В “Пояснительной записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования” написано:
“При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
- быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
- получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
- принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков” .
- Таким образом, при переходе на новые стандарты образования необходимы:
- Овладение приемами работы, базирующимися на ИКТ компетентности как учащимся, так и учителям.
- Использование инструментария ИКТ при изучении других дисциплин (интеграция предметов)
- Комплексная работа учителя, направленная на реализацию требований стандартов к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения.
Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:
- контроль знаний;
- лабораторный практикум;
- наглядность на уроке;
- самообразование (сетевое взаимодействие);
- использование метода проектов на уроках.
Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых:
- формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;
- внедрение принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.
Использование основных программ компьютера
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
1. Возможности Internet:
Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2–5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).
С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
- совместный поиск и хранение информации;
- создание и совместное использование медиа-материалов;
- совместное создание и редактирование гипертекстов;
- совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
- совместное редактирование и использование карт и схем.
2. Возможности прикладных программ Microsoft Office:
– это программа, предназначенная для
ввода и редактирования любого текста. Что дает
Word? Во-первых, изготовление раздаточного
материала (контрольные, самостоятельные работы,
тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает
восприятие и понимание задания учащимися;
во-вторых, это возможность качественно
заниматься оформлением творческих работ (отчеты,
проекты, рефераты и т.д.).
Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках экономики имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения экономики и компьютер как средство обучения экономике. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Ожидаемые педагогические результаты
К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
• личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- уметь работать с разными источниками экономической информации и использовать программы компьютера для их реализации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
• предметные результаты:
- у школьников будет формироваться интерес к профессиям, связанным с экономикой и с использованием персонального компьютера;
- учащиеся смогут реализовать свой интерес к выбранному курсу;
- в процессе работы над проектом у школьников будет формироваться мыслительная культура;
- учащиеся освоят всевозможные методы решения задач, реализуемых на персональном компьютере;
- у школьников будут сформированы навыки грамотной разработки и оформления печатной работы, основные навыки создания баз данных и поиска данных в них;
- углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по экономике с использованием персонального компьютера.
Цель программы: применение ИКТ при выполнении творческих заданий, экономико-математических задач и использование метода проекта на уроках экономики.
Задачи программы.
Использовать ИКТ для:
- формирования у учащихся навыков работы с компьютером, для решения экономических заданий и экономико-математических задач;
- углубления использования метода проекта на уроках;
- мотивации учащихся к изучению экономики в целом;
- освоения учащимися возможных методов решения экономико-математических задач и экономических заданий.
Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, включая:
- обеспечение углубленного изучения экономики, математики, информатики и их интеграции;
- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- расширение возможностей социализации учащихся, для более эффективной адаптации выпускников школ к профессиональному самоопределению.
Новизна программы элективного курса заключается в следующем:
- основа данной программы элективного курса “Информационные технологии в экономике” - программа Плетеневой О.В, Гребеневой Г.И. “Экономика для классов не социально-экономического профиля” составленной на основе учебника Линькова А.Я.
- изучение информатики в рамках базового курса происходит по УМК Н.Угриновича. С 7 по 9 класс в рамках УМК изучается работа в таких приложениях как MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point. Таким образом, к десятому классу учащиеся имеют полное представление об обработке текстовой, числовой и графической информации и создании мультимедийных документов.
- основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы, в зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе графического редактора, текстовом или табличном процессорах.
- элективный курс апробирован в течении двух лет на базе МОУ СОШ №7 в 10-11 классах.
- программа элективного курса может быть использована для изучения отдельных тем интегрированного курса; решения задач разного уровня сложности, с недостающими или излишними данными; построением графиков и подготовки к ЕГЭ.
Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы элективного курса “Информационные технологии в экономике” является базовый курс экономики в соответствии с областной программой экономического образования школьников – 5-11 кл. (2002). В виду этого содержание курса экономики в программе дается на основе учебника Линькова А.Я., которое отличается от областной программы, а учебно-тематическое планирование увязывается с информационными технологиями.
Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов в объеме не двух часов, а одного часа в неделю.
Диагностика результативности работы
В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите бизнес проектов с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах “Моделирование в среде MS Excel” и “Оптимальное планирование” учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по экономике, и по информатике.
Формы контроля
Текущий – проводится на каждом занятии преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.
Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.
Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные задания в виде проекта по темам интегрированного курса.
Литература
- Закон Российской Федерации "Об образовании"от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
- Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
- Иванов С.И. Основы экономической теории – М.: Вита-Пресс, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
- Линьков А.Я. Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2007.
- Линьков А.Я. Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2007.
- Лукьянова Р. С. Экономика. Система дидактических игр и творческих учебных заданий: учеб.пособие.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
- Любимов Л.Л, Раннева Н.А. Основы экономических знаний - М.: Вита-Пресс, 2000.
- Мицкевич А..А. Сборник заданий по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2004.
- Практикум по основам экономической теории /под ред С.И. Иванова.- М.: Вита-Пресс, 2006.
- Плетенева О.В, Гребенева Г.И. Программа “Экономика для классов не социально-экономического профиля” в сборнике “Экономика. Программы для организации профильного обучения в школе”. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Симонов И. А, Лукьянова Р.С. и др. Областная программа экономического образования школьников. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
- Украинцева А. А. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
- http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/