Урок физической культуры в школе служит всестороннему развитию учащихся и является основной формой общей подготовки их к разнообразной двигательной деятельности. Экспериментально установлено, что хорошо налаженный и достаточно интенсивный учебно - воспитательный процесс на уроках обеспечивает успешное развитие растущего организма, укрепляет здоровье, повышает работоспособность школьников. Достижению высокой эффективности каждого занятия способствует глубокое знание теории и методики урока. Творческое осмысление теории позволяет учителю использовать все богатство физических упражнений, многочисленные методы обучения и воспитания соответственно конкретным условиям, конкретным учебным задачам, особенностям и реальным двигательным возможностям учеников различных возрастных групп. Знание способов и методов организации учебной деятельности учеников позволяет проводить уроки с высокой общей и моторной плотностью. В теории и практике физического воспитания известны такие способы и методы организации урока: фронтальный, поточный, групповой, фронтально-групповой (сменный), индивидуальный, “круговая тренировка”.
Термин “круговая тренировка” имеет два аспекта. Первый - “круговая тренировка” (как уже отмечалось) как способ организации урока, позволяющий закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки (на что обращается мало внимания), второй - как метод развития физических качеств наряду с другими методами: равномерным, повторным, переменным и интервальным. Попытка рассматривать “круговую тренировку” и как способ организации и как метод развития физических качеств, то есть в единстве и привела к созданию данной методики. В этом и состоит её инновационность.
Исходя из этого, можно дать определение: “круговая тренировка” - это наиболее прогрессивная организационно-методическая форма занятий, направленная на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств; это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. “Круговой” ее называют потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких “станций”. (В теории “круговая тренировка” “станцией” называют место, на котором выполняется упражнение).
Актуальность: Снижение уровня физической подготовленности учащихся в настоящее время требует от учителя физической культуры строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно - воспитательного процесса, применять к учащимся личностно - ориентированный подход. Это и является основной целью применения данной методики. Использование её позволяет это сделать при минимизации затрат, так как используется простейший спортивный инвентарь и оборудование. При этом уроки проходят с максимальной моторной плотностью (от 65% до 90%) и имеют тренировочную направленность.
Условия функционирования опыта: Для проведения уроков физической культуры по методу “круговая тренировка” не требуется дорогостоящее оборудование. Как уже отмечалось, на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств учащихся (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) достаточно простейшего спортивного инвентаря: скакалки, гантели, резиновые эспандеры, скамейки, мячи, брусья, канаты, перекладины, различные тренажерные устройства, изготовленные своими силами, и т.д. Большинство упражнений в комплексах “круговой тренировки” учащиеся могут выполнять, используя вес собственного тела. Поэтому использовать данный метод можно как в спортивном зале, так и при проведении уроков на открытом воздухе. Для контроля за пульсом и дозировкой упражнений необходим секундомер.
Целевая аудитория: данная методика может быть рекомендована учащимся 1-11 классов, независимо от пола.
Применение метода “круговой тренировки” имеет следующие преимущества:
1. Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.
2. В урок включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия.
3. Создает условия для самостоятельной работы.
4. Этот метод позволяет регулярно проверять свои физические возможности.
5. Наличие соревновательного элемента заставляет учащихся концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений.
6. Значительно повышается двигательная активность учащихся. Урок отличается значительной моторной плотностью.
Приведенные выше положительные стороны “круговой тренировки” позволяют рекомендовать ее как для уроков физкультуры, так и занятий в спортивных секциях.
Постоянное совершенствование методики проведения урока (более 25 лет) с помощью метода “круговая тренировка” как формы организации занятий и как метода развития физических качеств, позволило внедрить ее в проведение уроков, занятий секций по спортивным играм: волейболу и баскетболу. Основными методическими принципами построения этих занятий являются следующие положения:
1. Циклическое использование разработанных комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены “станций”.
2. Расчет на индивидуальные и групповые занятия, что наиболее специфично для игровых видов спорта.
3. Повышение работоспособности волейболистов, баскетболистов на базе всестороннего развития. Комплекс упражнений состоит как из вспомогательных упражнений из различных видов спорта, так и из специальных упражнений волейболиста и баскетболиста.
4. Регламентация нагрузки в комплексах упражнения. Она базируется на основных компонентах развития работоспособности - продолжительности упражнения, интенсивности, числе повторения, строгой последовательности дозированных нагрузок с четко определенными интервалами отдыха и между отдельными “станциями” и между кругами. Продолжительность упражнения подбирается с учетом возможности развития аэробных и анаэробных способностей. Интенсивность дозируется по частоте сердечных сокращений.
5. Использование такой интенсивности (по Ч.С.С.), которая достигает соревновательной или превышает ее, что не всегда можно добиться специальными волейбольными или баскетбольными средствами. Частота сердечных сокращений дает возможность оценить воздействие нагрузок и служить критерием воздействия различных упражнений на функциональное состояние систем энергетического обеспечения организма учащегося. Распределение упражнений по интенсивности их воздействия позволяет целенаправленно планировать и контролировать нагрузки, строить специальные тренировки для развития того или иного качества.
6. Большие возможности индивидуального формирования нагрузки (на основе использования определения максимума повторений в каждом упражнении). Мера нагрузки устанавливается равной для всех занимающихся и в то же время строго индивидуально.
7. Максимальное приближение к специфике волейбола и баскетбола. Для этого формирую круги и “станции” по двум направлениям:
- набор “станций” с широким профилем разнообразных задач и средств;
- специальный подбор “станций”, ставящий задачи силовой, скоростной подготовки волейболиста и баскетболиста.
8. Для учета достижений при проведении круговой тренировки на каждого занимающегося заведена индивидуальная карточка достижений. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, класс, возраст, рост, вес, пульс, самочувствие.
Строгая индивидуальная дозировка нагрузки - весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически “слабых”, и у “сильных” занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту (повторному максимуму) и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним количественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.)
Сравнение же реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля динамики работоспособности, одновременно воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена “станций”, зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
Результативность.
Анализ результатов работы по данной методике в 2008-2009 учебном году с юношами 11-х классов показал, что моторная плотность уроков “круговой тренировки” различной физиологической направленности колеблется в пределах 65-90%, а средний пульсовой режим равен 165 уд/мин. Такие режимы способствовали некоторой перестройке основных функциональных систем организма. Показатели мышечной силы в среднем выросли на 17%, устойчивости к недостатку кислорода - 19%. Одновременно наблюдалось урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 8%.
В среднем за учебный год на 28% улучшилась физическая подготовленность занимающихся.
Показатели функциональных систем
и физической подготовленности юношей 11-х классов
(п = 25 человек) 2008-2009 учебный год
№/п | Показатели | Юноши | |
Значение показателей | |||
исходных | конечных | ||
х1 + mх1 | х2 + mх2 | ||
1 | Задержка дыхания на вдохе, сек | 65,1 ± 3,75 | 81,3 ± 3,97 |
2 | Задержка дыхания на выдохе, сек | 31,0 ± 2,01 | 39,4 ± 1,66 |
3 | Пульс в покое, уд/мин | 72,2 ± 1,98 | 66,2 ± 2,02 |
4 | Мышечная сила правой кисти, кг | 52,9 ± 1,89 | 60,2 ± 2,57 |
5 | Прыжок в длину с места, см | 216,7 ± 3,07 | 233,8 ± 2,91 |
6 | Бег 100 м, сек | 14,8 ± 0,33 | 13,6 ± 0,29 |
7 | Бег 1000 м, сек | 236,6 ± 1,98 | 224,0 ± 2,55 |
8 | Подтягивание на перекладине, раз | 9,1 ± 0,83 | 12,7 ± 0,75 |
п - количество учащихся;
х - средняя арифметическая величина;
m - стандартная ошибка среднего арифметического.
Содержание урока
“Проведение урока волейбола методом
“круговая тренировка” с использованием
нестандартного инвентаря и тренажёров”
(юноши 11 класс)
Задачи урока.
Образовательные
1. Совершенствование техники передач, верхней прямой подачи, атакующего (нападающего) удара.
2. Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, силовой выносливости.
3. Проверка знаний по разделу “Волейбол”.
Оздоровительные
- Воспитание правильной осанки.
- Обучение самоконтролю за физической нагрузкой.
Воспитательные
1. Воспитание силы воли, самостоятельности, организованности, дисциплины, внимательного отношения к товарищам.
I. Подготовительная часть урока
- Построение, рапорт, сообщение задач урока, инструктаж по О.Т.
- Подсчёт пульса (контроль пульса через каждые 5 минут урока).
- Строевые упражнения (поворот кругом в движении).
- Равномерный бег 800 м (дыхание: 2 шага – вдох, 3 шага – выдох).
- Общеразвивающие упражнения в движении.
- Имитация одиночного блокирования мяча в волейболе.
- Перестроение в две колонны.
II. Основная часть урока
- Эстафета с набивными мячами 1 кг и челночным бегом.
- Волейбол – круговая тренировка.
- Развитие физических качеств – круговая тренировка.
Волейбол - “круговая тренировка”.
Задачи
- Совершенствование техники приёма мяча, передач, верхней прямой подачи, атакующего (нападающего) удара.
- Проверка знаний теоретических сведений из раздела “волейбол” с использованием прибора программируемого типа или ноутбука.
- Сопряжённое развитие физических (двигательных) качеств.
Волейбол - “круговая тренировка” (совершенствование умений и навыков).
Содержание (1' х 8 станций)
- Приём-передача мяча двумя руками снизу.
- Сочетание передач сверху и снизу.
- Проверка знаний по разделу “Волейбол” на приборе программируемого типа или на ноутбуке – программа TESTER1.
- Передача мяча двумя руками сверху.
- Верхняя прямая подача на тренажёре “Мяч на тросе”.
- Приём-передача мяча двумя руками снизу на тренажёре “Падающий мяч”.
- Атакующий (нападающий) удар на тренажёре “Мяч на пружине”.
- Передача мяча двумя руками сверху на тренажёре “Падающий мяч”.
Круговая тренировка
Задача: развитие скоростно-силовых качеств и силовой выносливости.
Содержание: (30" х 8 станций)
- Работа с эспандером лыжника.
- Поднимание туловища на скамье для пресса.
- Работа на кистевом тренажёре.
- Поднимание ног на тренажёре “пресс-брусья”.
- Отжимания на тренажёре “гиперэкстензия”.
- Работа на велотренажёре.
- Подтягивание в висе лёжа (или поднимание ног на наклонной плоскости).
- Прыжки со скакалкой (или поднимание (прогибание) туловища назад на скамье для пресса).
III. Заключительная часть урока
- Упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания.
- Проверка знаний теоретических сведений по разделу “Волейбол” по конрольно-обучающим картам.
- Игра на внимание и ловкость (координацию движений).
- Домашнее задание.
- Подсчёт пульса.
- Организованный выход из спортивного зала.
Домашнее задание
- Выучить экзаменационные билеты №10-12.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимания): 4 серии по 30-50 раз (ежедневно).
Оценки:
“5” (отлично) – 45 раз и более;
“4” (хорошо) – 35 раз;
“3” (удовлетворительно) – 25 раз.
Примечание: на ноутбуке должны ответить все освобождённые от урока учащиеся, распечатать ведомость ответов и сдать её учителю.