Цель: познакомить с главными членами предложения.
Задачи:
- формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов;
- развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать любовь к осени.
Оборудование:
- картинки Нюши, Кроша, Бараша;
- знаки препинания . ? ! ;
- карточка со словом «мороз»;
- карточки со словами «морозец», «лёгкий», «лужицы», «затягивал», «звёздами»;
- напечатанные тексты на листочках;
- карточки со словами «туча», «солнце», «ветер», «дождик».
Ход урока
1. Организационный момент.
Трое детей получают карточки для самостоятельной работы. (Вставить пропущенную безударную гласную в словах.)
2. Мобилизующий этап.
- Послушайте задание. Будьте внимательны, запоминайте. (Работа с остальными учащимися.)
Нюша, Крош и Бараш написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Нюша ставила не вопросительный знак. Крош поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?
Крош – . Нюша - ! Бараш - ? (Картинки со знаками препинания.)
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Выполняя задание, мы воспользовались устной речью. Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)
- Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)
- Предложение не может существовать без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? (Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)
- Цель нашего урока: формировать умения находить подлежащее и сказуемое в предложении.
4. Минутка чистописания.
- Отгадайте слово, над которым мы будем сейчас работать: это явление природы, он бывает, когда градусник показывает температуру ниже 0, это слово начинается с твёрдого звонкого непарного согласного. (Мороз)
- Правильно.
На доске:
Мма Ммб Ммв...
- Установите закономерность написания букв. (Пишем соединение буквы М – заглавной с буквой м – строчной и присоединяем буквы в алфавитном порядке.)
- Напишите цепочку букв в заданной закономерности всю строчку.
- Запишите слово мороз, поставьте знак ударения подчеркните орфограммы.
- Запишите в скобках звуки, которые мы произносим в слове мороз.( [м а р о с ] )
Итог:
- В слове мороз слышим гласный звук [ а ], пишем букву о. Это «опасное место» в слове, запомните, как пишется это слово.
5. Работа над деформированным предложением.
- Составьте из данных слов предложение. Найдите орфограммы.
морозец лёгкий лужицы затягивал звёздами
- О каких звёздах идёт речь в предложении?
6. Новая тема.
Знакомство с правилами по учебнику.
- Найдите грамматическую основу в предложении:
7. Физминутка.
Нам пора передохнуть. Потянуться и вздохнуть.
Приступаем. Для начала, только корпусом вращаем.
Покрутите головой и усталость вся долой!
Разминаем наши плечи, руки двигаем навстречу.
Тянем наши руки к небу, в стороны разводим.
Повороты вправо-влево плавно производим.
А теперь мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!
Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки.
8. Закрепление новых знаний.
а) Работа над текстом.
- Прочитайте рассказ и озаглавьте его.
Стоят холодные осенние дни. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льёт осенний дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. В тёплые норки спрятались зверьки.
- О каком времени года идёт речь?
- Сейчас какое время года?
- Какая погода за окном?
- Как бы вы озаглавили этот рассказ?
- Измените каждое предложение так, чтобы в нём были только главные члены.
- Запишите грамматические основы в тетради.
(1 предложение – у доски, 2 предложение – с комментированием, 3, 4 предложения – самостоятельно).
б) Работа над стихотворением.
… небо кроет,
… не блестит,
… в поле воет,
… моросит.
(А. Плещеев.)
Слова для справок: туча, солнце, ветер, дождик. (напечатанные на листах)
- Прочитайте стихотворение.
- Какое время года описывается в стихотворении?
- Вставьте пропущенные слова. Устно найдите главные члены предложения.
9. Домашнее задание стр.75, упр.134
10. Оценивание.
Устные ответы, работа по карточкам.
11. Итог урока.
- О чём сегодня говорили на уроке?
- Как называются главные члены предложения?