Цели урока.
Учебные материалы:
- презентация 1 “Математические термины” (таблицы с записями терминов);
- конверт с заданиями “Пустяки” (средняя группа);
- применение компьютера в составлении программы действий (сильная группа);
- листы с заданиями на составление программы действий (средняя группа);
- применение интерактивной доски в ходе актуализации опорных знаний и объяснение нового материала;
- учебник Л.Г. Петерсон 4 класс;
- книга “Винни-Пух и его друзья”;
- презентация 2 “Бюджет семьи” (применение калькулятора для вычисления дохода и расхода семьи).
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Добрый день всем!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят.
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
Сегодня на уроке мы будем совершенствовать вычислительные навыки и умения, вспомним математические термины, будем решать задачи на движение по координатному лучу.
III. Актуализация опорных знаний
Перед тем, как получить хорошие отметки, прочные знания, мы потренируем свои умения, знания и навыки, как это делают спортсмены перед началом соревнований, выступлений, чтобы добиться хороших результатов. Только ежедневно тренируясь, занимаясь физкультурой, гимнастикой – они могут побеждать! При этом жить бодро и не болеть.
А наш урок математики требует от нас, тренировать свой мозг, не дать ему заснуть, так как разбудить его будет потом поздно.
1. Итак, потренируемся в знаниях математических терминов.
(Учитель читает понятие, у кого подходящий ответ, тот поднимает таблицу - по ходу презентация № 1)
Презентация (образец)
Произведение длины и ширины - площадь.
Малая единица измерения массы – грамм.
Крупная единица измерения пути – километр.
Сумма длин всех сторон многоугольника – периметр.
Совокупность предметов, которые можно назвать одним словом – множество.
Множество всех элементов нескольких множеств – объединение.
Множество, состоящее из общих элементов нескольких множеств – пересечение.
Четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны, а углы прямые – прямоугольник.
2. Молодцы! А теперь эти знания применим в решениях задач.
(Ученики поочерёдно работают на интерактивной доске, остальные на индивидуальных досках).
Начертите прямоугольник, длина которого а, и ширина в. Найдите площадь фигуры. S=а · в
Начертите треугольник со сторонами а, в, с. Найдите периметр.
Р= а + в + с
Обозначим с помощью диаграмм - множество А, состоящее из элементов А={а, 1, 5} и В={в, 4, 5}
Запишем пересечение множеств.
А В = {5}
Заштрихуем эту часть красным цветом.
Обозначим U множеств.
А U В = {а, 1, 5, в, 4}
Обозначим объединение зелёным цветом. (Все фигуры вычерчиваются на интерактивной доске)
3. Молодцы!
1 группа открывают учебники, № 7, стр.71 (исправим ошибки, допущенные в учебнике).
А другая группа будет играть в “пустяки”. Выполните данные задания на листах и сдайте свои работы.
Работа на листах:
х – 93 = 87 3 т 54 кг = ………. кг
х · 60 = 240 5 м 9 см = ………. см
450 : х = 9 6 м 4 дм =……….. см
7 км 91 м = ………. м
6 ц 32 кг = ………. кг
Молодцы!
Физкультминутка.
Друг за другом дружно встали,
Руки вверх скорей подняли!
На носочки поднимитесь,
Хорошенько потянитесь!
Руки в стороны теперь,
Спины держим все прямей.
Прыгнем раз, ещё разок.
Потопчитесь раз и два, раз и два
А теперь за парты сели
И продолжим наш урок.
4. 1 группа займите компьютеры.
2 группа выполняет похожую работу только на листочках.
3 | 10 | 3 | 18 |
А | л | а | н |
3 | 10 | 0 | 171 | 63 | 3 | 18 | 27 | 15 |
А | л | е | к | с | а | н | д | р |
39 | 14 | 10 | 18 |
М | и | л | н |
Кто это?
Автор книги о Винни – Пухе и его друзьях. В этой книге нет отрицательных героев и среди них, всегда царит дружба, как я заметила эти качества и сегодня на уроке.
А у другой группы – ответам является слово “Пятачок”.
Молодцы!
IV. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация
Начертите числовой луч с единичным отрезком в две клетки.
Обозначим координаты луча.
Карлсон пролетает за 1 час 2 ед. отрезка. В какой точке он будет через 3 часа? через 4 часа? через сколько часов он достигнет точки с координатой 10?
Начертите числовой луч с единичным отрезком в три клетки.
Учитель вычерчивает числовой луч на интерактивной доске.
Скажите, где будет находиться Винни-Пух через 3 часа? Проблемная ситуация.
- Не знаем откуда он идёт и сколько ед. отрезка он проходит за один час.
V. Формирование новых знаний
За один час проходит 4 ед. отрезка и идёт он от дома Совы к дому Пятачка.
Какой длины должна быть стрелка?
Стрелка указывает, откуда началось движение и
длина стрелки соответствует скорости движения.
В какой точке координат он будет через 3 часа? через 5 часов?
Молодцы!
VI. Первичное закрепление
Работа по учебнику. №1. стр. 69 – фронтальная работа.
VII. Минута экономики
И, каждый раз, приближаясь к концу урока, минуты экономики.
Побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитывает бюджет семьи.
Давайте вспомним, что такое бюджет?
Бюджет – это расписывание доходов и расходов государства, учреждения или семьи на какой-то срок.
А бюджет семьи обычно ваши родители рассчитывают на какой срок? (На месяц).
- Почему? (Инсценирование) папы и мамы
Презентация №2 (образец)
Папа считает доходы |
Январь |
Зарплата папы | 10.000 руб |
Зарплата мамы | 7.000 руб. |
Итого: 17000 руб
Мама
считает расходы
Ком. услуги - 2000 руб.
Телефон - 450 руб.
Питание - 2000 руб.
Одежда - 5000 руб.
Лекарства - 750 руб.
Разное - 1500 руб.
Итого: 11700 руб.
Делаем вывод: В январе доход превышает расход. Это хорошо?
А если наоборот, то тогда приходится экономить.
Тогда мы говорим о бюджетном дефиците.
Значит, что такое бюджетный дефицит?
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Можно сэкономить на разное, иногда покупается и ненужное. Не зря говорится в поговорке: “По размеру ноги выбирай сапоги”.
(Если позволяет время рассматриваем бюджет другой семьи – презентация 2 - 1)
VIII. Итог урока
Домашнее задание:
№ 10, стр.72 – 1 группа.
№ 4, стр.12 – 2 группа.
Кому сегодня понравился урок?
Не считаете ли вы, что сегодняшний урок прошёл зря?
В будущем наши полученные знания пригодятся нам на уроке?
Оцените себя с помощью лесенки.
Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы сегодня как-бы оказались.
Оценки за индивидуальную работу на листах и компьютере чуть позже.