Правописание О–Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  • развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  • воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.

Методы обучения:частично поисковый, метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, классификационный, практический, устный, словесный.

Оборудование урока:

  • учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.Т. Баранова и др. – М.: Просвещение, 2006. - 317 с.;
  • индивидуальные карточки;тексты стихотворения для каждого ученика;
  • наборы предложений для творческой работы;
  • сигнальные карточки с буквами О – Е;
  • распечатки для рефлексии «Какое у вас настроение?» для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы пришли на урок? Отметьте, пожалуйста, на листках «Какое у вас настроение?» знаком «+» своё настроение, с каким вы пришли на урок. А теперь закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь. Подарите свою улыбку тому, кто находится рядом с вами. Молодцы! Нет ничего краше улыбающегося ученика! А теперь за работу, за новыми знаниями!

II. Повторение изученного

– индивидуальная работа учащихся по карточкам;

– лингвистическая разминка (диктант «Загадочный», записать отгадки, объяснить орфограммы):

  • Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)

  • Низок, да колюч, сладок, а не пахуч.

  • Ягоды сорвешь – всю руку обдерешь. (Крыжовник.)

  • В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)

  • Костяная спинка, жесткая щетинка.
    С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка.)

  • Не моторы, а гудят.
    Не пилоты, а летят.
    Не змеи, а жалят. (Пчелы.)

  • По десятку на шесточке
    Сели умные кружочки
    И считают громко вслух,
    Только слышно стук да стук. (Счеты.)

Дополнительные задания:

– Докажите на примере слова желудь, что оно является существительным. (Устное задание.)

– Выполните морфемный разбор слова щетка.

III. Новый материал

Я нарисую март карандашОм
Прозрачным, призрачным пейзажЕм.
Он ляжет на листок в альбоме
Весенним свежим вернисажЕм.

– Прочитайте четверостишие и запишите выделенные слова, распределяя их в две колонки.

– Подумайте, все ли выписанные слова вам знакомы.

1) Работа по толкованию слова.

Вернисаж. (См. «Словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова.)

– Составьте с данным словом словосочетание, простое предложение.

2) Наблюдение над языковым материалом:

– Перечислите, на какие буквы заканчиваются корни выделенных слов.

– Как мы можем назвать эти буквы одним словом?

– Почему в левом столбике после шипящих пишется - О?

– А в правом столбике какая буква пишется?

– Какой частью речи являются выписанные слова?

– В какой части слова выделены буквы?

3) Формулирование темы и цели урока.

– Почему при совершенно одинаковых условиях в словах пишутся разные буквы?

– Решению этого вопроса посвящена тема нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока; цели, опираясь на его тему.)

4) Проблемный вопрос:

Посмотрите, произнесите записанные нами слова еще раз и подумайте, что же является условием выбора данной орфограммы?

(Выводы делают учащиеся)

– В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е.

5) Работа с учебником:

– Прочитайте правило на стр.221, параграф 101.

– Составьте опорную схему.

ó… – ключÓм

сущ. – после Ж, Ч, Ш, Щ, Ц

е… – лýжЕй

– Озвучьте опорную схему, подберите примеры (работа в парах).

Физкультминутка Тюша-Плюша.

Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок
        (Ходьба на носках, руки за голову, спина прямая.)
Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых,
  (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком.
  (Махи ногами в стороны, спина прямая.)
Едет Тюша с горки,
А за ним ведерки.
  (Четыре раза поднять согнутые ноги и опустить на пол – спина прямая.)

IV. Формирование орфографических умений. Первичная проверка изученного материала

1) Устный орфографический разбор.Работа по «цепочке» с комментированием, применение опорных знаний учащихся. Слова записаны на доске:

плащ…м, матч…м, тираж…м, марш…м, кольц…м, туч…й.

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Передай мелок другу».

Запишите словосочетания, найдите слова с изученной орфограммой, графически её объясните:

любоваться чижом, суп с перцем, салат с огурцом, пять пальцев, за лиловой тучей, опытным врачом, быть молодцом.

– Какое правило мы применили, чтобы правильно написать -о (-е) после шипящих и ц в окончаниях существительных?

2. Творческая работа по группам (задания получают капитаны групп).

Закончите предложения подходящим по смыслу существительным с изученной орфограммой и запишите, объясняя орфограмму. В записанных существительных определите падеж, число. Сделайте вывод.

  • Дверь открывалась огромным … . (Ключ-ом.)
  • Бабушка потчевала нас украинским… . (Борщ-ом.)
  • Большое белое облако плывет над березовой… . (Рощ-ей.)
  • На уроке я рисовал простым … . (Карандаш-ом.)
  • В будущем мечтаю стать … . (Врач-ом.)

3. Цифровой диктант.

Укажите и распределите цифры предложений, в которых есть слова с изученной орфограммой (взаимопроверка по ключу, записанному на доске.)

1) Лошади бежали рысцой. 2) Герасим толкнул дверь плечом. 3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом. 4) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. 5) Ласточка свила гнездо под крышей. 6) Над рощей пронеслась туча. 7) Подобрали ребята двух птенцов. 8) Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру. 9) Ласточку люди называют вестницей весны.

Ключ
-O-     -E-
1   5
2   6
3   8
4   9
7    

– С каким новым орфографическим правилом мы познакомились?

4) Проверочная работа с использованием сигнальных карточек (у каждого ученика на парте карточки с буквами О, Е.)

Храбрецом, морозцем, вереницей, рощей, гребцов, румянцем, скворцом, баржей, кожей, отцов, камышом, неудачей, танцем, сторожем, невежей.

VI. Обобщение

– В какой части речи находится изученная орфограмма?

– В какой части слова?

– Каково условие выбора?

VII. Итоги урока

– Как вы думаете, ребята, достигли ли мы целей урока, получили ли тот результат, который запланировали? (Мнения учащихся. Учитель оценивает деятельность учеников на уроке, аргументирует и выставляет отметки, делает замечания по уроку.)

VIII. Рефлексия

– На своих листках «Какое у вас настроение?» отметьте знаком «+» то настроение, с каким вы уходите с урока. (Учитель выполняет задание вместе с учениками.)

IX. Домашнее задание.

  • Параграф 101 учебника (уметь приводить свои примеры);
  • практическое задание творческого характера (см. приложение);
  • подготовить учебное сообщение на тему: «Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных» (для тех учеников, кто выполнил проверочную работу без ошибок).

Использованная литература:

  1. М.Т. Баранов, Н.В. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Г. Григорян, И.И. Кулибаба,. Русский язык 5 класс. 31-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. 4-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 2008.
  3. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Справочные материалы. Русский язык. 11-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
  4. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. 13-е издание, исправленное. – М.: Русский язык, 1981.
  5. Т.А. Ладыженская. Такие разные диктанты 5-9 классы. – М.: ЮВЕНТА, 2007.