Об изучении изомеров в курсе химии 9-го класса. Из опыта работы

Разделы: Химия


Общая характеристика.

  • Место урока в теме: третий урок по теме “Органические вещества”. На первом рассматривалось общее строение органических веществ, на втором – понятие гомологии.
  • Особенности изучаемой темы: материал сложен для восприятия, часто воспринимается учащимися формально, без понимания реального строения молекул, т.к. у многих учащихся плохо развито пространственное мышление.
  • Место проведения: компьютерный кабинет школы.

Цели урока.

Воспитательная: показать многообразие окружающего мира на примере многообразия молекул.

Развивающая: развитие информационной компетентности учащихся - умения извлекать информацию из упражнения, анализировать, обобщать, сравнивать информацию, а также умений по использованию компьютерных технологий.

Образовательная: продолжить формирование умения составлять полные и сокращенные структурные формулы углеводородов, дать понятие изомерии.

Содержание учебного занятия

I. Актуализация знаний учащихся о гомологии углеводородов на примере класса алканов:

- самостоятельное повторение по тетради (2-3 мин.),

- работа по карточкам с самопроверкой. Приложение 1.

- объяснение учителя по возникшим вопросам.

II. Изучение нового материала.

1. Выполнение электронного упражнения в парах. Приложение 2.

2. Анализ содержания упражнения

– самостоятельное воспроизведение упражнения в виде таблицы. При наличии мультимедийного проектора на экране желательно воспроизводить изображения моделей молекул из упражнения (в качестве подсказки при возникновении затруднений у учащихся). Конечный вид таблицы:

Молекулярная
формула
Полная
структурная формула
Сокращенная
структурная формула

С6Н14

СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3

С6Н14

С6Н14

- Анализ содержимого таблицы - беседа по вопросам: в чем сходство и различие рассмотренных углеводородов.

3. Обобщение рассмотренного материала:

- определение изомеров (формулируется учащимися как вывод при анализе таблицы),

- сравнение определений гомологов и изомеров,

- формулировка второго положения теории Бутлерова (по учебнику).

III. Закрепление изученного материала.

Выполнение упражнения с использованием модулей моделей атомов (уже соединенные между собой шарики в группы СН3 и СН2 – для экономии времени):

– собрать модель молекулы С3Н6,

- собрать модель гомолога для этой молекулы,

- преобразовать модель полученной молекулы вещества в его изомер.

Если нет комплектов моделей атомов фабричного изготовления, то можно воспользоваться пластилиновыми шариками и спичками.

IV. Комментарии к домашнему заданию.

V. Итоги урока – характеристика работы класса.

По дидактическому содержанию это урок смешанного типа. Для развития интереса к обучению и в качестве наглядного материала применяется электронное упражнение и упражнение с использованием моделей атомов. Связь с предыдущим материалом (тема “Гомология углеводородов”) осуществляется на первом этапе урока при повторении и в средней части урока при сравнении гомологов и изомеров. Урок способствует развитию информационной компетентности учащихся. Из методов обучения использованы репродуктивные и частично-поисковые. Формы работы: индивидуальная самостоятельная, парная самостоятельная, фронтальная. Методы и формы обучения способствуют активизации познавательной активности детей, выбраны в соответствии с деятельностным принципом обучения.