вот цель, которую я перед собой ставила.

Также были обозначены конкретные задачи:

  1. Научиться отражать провокацию, то есть говорить «нет».
  2. Проанализировав конкретные ситуации, уяснить, что наркотики приносят только вред.

При проведении классного часа использованы следующие формы работы: групповая (при анализе конкретной истории), индивидуальная (при разыгрывании ситуации), работа с раздаточным материалом, анкетирование.

Среди средств наглядности были использованы стенные газеты, выполненные учащимися, плакат, таблица.

Структура классного часа строго выверена.

Содержание, на мой взгляд, соответствовало тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса.

Весь классный час проходил в сопровождении компьютерной презентации с музыкальным сопровождением.

Принцип обратной связи позволил мне вызвать учащихся на диалог. На раскрытие темы также работали убедительность формулировок, четкость подобранного текста, эмоциональность.

На мой взгляд, предельно важным является то, что в ходе классного часа учащиеся имели возможность высказываться о важном и волнующем их.

Считаю, что ребята получили много новой информации, доступной и понятной каждому, потому что материал был адаптирован.

Думается, что цель и задачи классного часа достигнуты.

Все запланированное удалось осуществить, формы проведения, задания выбраны удачно.

Хотелось бы отметить, что ребята поняли важность поставленной проблемы, активно включились в обсуждение.

Не лишним будет сказать, что эта тема не исчерпывается лишь материалами сегодняшнего классного часа. Ее можно продолжить рядом последующих внеклассных мероприятий с привлечением врача-нарколога, работников милиции.

Приложение 1