Общая характеристика.
Цели урока.
Воспитательная: показать многообразие окружающего мира на примере многообразия молекул.
Развивающая: развитие информационной компетентности учащихся - умения извлекать информацию из упражнения, анализировать, обобщать, сравнивать информацию, а также умений по использованию компьютерных технологий.
Образовательная: продолжить формирование умения составлять полные и сокращенные структурные формулы углеводородов, дать понятие изомерии.
Содержание учебного занятия
I. Актуализация знаний учащихся о гомологии углеводородов на примере класса алканов:
- самостоятельное повторение по тетради (2-3 мин.),
- работа по карточкам с самопроверкой. Приложение 1.
- объяснение учителя по возникшим вопросам.
II. Изучение нового материала.
1. Выполнение электронного упражнения в парах. Приложение 2.
2. Анализ содержания упражнения
– самостоятельное воспроизведение упражнения в виде таблицы. При наличии мультимедийного проектора на экране желательно воспроизводить изображения моделей молекул из упражнения (в качестве подсказки при возникновении затруднений у учащихся). Конечный вид таблицы:
Молекулярная формула |
Полная структурная формула |
Сокращенная структурная формула |
С6Н14 |
СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3 | |
С6Н14 |
||
С6Н14 |
- Анализ содержимого таблицы - беседа по вопросам: в чем сходство и различие рассмотренных углеводородов.
3. Обобщение рассмотренного материала:
- определение изомеров (формулируется учащимися как вывод при анализе таблицы),
- сравнение определений гомологов и изомеров,
- формулировка второго положения теории Бутлерова (по учебнику).
III. Закрепление изученного материала.
Выполнение упражнения с использованием модулей моделей атомов (уже соединенные между собой шарики в группы СН3 и СН2 – для экономии времени):
– собрать модель молекулы С3Н6,
- собрать модель гомолога для этой молекулы,
- преобразовать модель полученной молекулы вещества в его изомер.
Если нет комплектов моделей атомов фабричного изготовления, то можно воспользоваться пластилиновыми шариками и спичками.
IV. Комментарии к домашнему заданию.
V. Итоги урока – характеристика работы класса.
По дидактическому содержанию это урок смешанного типа. Для развития интереса к обучению и в качестве наглядного материала применяется электронное упражнение и упражнение с использованием моделей атомов. Связь с предыдущим материалом (тема “Гомология углеводородов”) осуществляется на первом этапе урока при повторении и в средней части урока при сравнении гомологов и изомеров. Урок способствует развитию информационной компетентности учащихся. Из методов обучения использованы репродуктивные и частично-поисковые. Формы работы: индивидуальная самостоятельная, парная самостоятельная, фронтальная. Методы и формы обучения способствуют активизации познавательной активности детей, выбраны в соответствии с деятельностным принципом обучения.