Содержательный материал "текстовых" задач как аспект духовно-нравственного воспитания на уроках математики

Разделы: Математика


Духовно-нравственное развитие личности учащихся в образовательном пространстве школы - одна из главных целей, которую необходимо достичь с тем, чтобы в перспективе можно было получить планируемый результат - духовно-нравственную воспитанность выпускника общеобразовательной школы.

Cчитается, что проблемы духовно-нравственного воспитания легко решаются на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более математики. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача использования уроков математики для воспитания имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Надо сказать прямо, что непосредственно своим собственным материалом и содержанием математика в силу этой причины вообще не может служить орудием познания чего-либо столь конкретного, как православие. Здесь она с естественной скромностью вынуждена уступить место другим наукам. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходимо требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, — такая дисциплина, очевидно, не всегда способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности. Абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке, оснащаются, дополняются и иллюстрируются различным конкретным содержанием. Сюда входит содержательный материал "текстовых" задач, исторические сведения, различного рода приложения и т.п. При этом во многих случаях выбор конкретного оснащения в весьма широких пределах может быть варьирован и, таким образом, в значительной степени ставится на усмотрение преподающего. Очевидно, такой произвол может быть широко использован учителем для фиксирования внимания учащихся на фактах и цифрах, поддерживающих и укрепляющих уважение и любовь к православной истории нашей страны.

Большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает рассмотрение интересных фактов, эпизодов из истории России, родного края. Я выбираю тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, учащиеся с удивлением узнают много нового о православных праздниках, истории нашего города и т.д. Надо только тщательно продумать выбираемый материал, чтобы избежать опошления, вульгаризации самой идеи, как это бывает, когда конкретное содержание задачи мало естественно, "притянуто за волосы" или когда задача, сообщая достаточно интересные цифры и факты, ставит по поводу них такой вопрос, который явно не имеет ни непосредственного интереса, ни какого-либо практического значения. Наряду с решением готовых текстовых задач, предложенных учителем, обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению (полностью или частично), т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование таких задач (по желанию обучающихся) помогает усвоению информации, связанной с православной культурой. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи. (Приложение 1) Совместный проект учителя и ученика. (Приложение 2) Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Что же это за наследие? Эту информацию ученики могут найти в Музее православной культуры, который я со своими коллегами создала в нашей школе к 250-летию со дня рождения прп. Серафима Саровского. Это летописи, сказания, жития святых. Это документы общественной и религиозной жизни, нравственные заповеди. Это иконы и росписи храмов, хранящие Русь православную, ее святую веру. Это творения художников, запечатлевших былые картины природы, сцены быта православных праздников. Это сбереженные в музеях утварь, одежда, подарки к праздникам, разнообразные изделия искусных умельцев – мастеров. Это памятники архитектуры – церкви, монастыри. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий нам поможет математика.

Литература

  1. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Т. 1 и 2. Репринтное издание, "Возрождение", М., 1992.
  2. Математический Энциклопедический Словарь. "Советская Энциклопедия", М., 1988.
  3. Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики. "Радянська школа". Киев, 1979.
  4. Творения Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты, т. I, М., Издание Сретенского монастыря, 1996.
  5. Паскаль Блез. Мысли. М., Издательство имени Сабашниковых, 1995.
  6. Кухтин А. А. Диссертация, 2006. Формирование ценностных ориентаций у подростков средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы