Движение по координатному лучу. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

  1. Продолжить работу с числовым лучом.
  2. Отрабатывать умение вычитать смешанные числа.
  3. Повторить математические термины и применение их на практике.
  4. Дать элементарные представления о бюджете семьи.
  5. Тренировать умение решать примеры, составляя порядок действий.
  6. Развивать мышление, интерес к математике.

Учебные материалы:

  • презентация 1 “Математические термины” (таблицы с записями терминов);
  • конверт с заданиями “Пустяки” (средняя группа);
  • применение компьютера в составлении программы действий (сильная группа);
  • листы с заданиями на составление программы действий (средняя группа);
  • применение интерактивной доски в ходе актуализации опорных знаний и объяснение нового материала;
  • учебник Л.Г. Петерсон 4 класс;
  • книга “Винни-Пух и его друзья”;
  • презентация 2 “Бюджет семьи” (применение калькулятора для вычисления дохода и расхода семьи).

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Добрый день всем!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят.
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать вычислительные навыки и умения, вспомним математические термины, будем решать задачи на движение по координатному лучу.

III. Актуализация опорных знаний

Перед тем, как получить хорошие отметки, прочные знания, мы потренируем свои умения, знания и навыки, как это делают спортсмены перед началом соревнований, выступлений, чтобы добиться хороших результатов. Только ежедневно тренируясь, занимаясь физкультурой, гимнастикой – они могут побеждать! При этом жить бодро и не болеть.

А наш урок математики требует от нас, тренировать свой мозг, не дать ему заснуть, так как разбудить его будет потом поздно.

1. Итак, потренируемся в знаниях математических терминов.

(Учитель читает понятие, у кого подходящий ответ, тот поднимает таблицу - по ходу презентация № 1)

Презентация (образец)

Произведение длины и ширины - площадь.

Малая единица измерения массы – грамм.

Крупная единица измерения пути – километр.

Сумма длин всех сторон многоугольника – периметр.

Совокупность предметов, которые можно назвать одним словом – множество.

Множество всех элементов нескольких множеств – объединение.

Множество, состоящее из общих элементов нескольких множеств – пересечение.

Четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны, а углы прямые – прямоугольник.

2. Молодцы! А теперь эти знания применим в решениях задач.

(Ученики поочерёдно работают на интерактивной доске, остальные на индивидуальных досках).

Начертите прямоугольник, длина которого а, и ширина в. Найдите площадь фигуры. S=а · в

Начертите треугольник со сторонами а, в, с. Найдите периметр.

Р= а + в + с

Обозначим с помощью диаграмм - множество А, состоящее из элементов А={а, 1, 5} и В={в, 4, 5}

Запишем пересечение множеств.

А В = {5}

Заштрихуем эту часть красным цветом.

Обозначим U множеств.

А U В = {а, 1, 5, в, 4}

Обозначим объединение зелёным цветом. (Все фигуры вычерчиваются на интерактивной доске)

3. Молодцы!

1 группа открывают учебники, № 7, стр.71 (исправим ошибки, допущенные в учебнике).

А другая группа будет играть в “пустяки”. Выполните данные задания на листах и сдайте свои работы.

Работа на листах:

х – 93 = 87           3 т 54 кг = ………. кг

х · 60 = 240         5 м 9 см = ………. см

450 : х = 9           6 м 4 дм =……….. см

7 км 91 м = ………. м

6 ц 32 кг = ………. кг

Молодцы!

Физкультминутка.

Друг за другом дружно встали,
Руки вверх скорей подняли!
На носочки поднимитесь,
Хорошенько потянитесь!
Руки в стороны теперь,
Спины держим все прямей.
Прыгнем раз, ещё разок.
Потопчитесь раз и два, раз и два
А теперь за парты сели
И продолжим наш урок.

4. 1 группа займите компьютеры.

2 группа выполняет похожую работу только на листочках.

 

3 10 3 18
А л а н

 

3 10 0 171 63 3 18 27 15
А л е к с а н д р

 

39 14 10 18
М и л н

 

Кто это?

Автор книги о Винни – Пухе и его друзьях. В этой книге нет отрицательных героев и среди них, всегда царит дружба, как я заметила эти качества и сегодня на уроке.

А у другой группы – ответам является слово “Пятачок”.

Молодцы!

IV. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация

Начертите числовой луч с единичным отрезком в две клетки.

Обозначим координаты луча.

Карлсон пролетает за 1 час 2 ед. отрезка. В какой точке он будет через 3 часа? через 4 часа? через сколько часов он достигнет точки с координатой 10?

Начертите числовой луч с единичным отрезком в три клетки.

Учитель вычерчивает числовой луч на интерактивной доске.

Скажите, где будет находиться Винни-Пух через 3 часа? Проблемная ситуация.

- Не знаем откуда он идёт и сколько ед. отрезка он проходит за один час.

V. Формирование новых знаний

За один час проходит 4 ед. отрезка и идёт он от дома Совы к дому Пятачка.

Какой длины должна быть стрелка?

Стрелка указывает, откуда началось движение и

длина стрелки соответствует скорости движения.

В какой точке координат он будет через 3 часа? через 5 часов?

Молодцы!

VI. Первичное закрепление

Работа по учебнику. №1. стр. 69 – фронтальная работа.

VII. Минута экономики

И, каждый раз, приближаясь к концу урока, минуты экономики.

Побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитывает бюджет семьи.

Давайте вспомним, что такое бюджет?

Бюджет – это расписывание доходов и расходов государства, учреждения или семьи на какой-то срок.

А бюджет семьи обычно ваши родители рассчитывают на какой срок? (На месяц).

- Почему? (Инсценирование) папы и мамы

Презентация №2 (образец)

Папа
считает доходы  
Январь
Зарплата папы   10.000 руб
Зарплата мамы   7.000 руб.

Итого: 17000 руб

Мама
считает расходы

Ком. услуги - 2000 руб.

Телефон - 450 руб.

Питание - 2000 руб.

Одежда - 5000 руб.

Лекарства - 750 руб.

Разное - 1500 руб.

Итого: 11700 руб.

Делаем вывод: В январе доход превышает расход. Это хорошо?

А если наоборот, то тогда приходится экономить.

Тогда мы говорим о бюджетном дефиците.

Значит, что такое бюджетный дефицит?

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Можно сэкономить на разное, иногда покупается и ненужное. Не зря говорится в поговорке: “По размеру ноги выбирай сапоги”.

(Если позволяет время рассматриваем бюджет другой семьи – презентация 2 - 1)

VIII. Итог урока

Домашнее задание:

№ 10, стр.72 – 1 группа.

№ 4, стр.12 – 2 группа.

Кому сегодня понравился урок?

Не считаете ли вы, что сегодняшний урок прошёл зря?

В будущем наши полученные знания пригодятся нам на уроке?

Оцените себя с помощью лесенки.

Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы сегодня как-бы оказались.

Оценки за индивидуальную работу на листах и компьютере чуть позже.