Главные члены предложения. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить с главными членами предложения.

Задачи:

  • формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов;
  • развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать любовь к осени.

Оборудование:

  • картинки Нюши, Кроша, Бараша;
  • знаки препинания . ? ! ;
  • карточка со словом «мороз»;
  • карточки со словами «морозец», «лёгкий», «лужицы», «затягивал»,  «звёздами»;
  • напечатанные тексты на листочках;
  • карточки со словами «туча», «солнце», «ветер», «дождик».

Ход урока

1. Организационный момент.

Трое детей получают карточки для самостоятельной работы. (Вставить пропущенную безударную гласную в словах.)

2. Мобилизующий этап.

- Послушайте задание. Будьте внимательны, запоминайте. (Работа с остальными учащимися.)

Нюша, Крош и Бараш написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Нюша ставила не вопросительный знак. Крош поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?

Крош – . Нюша - ! Бараш - ? (Картинки со знаками препинания.)

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Выполняя задание, мы воспользовались устной речью. Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)

- Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)

- Предложение не может существовать без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? (Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)

- Цель нашего урока: формировать умения находить подлежащее и сказуемое в предложении.

4. Минутка чистописания.

- Отгадайте слово, над которым мы будем сейчас работать: это явление природы, он бывает, когда градусник показывает температуру ниже 0, это слово начинается с твёрдого звонкого непарного согласного. (Мороз)

- Правильно.

На доске:

Мма Ммб Ммв...

- Установите закономерность написания букв. (Пишем соединение буквы М – заглавной с буквой м – строчной и присоединяем буквы в алфавитном порядке.)

- Напишите цепочку букв в заданной закономерности всю строчку.

- Запишите слово мороз, поставьте знак ударения подчеркните орфограммы.

- Запишите в скобках звуки, которые мы произносим в слове мороз.( [м а р о с ] )

Итог:

- В слове мороз слышим гласный звук [ а ], пишем букву о. Это «опасное место» в слове, запомните, как пишется это слово.

5. Работа над деформированным предложением.

- Составьте из данных слов предложение. Найдите орфограммы.

морозец лёгкий лужицы затягивал звёздами

- О каких звёздах идёт речь в предложении?

6. Новая тема.

Знакомство с правилами по учебнику.

- Найдите грамматическую основу в предложении:

7. Физминутка.

Нам пора передохнуть. Потянуться и вздохнуть.
Приступаем. Для начала, только корпусом вращаем.
Покрутите головой и усталость вся долой!
Разминаем наши плечи, руки двигаем навстречу.
Тянем наши руки к небу, в стороны разводим.
Повороты вправо-влево плавно производим.
А теперь мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!
Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки.

8. Закрепление новых знаний.

а) Работа над текстом.

- Прочитайте рассказ и озаглавьте его.

Стоят холодные осенние дни. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льёт осенний дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. В тёплые норки спрятались зверьки.

- О каком времени года идёт речь?

- Сейчас какое время года?

- Какая погода за окном?

- Как бы вы озаглавили этот рассказ?

- Измените каждое предложение так, чтобы в нём были только главные члены.

- Запишите грамматические основы в тетради.

(1 предложение – у доски, 2 предложение – с комментированием, 3, 4 предложения – самостоятельно).

б) Работа над стихотворением.

… небо кроет,
… не блестит,
… в поле воет,
… моросит.
(А. Плещеев.)

Слова для справок: туча, солнце, ветер, дождик. (напечатанные на листах)

- Прочитайте стихотворение.

- Какое время года описывается в стихотворении?

- Вставьте пропущенные слова. Устно найдите главные члены предложения.

9. Домашнее задание стр.75, упр.134

10. Оценивание.

Устные ответы, работа по карточкам.

11. Итог урока.

- О чём сегодня говорили на уроке?

- Как называются главные члены предложения?