Авторская программа по курсу "История искусств" в рамках дополнительного образования в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Культура народов мира является сложнейшей системой накопления человеческого опыта. Она выступает «точкой отсчёта» в развитии следующих поколений. Овладевая культурой прошлого и настоящего при помощи взрослого, ребёнок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне овладеть данной системой ценностей, при этом развиваться как личность.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир живописи, архитектуры, фольклора, традиций и культуры различных народов мира. В процессе изучения этого курса дети овладевают определёнными понятиями и навыками, учатся слушать и слышать красоту слова и музыки, живописи, знакомятся с архитектурным и культурным наследием разных стран, учатся видеть прекрасное в окружающем их мире.

Основа программы – это постепенное погружение в мир искусства. Каждое занятие – новый шаг в его познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с 1 класса. На занятия отводится 45 минут один раз в неделю.

Цели и задачи:

Курс «История искусств» в рамках дополнительного образования школьников начальной школы призван для того, чтобы решать интеллектуально-эстетические задачи:

  1. Развитие понимания «искусства» как науки;
  2. Развитие интереса к окружающему миру;
  3. Расширение и углубление знаний в области искусства;
  4. Развитие интеллекта, речи, мышления;
  5. Воспитание любви к культурным традициям своего народа;
  6. Воспитание уважения к культурным традициям народов мира;
  7. Воспитание всесторонне развитой личности;
  8. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельному изучению культуры и традиций народов мира;

Организация деятельности учащихся начальных классов на занятиях основывается на следующих принципах:

  • научность;
  • занимательность;
  • сознательность;
  • активность;
  • наглядность;
  • доступность.

Тематическое планирование уроков по курсу «История искусств»

1-й класс (35 часов) 

I. Что за прелесть эти сказки (3 часа)

  1. Знакомство со сказкой. Русские народные сказки о животных.
  2. Зарубежные сказки о животных.
  3. Иллюстраторы сказок о животных.

II. Народные промыслы. (4 часа)

  1. Русская матрёшка (Сергиев Посад).
  2. Городецкая роспись.
  3. Дымковская игрушка.
  4. Русский народный костюм.

III. Славянская мифология. (4 часа)

  1. Лесные славянские духи.
  2. Лесные славянские духи.
  3. Домашние славянские духи.
  4. Домашние славянские духи.

IV. Азбука русской живописи и музыки. (4 часа)

  1. Пейзаж. Художники-пейзажисты.
  2. Природа в рисунках детей. Практическое занятие.
  3. П.И. Чайковский «Щелкунчик»
  4. Природа в музыке русских композиторов.

V. История развлечений. (3 часа)

  1. Цирковое искусство.
  2. Ярмарка. Карусель. Аттракционы.
  3. Театр кукол.

VI. Мифы Древней Греции. (5 часов)

  1. Происхождение мира и богов. Зевс и Гера.
  2. Посейдон – повелитель морей.
  3. Аид – властитель царства мёртвых.
  4. Деметра – богиня плодородия.
  5. Афина. Афродита. Аполлон. Гермес. Гефест.

VII. Загадка Сфинкса. (3 часа)

  1. Древний Египет. Сфинкс – страж Гизы.
  2. Великие пирамиды.
  3. Боги и богини Древнего Египта.

VIII. Библия для детей. (3 часа)

  1. Сотворение мира. Зарождение людей.
  2. Ветхий Завет. Содом и Гоморра. Вавилонская башня. Ноев Ковчег.
  3. Жизнь Моисея.

IX. Легенды звёздного неба. (3 часа)

  1. Созвездия «Голубь», «Феникс», «Орёл», «Павлин».
  2. Созвездия «Возничий», «Скульптор», «Стрела», «Лира».
  3. Созвездия «Волосы Вероники», «Северная корона», «Малая медведица».

X. Легенды и мифы о цветах. (2 часа)

  1. Ромашка. Колокольчик. Тюльпан. Нарцисс.
  2. Роза. Гвоздика. Гладиолус. Ирис.

2-й класс (35 часов) 

I. Что за прелесть эти сказки. (3 часа)

  1. Русские волшебные сказки.
  2. Зарубежные волшебные сказки.
  3. Русская волшебная сказка в творчестве художников.

II. Народные промыслы. (4 часа)

  1. Русская матрёшка (Полховский Майдан).
  2. Городецкая роспись. Повторение.
  3. Филимоновская игрушка.
  4. Резьба по кости.

III. Славянская мифология. (4 часа)

  1. Славянские духи воздушных стихий.
  2. Славянские духи воздушных стихий.
  3. Славянские водные духи.
  4. Славянские полевые духи.

IV. Азбука русской живописи и музыки. (4 часа)

  1. Пейзаж. Художники-пейзажисты.
  2. Натюрморт.
  3. П. И.Чайковский «Спящая красавица»
  4. Русские народные музыкальные инструменты.

V. История развлечений. (3 часа)

  1. Драматическое искусство Древней Греции.
  2. Театр Древнего Рима. Колизей.
  3. Восточный театр. Китай. Япония.

VI. Мифы Древней Греции. (5 часов)

  1. Боги Древней Греции. Повторение.
  2. Подвиги Геракла. Немейский лев. Лернейская гидра.
  3. Подвиги Геракла. Керинейская лань. Эриманфский вепрь. Авгиевы конюшни.
  4. Подвиги Геракла. Стимфалийские птицы. Критский бык. Кони Диомеда.
  5. Подвиги Геракла. Пояс Ипполиты. Коровы Гериона. Кербер. Яблоки Гесперид.

VII. Загадка Сфинкса. (3 часа)

  1. Боги и богини Древнего Египта. Повторение.
  2. Великие пирамиды. Строительство гробниц.
  3. Изготовление мумий.

VIII. Библия для детей. (3 часа)

  1. Сотворение мира. Содом и Гоморра. Вавилонская башня.(Повторение)
  2. Ветхий Завет. Ноев Ковчег. Жизнь Моисея (Повторение)
  3. Новый Завет. Жизнь Иисуса.

IX. Легенды звёздного неба. Повторение. (3 часа)

  1. Созвездия «Голубь», «Феникс», «Орёл», «Павлин».
  2. Созвездия «Возничий», «Скульптор», «Стрела», «Лира».
  3. Созвездия «Волосы Вероники», «Северная корона», «Малая медведица».

X. Легенды и мифы о животных. (3 часа)

  1. Бабочки Аполлон, Артемида, Гарпии.
  2. Ехидна, Медуза, Сирены.
  3. Арахна, Рак-Галатея, Химеры.

3-й класс (35 часов) 

I. Что за прелесть эти сказки. (3 часа)

  1. Литературные сказки.
  2. Бытовые сказки.
  3. Образ Снегурочки в литературе, живописи, музыке.

II. Народные промыслы. (4 часа)

  1. Хохломская роспись.
  2. Синие цветы Гжели.
  3. Букеты из Жостово.
  4. Берестяные и деревянные изделия. Богородская игрушка.

III. Славянская мифология. (4 часа)

  1. Славянские духи мира животных.
  2. Предания о богах. Сварог. Догода. Дажьбог.
  3. Предания о богах. Берегиня. Стрибог. Ярило.
  4. Предания о богах. Белбог. Чернобог. Велес.

IV. Азбука русской живописи и музыки. (4 часа)

  1. Бытовые темы в живописи.
  2. Портрет в живописи.
  3. П. И.Чайковский «Лебединое озеро»
  4. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

V. История развлечений. (3 часа)

  1. Религиозная драма. Театр «Глобус». Шекспир.
  2. Народные традиции. Комедии масок. Придворные традиции Средневековья.
  3. Театральные традиции Индии и Африки.

VI. Мифы Древней Греции. (5 часов)

  1. Герои. Прометей. Икар.
  2. Герои. Персей.
  3. Герои. Тесей.
  4. Древнегреческий эпос. Аргонавты.
  5. Древнегреческий эпос. Одиссей.

VII. За великой Китайской стеной. (3 часа)

  1. Особенности культуры Китая.
  2. Китайская мифология.
  3. Китайская мифология.

VIII. Библия для детей. (3 часа)

  1. Новый Завет. Жизнь Иисуса. Идеи и образы.
  2. Образ Христа в живописи. Икона Спас Нерукотворный.
  3. Икона. Особенности создания.

IX. Легенды звёздного неба. Повторение. (3 часа)

  1. Созвездия «Овен», «Телец», «Близнецы», «Рак».
  2. Созвездия «Лев», «Дева», «Весы», «Скорпион».
  3. Созвездия «Стрелец», «Козерог», «Водолей», «Рыбы».

X. Чудеса Света (3 часа)

  1. Загадки древних городов.
  2. Чудеса света.
  3. Современные чудеса света

4-й класс (35 часов) 

I. Что за прелесть эти сказки. (3 часа)

  1. Образы былинного богатыря в живописи и литературе.
  2. Образ былинного героя Садко в опере.
  3. Средневековые легенды и сказания.

II. Народные промыслы. (4 часа)

  1. Палехская лаковая миниатюра.
  2. Лаковая живопись Федоскино, Мстёры.
  3. Ростовская финифть.
  4. Платки Павловского Посада.

III. Славянская мифология. (4 часа)

  1. Славянские духи всех стихий. Повторение.
  2. Предания о богах. Триглава. Световид. Святобор.
  3. Предания о богах. Доля и Недоля. Лель. Лада. Див.
  4. Предания о богах. Перун. Перуница. Переруг.

IV. Азбука русской живописи и музыки. (4 часа)

  1. Историческая картина.
  2. Библейская живопись русских художников.
  3. Волшебные звуки музыки Г. Свиридова.
  4. Классическая музыка в мультипликации.

V. История развлечений. (3 часа)

  1. Век кино. Телевидение.
  2. Зарождение оперы. Великие оперные композиторы.
  3. Зарождение балета. Балетный костюм.

VI. Великий Рим. (3 часа)

  1. Особенности культуры Древнего Рима.
  2. Особенности развлечений Древнего Рима.
  3. Мифология Древнего Рима.

VII. Сокровища Агры. (3 часа)

  1. Уникальность цивилизации Индии. Мавзолей Тадж-Махал.
  2. Страна всех религий. Индуизм. Буддизм. Ислам.
  3. Мифология Древней Индии.

VIII. От Античности до Модерна. (4 часа)

  1. Античность. Византийский стиль.
  2. Романский стиль. Готика.
  3. Возрождение. Барокко.
  4. Классицизм. Модерн.

IX. История государства Российского. (7 часов)

  1. Культура Московского государства.
  2. Русская письменность.
  3. Цари и императоры.
  4. Герои русской истории.
  5. Московские тайны.
  6. Русские полководцы.
  7. Русские победы.

При отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на научность содержания использованной литературы, доступность и понятность излагаемого материала. Обязательно использовать наглядный и раздаточный материал, аудио и видео продукцию, демонстрационные таблицы, книги с качественными иллюстрациями.