Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии

Разделы: Коррекционная педагогика


В современной педагогике все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990).

«Сопровождать – провожать, сопутствовать, идти», – отмечает В.И. Даль.

Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение»  позволяет сделать вывод:

  • оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;
  • предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;
  • более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;
  • это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.

Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения педагог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Л.Г. Субботина включает в педагогическое сопровождение поддержку и помощь воспитаннику.

М.И. Губанова рассматривает сопровождение как помощь, обеспечение, защиту, где одной из основной из составляющих выступает педагогическая поддержка. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые человеку на разных этапах его жизни.

Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а другой – следует за ним по запросу ребенка.

В отечественной педагогике способы и методы педагогической поддержки плодотворно разрабатывались педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов), которые в рамках педагогики сотрудничества обосновывали необходимость гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В их исследованиях гуманистическими установками, лежащими в основе педагогической поддержки, выступают:

  • принятие личности ребенка, прямое обращение педагога к воспитаннику, диалог с ним, понимание его действительных потребностей и проблем, действенная помощь ребенку на основе принятия его таким, каков он есть на самом деле;
  • эмпатийное понимание ребенка, что дает педагогу возможность полноценного и неиссякаемого межличностного общения с ним, оказание ему помощи именно тогда, когда она больше всего необходима;
  • открытое, доверительное общение, которое требует, чтобы педагог не
    играл свою роль, а всегда оставался самим собой; это дает возможность воспитанникам понять, принять и полюбить педагога таким, какой он есть.

О.С. Газман, Н.Б. Крылова выделяют следующие нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:

  1. Любовь к ребенку и, как следствие, – безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
  2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
  3. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
  4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
  5. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).
  6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
  7. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
  8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способностьизменить позицию и оценку/самооценку.

Исходя из сущности педагогической поддержки, Т.В. Анохина выделяет следующие этапы совместной деятельности педагога с ребенком:

  1. Диагностический: предполагает обнаружение проблем ребенка, осознание им их значимости и желания их разрешить.
  2. Поисковый: совместный с ребенком поиск причин и способов решения.
  3. Проектировочный: построение договорных отношений между педагогом и ребенком с целью продвижения к решению проблемы.
  4. Деятельностный: взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка, где в основном действует сам ребенок, что не может ребенок, восполняется педагогом, психологом, врачом, социальным педагогом.
  5. Рефлексивный: анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов, способов решения проблемы.

Анализ психолого-педагогических исследований проблемы педагогического сопровождения позволил нам определить педагогическое сопровождение как целостный процесс поддержки и помощи в становлении и развитии личности воспитанника сиротского учреждения посредством системы действий воспитателя.

Таким образом, сущность педагогического сопровождения рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как целенаправленный процесс; как педагогическая технология.

Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально-педагогических и психолого-педагогических явлений (педагогическая помощь, психолого-педагогическая поддержка, социальная фасилитизация и др.) В научной литературе указанное понятие рассматривается как:

  • помощь ребенку в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова, Ф.М. Фрумин, В.И. Слободчиков и др.);
  • система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева и др.);
  • сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.);
  • поддержка и развитие субъектности личности (Е.В. Бондаревская, А.А. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
  • направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Ю.В. Слюсарев, И.И. Хасанова и др.).

А.А. Архипова выделяет два взаимосвязанных компонента в психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот.

Первый из них – систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения и воспитания. Предполагается, что с первых минут психолого-педагогическая служба начинает бережно и конфиденциально собирать и накапливать информацию о различных сторонах психической жизни и динамике развития ребенка, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого воспитанника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом педагоги и психологи имеют четкое представление о том, что именно они должны знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство необходимо и каким минимальными средствами оно может быть осуществлено.

Второй – связан с созданием специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям-сиротам. В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека, особые отношения между участниками этого процесса.

О.К. Бережная, А.А. Архипова подчеркивают, что психолого-педагогическое сопровождение воспитанников должно быть ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношении с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов. Рассматривая данную проблему применительно к детям-сиротам в условиях школы-интерната следует отметить, что существуют различные виды сопровождения данной категории детей. В зависимости от концептуальных предпосылок и возможности привлечения специалистов, оно определяется как «психолого-педагогическое» или «социально-педагогическое», рассматривается в контексте социализации детей-сирот.

Так, О.В. Бережная характеризует психолого-педагогическое сопровождение как средство социализации. По ее мнению модель данного процесса в условиях школы-интерната включает в себя:

Экспертно-прогностический компонент Характеристика воспитанника школы-интерната описываемая через ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющие систему оценки уровня адаптации детей-сирот
Диагностический компонент Система комплексного диагностического (психолого- медико-педагогического) обследования воспитанников с акцентом на оценку уровня социальной компетенции
Содержательно-технологический компонент Система взаимодействия традиционных и специально организованных служб школы-интерната и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей-сирот в учреждении
Организационно-управленческий компонент Система внешних коммуникаций школы-интерната, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей-сирот
Кадровый компонент Функционал и профессиональная компетентность специалистов,осуществляющих работу с детьми-сиротами в школе-интернате, в том числе программа их профессиональной подготовки и повышения квалификации

Использование термина «психолого-педагогическое сопровождение» применительно к процессу формирования социального опыта воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната продиктовано необходимостью интеграции процессов поддержки, защиты, помощи в процессе взаимодействия с окружающей средой. Использование данного термина свидетельствует, что сопровождение осуществляется воспитателями в педагогической деятельности педагогическими методами и средствами. Использование психологических средств является дополнительным.

Методологичекими принципами психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы являются:

  1. Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Осуществляется группой специалистов: врач, педагог дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
  2. Системный подход предполагает анализ результатов психической деятельности воспитанника на каждом этапе развития. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.
  3. Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития воспитанника, а также учет его возрастных особенностей. (ведение мониторинга).
  4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества воспитанника со взрослым при усвоении им новых способов действий.
  5. Принцип единства диагностической и коррекционной помощи необходим при составлении индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
  6. Принцип наблюдаемости. Применительно к детям-сиротам ученые вводят дополнительно наблюдаемый этап. В его рамках именно в условиях сиротского учреждения воспитанник по завершению основных сопроводительных мероприятий остается в фокусе внимания педагога.
  • Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната отражает базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога, воспитателя, психолога и других специалистов.
  • Психолого-педагогическое сопровождение-это непрерывный процесс поддержки силами всех специалистов.
  • Психолого-педагогического сопровождения воспитанников -это комплекс мероприятий: диагностика, определения прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребенка.

Только при реализации вышеназванных положений можно говорить о психолого-педагогическом сопровождении как об одном из эффективных технологий успешной социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.

Список литературы: 

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под редакцией В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 2004.
  2. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. -М.: издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  3. В.Р. Шмидт Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников, Т.Ц. «Сфера», 2005.
  4. Т.В. Потапова Беседы о профессиях с детьми -М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Умственная отсталость у детей: Метод. пособие для студ. Сост. О.П. Рожков -М.: издательство НПО «МОДЭК», 2007.
  6. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной - 5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Подобие для учителей и студентов дефектологич. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 1994.
  8. Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин Коррекционная педагогика: -2-е изд., «Феникс, МарТ», 2010.