Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми знаниями современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.
Информационные технологии (ИТ) уже прочно вошли в современную жизнь. Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, — ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Согласно концепции корпорации Microsoft мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование информационных технологий расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый практический опыт их внедрения.
С момента наступления века ИТ компьютеризация обучения охватывает все большее количество образовательных учреждений, естественно, включая школы. Компьютер, видеопроектор, телевизор, DVD-плеер давно уже стали привычными элементами интерьера классного кабинета. Недавно к этому списку добавилась смарт-доска.
Ни для кого не секрет, что для поддержания и развития познавательного интереса к предмету необходимо создание такой обстановки, которая постоянно побуждала бы учащихся к творческой умственной работе. Нельзя забывать и о психо-эмоциональной комфортности, влияющей на индекс качества обученности. Постоянно думая о поддержании интереса к своему предмету, о том, чтобы альтернативно одаренным детям было комфортно в стенах кабинета, мы попробовали подать новый материал с помощью презентации, сделанной в Power Point.
Тема урока: Нарастание международных противоречий в конце XIX - начале XX вв.
Тип урока: Изучение нового материала.
План урока:
- Борьба за расширение сфер влияния.
- Окончательное оформление враждебных друг другу военно-политических блоков.
- Обострение международных противоречий накануне Первой мировой войны.
Цель урока: Дать характеристику международной обстановке в конце XIX - начале XX вв.
Задачи урока.
Образовательные:
- Выявить смысл борьбы ведущих стран за сферы влияния.
- Раскрыть причины распределения колониальных владений между европейскими странами.
- Познакомить с процессом формирования враждебных военно-политических блоков.
Коррекционно-развивающие:
- Корректировка и развитие навыков устной речи.
- Развитие мыслительной деятельности, установление причинно-следственных связей на основе нового материала.
- Развитие логического мышления.
Воспитательные:
- Подтвердить, что решение проблем должно осуществляться мирным дипломатическим путем, на принципах толерантности.
Здоровьесберегающие.
- Создание благоприятного психологического климата на основе доброжелательности и учета индивидуальных особенностей учащихся.
- Проведение физминутки для отдыха, чередование статической и динамической деятельности учеников на уроке.
Оборудование урока.
- Компьютер для показа учебной презентации, где применяются карты и иллюстрации по теме урока.
- Смарт-доска/проектор/экран.
- А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. Учебник по Новой истории зарубежных стран 8 класса. М., 2003 г.
Конспект урока
Вводное слово учителя (введение в проблему урока): “В конце XIX в. в мире сложилось непростая ситуация, связанная с Балканским полуостровом и борьбой за колониальные владения. Как и почему это происходило?”.
Учащиеся слушают учителя, смотрят 1-й слад (Балканы - “пороховая бочка Европы”).
Изучение нового материала 25 мин. Учитель говорит о стремлении европейских стран усилить свое влияние в Европе за счет ослабления Османской империи и начать деление ее территорий. Отмечает особенности географического положения Балкан.
Слайд № 2. Учитель: “У всех европейских стран были свои интересы... “слетелись как коршуны на лакомый кусок добычи”.
Дети слушают учителя, смотрят слайд № 2, отвечают на вопрос слайда (Чем Балканский полуостров привлекал ведущие европейские страны?): “Балканы привлекают проливами Босфор и Дарданеллы для ведения торговли, Россия поддерживает славянские народы, и влияние ее важно в этом районе. Османская империя и Австро-Венгрия не хотят уступать своих позиций”.
(Вопрос носит опережающий характер, дает возможность размышлять, излагать свои версии.)
Слайд № 3 демонстрирует позицию Османской империи и Австро-Венгрии по карте. “Идет борьба за господство в мире и лидерство в Европе”.
Переход к следующему вопросу.
Учитель: “Особое значение в обострении противоречий играет изменение в Европе, т.е. создание новых государств. Кто помнит, каких именно?
(Ответ на вопрос: “В Европе были созданы два государства - Италия и Германия”.)
Особая роль в Европе принадлежит Германской империи, которая борется за лидерство в Европе против Франции и включается в соперничество за колонии. Борьба эта становится особенно острой.
Что такое колония?”.
(Ответ на вопрос: “Колония – это территория, которая зависит от другого государства экономии-чески и политически”.)
Слайд № 4, демонстрация карты “Мир в конце XIX – начале ХХ вв.”, на которой видны владения ведущих европейских стран, где возникают локальные конфликты, каждый из которых мог привести к мировой войне. Столкновение Англии–Франции за Судан и Египет в 1898 году. Марокканский кризис между Францией и Германией. Конфликт Англии и России.
Учитель: “Кто помнит, в чем причина спора двух стран?”
(Ответ на вопрос: “Конфликт между Англией и Россией был из-за территорий Ирана и Афганистана, за влияние в этих государствах, иными словами, за расширение колониальных владений”.)
Слайд № 5 (Слайд дает возможность провести сравнительный анализ и подумать, за что идет борьба европейских стран. Слайд также конкретизирует причину напряженности. Вопросы должны показать уровень усвоения нового материала, способствовать запоминанию и развитию памяти.
Отрабатывается умение работать с историческими документами, выделять основную мысль в содержании. Вопрос из учебника выявляет понимание содержания документа, способствует развитию логического мышления.)
Таблица колониальных владений. Англия – лидер. Италия и Германия в 1887 г. колоний не имеют, а в 1900 г. уже имеются, и весьма значительные. Учитель задает вопрос слайда №5, расположенный вверху. Учащиеся отвечают.
Учитель задает вопрос, находящийся в нижней части слайда.
(Ответ: “Колония дает европейским странам богатый рынок сырья (полезные ископаемые), рынок сбыта продукции, т.е. выгодную торговлю, земли, недвижимость, дешевую рабочую силу. Идет рост производства в промышленности и в военной отрасли, колонии - поставщик сырья, рабочей силы, где создано производство, приносящее прибыль и возможность оказывать влияние, как в экономике, так и в политике.”)
Далее речь учителя: “Ни одна из стран не хочет упускать влияние в мире. рост экономики и производства - за счет колоний. Борьба приводит к подготовке к войне, к гонке вооружения. У Англии и Германии появляются новые корабли, подводные лодки, самолеты и другое оружие, которое испытывается в колониях под лозунгом “Кто хозяин на море, тот хозяин колоний.”
Подтверждает остроту борьбы и документ в учебнике: “О чем говорит нам содержание данного документа?”
Открывают учебник стр. 265, задание №2, читают вслух.
(Ответ на вопрос: “Германия использует любой повод для своего присутствия в Марокко, провоцируя конфликт, ведет агрессивную политику в колониях”.)
Переход к следующему вопросу плана урока.
Учитель: “Экономически страны были готовы к развязыванию войны, началась подготовка дип-ломатическая. На сцену международных отношений впервые выходят военно-политические блоки.”
Слайды № 6, №7 и № 8. В Тройственный союз вошли: Франц-Иосиф (Австро-Венгрия), Вильгельм I (Германия), Умберто I (Италия). Эти страны договорились на основе военного сотрудничества и помощи. Учитель задает вопрос, расположенный в нижней части слайда № 6. (Ответ на него: “Франция не стала ждать нападения и начала искать союзников, обратив внимание на Россию.”)
Учащиеся смотрят слайды № 6, № 7 и № 8, записывают в тетрадь даты создания Тройственного союза, названия стран, входящих в него.
(Ответ на вопрос слайда № 6: “Союз создан для борьбы против Франции и России, став неизбежным шагом к первой мировой войне.”)
Слайд № 9 (Вопросы слайдов №№ 6 и 9 должны подвести учеников к выводам о причинах создания военно-политических блоков и способствовать развитию умения делать выводы и подводить итоги, грамотно излагать свою мысль, логически строя предложения).
Учитель: “Создан союз Антанта в три этапа.”
Учащиеся записывают в тетрадь:
“1893 г. - соглашение между Францией и Россией.
1904 г. - соглашение между Англией и Францией.
1907 г. - соглашение между Англией и Россией.
В Антанту вошли: Франция, Англия, Россия.”
А именно: Э. Лубе, президент Франции; Эдуард VII, король Англии; Николай II, Российский царь.
Антанта создана с целью противостоять агрессии Германии.
Европа разделилась на два противоборствующих лагеря, что подтверждало неизбежность первой мировой войны, но вместе с тем стабилизировало ситуацию в Европе, сбалансировало силы сторон и не дало преимущества одного государства над другим. Таким образом, начало войны было отложено на неопределенный срок.
Учитель задает вопрос слайда.
(Ответ: “Создание двух противоборствующих лагерей привело к равновесию сил, а также к тому, что начало войны было отложено.”)
Слайд № 10
К началу войны уже окончательно сформировались два военных блока: слайд № 11 (схема). Учитель поясняет окончательный вид схемы.
Переход к следующему вопросу плана урока.
Учитель: “Наращивание экономической мощи военного потенциала стабилизировалось. Гонка вооружений продолжалась.
Экономическая и военная мощь Германии стала превышать мощь Франции и России вместе взятые. Это и убедило Германские верхи в возможности начать войну.
Усилились и противоречия на Балканах. 1908 г. – Боснийский кризис, захват Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Не зря Балканы называют “пороховой бочкой Европы”.
1-я Балканская война: Болгария, Сербия, Греция, Черногория против Османской империи.”
Учащиеся открывают учебник с. 264, карты №№ 1 и 2 “Балканские войны”.
(Развивает и закрепляет навык работы с картографическим материалом.)
Учитель: “Каждая из сторон стремилась расширить свои территории. Македония была разделена между Сербией и Болгарией. Албания получила независимость от Османской империи. Сербия не достигла своих целей, что стало причиной начала 2-ой Балканской войны. Сербия в союзе с Грецией развязала войну против Болгарии. Болгария терпит поражение и теряет все свои завоевания 1-ой войны.”
Учащиеся записывают в тетрадь:
“1912 г. – 1-я Балканская война
1913 г. – 2-я Балканская война”
Учитель: “Эти войны вызвали новый передел территорий на Балканском полуострове, что привело к новым обострениям в европейских отношениях. События на Балканах характеризуются полной неразберихой, которая подстегивается ведущими европейскими державами. Взрыв неминуемо должен состояться. И он состоялся в августе 1914 года, когда в Сербии был убит эрцгерцог Австро-Венгрии Франц-Фердинанд. Это стало поводом к началу Первой мировой войны”.
Закрепление нового материала 7-8 мин.
Главный вопрос урока: Можно ли было избежать Первой мировой войны?
Слайд № 12 (Главный вопрос подводит к логическому завершению обсуждению темы урока. Применен поисково-проблемный метод в решении проблемы. Данный метод показывает уровень усвоения нового материала. Вывод должен уточнить правильную формулировку ответа учащихся и убедить их в правильности своих ответов. Вопросы закрепления должны показать степень запоминания материала; уровень усвоения нового материала с учетом дифференцированного подхода к обучению; способствовать дальнейшему развитию навыков устной речи; стимулиро-вать желание высказывать свое мнение.)
Учащиеся отвечают на вопросы, в том числе на последний, главный: “Можно было бы избежать войны, если бы верхи европейских государств осознавали опасность мировой катастрофы и пошли бы на компромисс, т.к. условия для дипломатического решения проблем были созданы. Но жажда наживы и обогащения любой ценой в реальности взяла верх”, слушают вывод.
Вывод: Лидеры ведущих европейских стран совершенно не учитывали интересы других народов и действовали только с точки зрения своего экономического и военного превосходства, стремясь к мировому господству, что и приведет к Первой мировой войне.
Домашнее задание: (написано на доске) § 25 стр. 255-265, вопросы 1, 2, 4, задания 1, 2.
Для проведения данного урока использовались презентация и работа со смарт-доской. Во-первых, это позволяет обеспечить наглядность урока, не перегружая детей. Во-вторых, использовались карты, схемы, таблицы и вся та информация, которая должна быть записана на доске и у детей в тетради. Мелом ничего уже не пишем, только выводим нужный слайд на экран. Необходим удобный доступ учителя к компьютеру и доске, чтобы не ходить по классу. Доска позволяет осуществлять интерактивность, но в данном уроке ее почти не было, однако очень легко можно оживить ту же карту, взяв в руки фломастеры и проводить нужные стрелки движения или что-то обвести и т.п. Интерактивность всегда присутствует при проверке домашнего задания, легко проводить тесты на соотношение даты и события, или выбирать правильный ответ, подставляя его в нужную графу или раздел. На смарт-доске учитель может создавать урок и воспроизводить его в нужный для него момент. Также сохраняется самостоятельная работа детей, и в следующий раз ее легко восстановить, вспомнить или указать на те ошибки, которые дети совершили в предыдущем варианте своей работы. Сделать это можно функцией фотосъемки в программе смарт-доски.
При подготовке данного урока создавалась учебная презентация, наглядный материал для которой был взят исключительно из Интернета. Создание любой презентации – долгий кропотливый труд, требующий фантазии и творческого подхода, если учитель хочет сделать эту презентацию запоминающейся с точки зрения учебного материала. И, как показывает практика, когда дети видят, а еще лучше, работают сами на доске, они запоминают уроки лучше. (Особенно это касается 5-7 классов.)
Есть возможность демонстрировать на уроке и видеофрагменты, выводить на экран исторические документы и работать с ними у доски. Можно проводить и внеклассные мероприятия, например, мы проводили историческую игру “Своя игра” для 5-9 классов по аналогии с телевизионной версией, опять же в Power Point. Времени, конечно, это занимает много, но это того стоит. Очевидно, что работать со смарт-доской могут и ученики-колясочники, необходимо только установить ее удобно для них. Учащиеся с гиперкинезом плохо держат ручку и, как правило, им трудно, а зачастую невозможно, писать в тетради. На доске же они могут писать даже пальцем, что активизирует их деятельность на уроке. Уже в течение двух лет нами используется смарт-доска на всех уроках истории. Интенсивность использования смарт-доски различна, иногда она используется не на всем протяжении урока, т.е. не подменяет собой работу учителя. Облегчает ли смарт-доска нашу работу? Скажу, что подготовки к урокам стало больше (говорим о технической стороне подготовки), много времени приходится проводить и за компьютером, иногда техника выходит из строя. Тогда приходится возвращаться к мелу и нашей старенькой проверенной временем доске. Кроме того, работа с презентацией может отнять необоснованно много времени на уроке, если навык обращения с техникой не доведен до необходимого уровня автоматизма. Нажатие кнопки не должно тормозить учебный процесс! И все же мы проводим уроки не для своих амбиций, а для того, чтобы ученикам было интересно на уроках, и чтобы знания их преумножались. Поэтому вряд ли стоит отказываться от прогресса и бояться его, не лучше ли научиться работать со смарт-доской и использовать ее?! Тогда, возможно дети на уроки будут ходить с еще большим желанием.