Элективный курс "Информационные технологии в экономике"

Разделы: Информатика, Экономика


В “Пояснительной записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования” написано:

“При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков” .
  • Таким образом, при переходе на новые стандарты образования необходимы:
  • Овладение приемами работы, базирующимися на ИКТ компетентности как учащимся, так и учителям.
  • Использование инструментария ИКТ при изучении других дисциплин (интеграция предметов)
  • Комплексная работа учителя, направленная на реализацию требований стандартов к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

  • контроль знаний;
  • лабораторный практикум;
  • наглядность на уроке;
  • самообразование (сетевое взаимодействие);
  • использование метода проектов на уроках.

Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых:

  • формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;
  • внедрение принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.

Использование основных программ компьютера

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

1. Возможности Internet:

Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2–5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).

С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:

  • совместный поиск и хранение информации;
  • создание и совместное использование медиа-материалов;
  • совместное создание и редактирование гипертекстов;
  • совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
  • совместное редактирование и использование карт и схем.

2. Возможности прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
  2. Microsoft Excel – это программа для создания и обработки табличных данных, дает большие возможности построения диаграмм и графиков для визуализации и анализа числовой информации.
  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления буклетов, визиток, приглашений, календарей и т.д.
  5. Paint – программа для создания и редактирования изображений.
  6. Microsoft PowerPoint – программа для создания и редактирования мультимедийных презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках экономики имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения экономики и компьютер как средство обучения экономике. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Ожидаемые педагогические результаты

К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

• личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • уметь работать с разными источниками экономической информации и использовать программы компьютера для их реализации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

• предметные результаты:

  • у школьников будет формироваться интерес к профессиям, связанным с экономикой и с использованием персонального компьютера;
  • учащиеся смогут реализовать свой интерес к выбранному курсу;
  • в процессе работы над проектом у школьников будет формироваться мыслительная культура;
  • учащиеся освоят всевозможные методы решения задач, реализуемых на персональном компьютере;
  • у школьников будут сформированы навыки грамотной разработки и оформления печатной работы, основные навыки создания баз данных и поиска данных в них;
  • углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по экономике с использованием персонального компьютера.

Цель программы: применение ИКТ при выполнении творческих заданий, экономико-математических задач и использование метода проекта на уроках экономики.

Задачи программы.

Использовать ИКТ для:

  • формирования у учащихся навыков работы с компьютером, для решения экономических заданий и экономико-математических задач;
  • углубления использования метода проекта на уроках;
  • мотивации учащихся к изучению экономики в целом;
  • освоения учащимися возможных методов решения экономико-математических задач и экономических заданий.

Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, включая:

  • обеспечение углубленного изучения экономики, математики, информатики и их интеграции;
  • создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • расширение возможностей социализации учащихся, для более эффективной адаптации выпускников школ к профессиональному самоопределению.

Новизна программы элективного курса заключается в следующем:

  • основа данной программы элективного курса “Информационные технологии в экономике” - программа Плетеневой О.В, Гребеневой Г.И. “Экономика для классов не социально-экономического профиля” составленной на основе учебника Линькова А.Я.
  • изучение информатики в рамках базового курса происходит по УМК Н.Угриновича. С 7 по 9 класс в рамках УМК изучается работа в таких приложениях как MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point. Таким образом, к десятому классу учащиеся имеют полное представление об обработке текстовой, числовой и графической информации и создании мультимедийных документов.
  • основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы, в зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе графического редактора, текстовом или табличном процессорах.
  • элективный курс апробирован в течении двух лет на базе МОУ СОШ №7 в 10-11 классах.
  • программа элективного курса может быть использована для изучения отдельных тем интегрированного курса; решения задач разного уровня сложности, с недостающими или излишними данными; построением графиков и подготовки к ЕГЭ.

Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы элективного курса “Информационные технологии в экономике” является базовый курс экономики в соответствии с областной программой экономического образования школьников – 5-11 кл. (2002). В виду этого содержание курса экономики в программе дается на основе учебника Линькова А.Я., которое отличается от областной программы, а учебно-тематическое планирование увязывается с информационными технологиями.

Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов в объеме не двух часов, а одного часа в неделю.

Диагностика результативности работы

В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите бизнес проектов с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах “Моделирование в среде MS Excel” и “Оптимальное планирование” учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по экономике, и по информатике.

Формы контроля

Текущий – проводится на каждом занятии преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.

Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.

Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные задания в виде проекта по темам интегрированного курса.

Литература

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании"от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
  2. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
  3. Иванов С.И. Основы экономической теории – М.: Вита-Пресс, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
  5. Линьков А.Я. Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2007.
  6. Линьков А.Я. Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2007.
  7. Лукьянова Р. С. Экономика. Система дидактических игр и творческих учебных заданий: учеб.пособие.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  8. Любимов Л.Л, Раннева Н.А. Основы экономических знаний - М.: Вита-Пресс, 2000.
  9. Мицкевич А..А. Сборник заданий по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2004.
  10. Практикум по основам экономической теории /под ред С.И. Иванова.- М.: Вита-Пресс, 2006.
  11. Плетенева О.В, Гребенева Г.И. Программа “Экономика для классов не социально-экономического профиля” в сборнике “Экономика. Программы для организации профильного обучения в школе”. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  12. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
  13. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
  14. Симонов И. А, Лукьянова Р.С. и др. Областная программа экономического образования школьников. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
  15. Украинцева А. А. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
  16. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

Приложение 1

Приложение 2