Измерение работы и мощности электрического тока

Разделы: Физика


Цели, которые ставит учитель на уроке:

- способствовать выявлению учащимися эмпирической зависимости между мощностью и работой тока, развитию умения представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков с использованием калькулятора CASIO (в режиме STAT);

- создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно высказывать гипотезы, составлять план эксперимента, анализировать результаты опыта, высказывать и обосновывать суждение о соответствии результатов эксперимента гипотезе.

Теоретическое обоснование:

Мощность численно равна работе, совершонной в единицу времени. Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течении которого совершалась работа, следовательно мощность электрического тока равна произведению напряжению на силу тока. За единицу мощности принят 1Вт, равный 1 Дж/с. Измерить мощность электрического тока можно с помощью вольтметра и амперметра. Существуют специальные приборы-ваттметры, которые непосредственно измеряют мощность электрического тока в цепи.

Предполагаемая цель учащегося: доказать, что работа прямо пропорциональна мощности тока.

Оборудование: источник тока-аккумулятор, амперметр, низковольтная лампа, соединительные провода,секундомер, вольтметр, графический калькулятор CASIO.

Указания для учителя:

  1. Перед выполнением лабораторной работы учащиеся выдвигают предварительное предположение (гипотезу) о зависимости работы от мощности тока.
  2. Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, куда вносят результаты измерений. На основе таблицы они строят график зависимости работы от мощности тока и делают вывод о правильности, выдвинутой ими гипотезы.

Предполагаемый порядок выполнения работы:

1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно.

2. Измерьте силу тока и напряжение на лампе, присоединив вольтметр параллельно к лампе.

3. Аналогичные измерения проделать для нескольких измерений силы тока и напряжения

4. Начертите в тетради схему собранной цепи и запишите показания приборов.

5. Согласно формулы мощности, вычислите мощность тока в лампе.

6. Заметьте время включения и выключения лампы. По времени её горения и мощности определите работу тока в лампе.

7. Проверьте,совпадает ли полученное значение мощности с мощностью обозначенной на лампе. Если значения не совпадают объясните причину этого.

8. Составьте таблицу значений напряжения и силы тока.

9. При помощи графического калькулятора постройте графики для исследуемой зависимости и выявите на этой основе эмпирическую зависимость работы от силы тока.

Рекомендации по работе с калькулятором.

Выполняемое действие Изображение на экране
1 Включите калькулятор и в главном меню выберите режим STAT, в открывшуюся таблицу введите данные эксперимента. Первый столбец соответствует значению U напряжению тока, второй – силе тока I.
2 Постройте экспериментальные точки на плоскости, нажав на кнопку GRРН (F1)
3 В подменю SET (F6) проверьте параметры построения графика
4 Выйдите из этого режима клавишей EXIT, вернитесь к таблице и постройте график, нажав (F1), а затем еще раз (F1).

Воспользуйтесь функцией определения вида полученной экспериментальной зависимости (Х).

5 Так как зависимость линейная, то выберите Х (F2). Теперь постройте график, нажав на клавишу DRAW (F6)

6 Проанализируйте график в режиме Trace, нажав последовательно клавиши SHIFT и (F1)

Предполагаемые результаты эксперимента.

№ опыта U, В I, А Р, Вт А, Дж
t=10 c
1 2 0,5 1 10
2 4 1 4 40
3 6 1,5 9 90
4 8 2 16 160

Дополнительное задание для учащихся.

1. Два проводника, сопротивлением по 5 Ом каждый, соединены сначала последовательно, а потом параллельно и в обоих случаях включены под напряжением 4,5 Вт. В каком случае работа тока за одно и то же время будет больше и во сколько раз?

2. Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе за 30 минут, если сила тока в цепи 0,5 А, а напряжение на клеммах двигателя 12 В?