Цели урока: создать условия для сопоставления произведений, побуждать детей перечитывать, просматривать тексты по разным основаниям, развивать речь учащихся, учить детей обнаруживать красоту природы и искусства, воспитывать любовь к природе, сознание того, что настоящие ценители природы – счастливые люди.
Оборудование: учебники, репродукция, лупы, рамочки, полоски белой бумаги, презентация
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Начнём урок с разговора о домашнем произведении. Вам понравился текст «Прогноз погоды»? Чем пользовались при чтении? (толковым словарём)
- Вы узнали бабушку?
- По построению это рассказ, сказка или небылица? (рассказ, т. к. события происходят как в обычной жизни)
- Снеговики обычно разговаривают? (выдуманный случай для того, чтобы лучше понять характер бабушки)
- Как называется приём в случае со снеговиком? (олицетворение)
- Что можете сказать о характере бабушки? (добрая, замечательная, необыкновенная, всем помогает, сила её доброты так велика, что способна творить чудеса)
- А на вашу бабушку чем-то похожа? (готовит, вяжет, тоже добрая, замечательная)
- Есть ли что-то общее у автора Т. Пономарёвой с бабушкой из рассказа? (обе наблюдательные, обладают богатой фантазией, развитым воображением, они умеют любоваться простыми вещами)
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Целеполагание.
- Я обещала показать вам фотографию Т. Пономарёвой. Согласитесь, такое приятное лицо, открытый взгляд могут быть только у очень доброго человека.
(слайд 1)
- Вспомните, как называется сборник её произведений? («Укротители макарон»)
(слайд 2)
- Хотите встретиться с героями ещё одного из её произведений?
- Страницы 144-147 просмотрите, определите цели.
(слайд 3)
(научиться хорошо читать, быть наблюдательным, попробуем выяснить, что переживает художник, выскажем своё мнение, учиться любоваться простыми вещами)
- Почему так решили? (глава называется «Учимся любить)
- Предположите по названию, о чём пойдёт речь?
4. Работа над новым материалом.
Художественное восприятие произведения. Чтение текста «Лето в чайнике»
- Поделитесь впечатлениями. Познакомьтесь с мнением Маши Ивановой. Что она имела в виду? (дедушка тоже добрый, заботливый)
- Да, он относится к маленькому насекомому, как к равному себе. (Не будем тревожить!)
- Только ли бабушка с дедушкой такие? Зачитай. Вывод: («У них вся семья такая!»)
- Что могло бы произойти, если бы божья коровка попала не к таким хорошим людям? (могли выбросить, залить кипятком)
Художественный анализ произведения.
Чтение рассказа самими учащимися.
- Выбери отрывок из текста, который можно соотнести с этим кадром.
(слайд 4)
- Какие догадки были высказаны о том, почему божья коровка оказалась в чайнике? (может они родственники или это специальный чайник для зимовки, может старые приятели)
Художественное творчество детей.
- Какая у вас версия на этот счёт?
- Почему рассказ назван «Лето в чайнике»? (божья коровка – знак лета)
(слайд 5)
- Попробуйте ответить на вопрос. (Божья коровка – кусочек лета, им восхищаются, за него волнуются. Это основное переживание.)
- Почему в разделе «Учимся любить»? Что значит любить?
- Только ли в рассказе мы это увидим? (на картине художника)
(слайд 6)
- Мы рассмотрим репродукцию легендарной картины «Лунная ночь на Днепре». Перед уроком я просила найти на карте Днепр. Что скажете? (Днепр – река, протекающая в европейской части России).
- Написал эту картину российский художник Архип Куинджи более 100 лет назад.
(слайд 7)
Работа по учебнику, Музейный Дом.
- Что перед нами? (Пейзаж, т. к. изображены предметы живой и неживой природы. Ночь в природе.)
Динамическая минутка.
- Положите голову на стол, закройте глаза. Вспомните картину. Выпрямите спину, опустите руки вниз.
- Какого цвета небо? (зелёно-синее)
-Река? (жёлто-зелёная)
- Откройте глаза, возьмите лупу. Опишите небо. (Синее, тёмное, покрыто лёгкими облаками, в вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна).
- Вам не кажется , что всё небо светится?
- Какой приём использует художник? (контраст цвета, синее небо оттеняет серебристая луна)
-Как выглядит река? (От света луны она золотисто-зелёная, в центре совсем белая, ровная, гладкая, блестящая, напоминает металл).
- Сейчас мы с вами проведём небольшие эксперименты.
А) Закройте изображение реки полоской бумаги. Что заметили? (Стало темно. Пейзаж преобразился.) Уберите полоску. (Вновь светло, пронзительно красиво!)
- Это самый яркий контраст чего? (света и темноты)
Б) Теперь закройте, а потом откройте изображение луны.
- Как меняется освещение? (Луна – главный источник света, благодаря ей светятся воды Днепра. Без луны пейзаж не такой торжественный).
В) С помощью рамочки выделите фрагменты:
«На небе луна» (природа не спит)
«На берегу» (всё погрузилось в сон)
- Это ещё один контраст, но он как бы скрытый.
Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашён.
- Кто помнит эти строки? (хокку Иссё)
- Куинджи – настоящий мастер. В чём его главное переживание? (восхищение красотой природы).
- Какое желание возникло у Миши?
Слушание музыки.«Лунный свет» Клод Дебюсси.
5. Подведение итогов.
Стр. 146. –С кем вы согласны?
(слайд 8)
6. Рефлексия.
Отношение к окружающему, красоту, любовь можно выразить по разному. Словом, красками, поступком, музыкой. Если мы это поняли, почувствовали, значит мы – счастливые люди!
7. Домашнее задание.
(По желанию письмо в клуб о сегодняшней встрече).