Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Но, несмотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, увязыванию их с жизненным опытом. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, уже никогда не останется голодным.
Универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация исследовательской деятельности школьников. Подробнее остановлюсь на познавательных УУД, необходимых для исследовательской деятельности
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
- подведение под понятия, выведение следствий
- установление причинно-следственных связей
- построение логической цепи рассуждений
- доказательство
- выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Одним из основных критериев оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступает соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям. У старшеклассников, предметные интересы уже сформировались. Но ведь именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Поэтому в формировании навыков исследовательской деятельности последовательно адаптирую школьников к проведению исследований.
Что такое исследования для маленького ребёнка? Это, прежде всего наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений известных и понятных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребёнка, ни одного нового для него навыка. Потрогай, сравни ощущения, расскажи, что почувствовал. Одно простое действие в самом начале даёт первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребёнка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни. Чем меньше ребёнок, тем проще исследование.
Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Для развития навыка исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Исследовательская деятельность требует формирования навыков самостоятельного обучения. При этом важно создать атмосферу сотрудничества старшего с младшим с позиций «советчика», «консультанта», «помощника», но не «авторитарного наставника». Конечно, от первого к четвёртому классу уровень самостоятельности повышается.
В первом классе ребёнок, накапливая представления обо всём, что его окружает, ощущает себя в предметном мире, что является нормальным условием полноценности его жизни.
Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя. Очень актуальны тематические уроки по программе А.А.Плешакова «Задавайте вопросы!», « Учимся задавать вопросы об окружающем мире», « Что у нас над головой?», « На что похожа наша планета?», «Откуда берётся и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» и т.д. Все темы даются в доступной форме, понятные первокласснику. По учебнику учащиеся узнают очень много интересного об окружающем нас мире, ответы на вопросы: Кто? Что? Как? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем? Очень много в учебнике познавательного материала. Плюс рабочие тетради с заданиями на формирование познавательных УУД
Во втором классе формирую умения: осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль , пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера); выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; описывать объект наблюдения, проводить классификации отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения. Развиваю познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве)
В третьем - видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации; искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде.
К четвёртому формирую умения выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; ориентироваться в возможностях информационного поиска (библиотеки и Интернет) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
Поиск ответов на вопросы в четвёртом приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации (как традиционные, так и современные: книги, научные и научно-популярные журналы, источники на магнитных носителях, Интернет). Здесь было главным обучить учащихся правилам использования информационных массивов. Проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Я не говорю им «Делай как я», а помогаю инструкционной карточкой. Над формированием своих научных убеждений на учебных занятиях учащиеся лучше работают в группе, т.к повышается уровень самостоятельности.
В роли единомышленников, конечно, выступают родители. Я учу родителей, как обсуждать тему с ребятами, как правильно помогать отбирать материал, ориентироваться в протоке информации.
Объект исследования - объект текущего познавательного интереса школьника, который и становится темой его исследования.
Последовательность этапов исследования:
Выбор темы исследования. Ученик, в соответствии со своими познавательными интересами сам выбирает объект, который становится его исследовательской темой.
Процесс исследования. Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:
- найти и записать известные ему сведения об объекте исследования,
- найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования. Работа с любым источником информации: энциклопедии, справочники, ресурсы Интернет консультации.
Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.
Защита результатов исследования. Ученик-исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на уроке или конференции учащихся.
Организация исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Исследовательская работа с учащимися является кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель. Мои ученики принимали участие и становились всегда победителями и призёрами в школьных конференциях каждый год и, перейдя в пятый класс, они чувствуют себя очень уверенно. Принимают участие уже в городских мероприятиях и получают призовые места.
Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику:
- работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;
- сформировать научно-исследовательские навыки; реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться.
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»