Сегодня всем нам так не хватает душевного взаимопонимания, чуткости, доверия друг к другу и особенно грустно, когда это происходит между самыми близкими людьми – родителями и детьми.
С постепенным взрослением ребенка мысль о будущей самостоятельности может быть пугающей не только для него самого, но и для родителей. А как хочется иногда воспринимать своего ребенка, "кровинушку свою", как собственное продолжение, так хочется, чтобы он сделал то, что не удалось мне, чтобы он был "изданием вторым, дополненным и усовершенствованным".
Извечный вопрос: «Что делать и как достичь равновесия?»
Наилучшее взаимопонимание между ребенком и родителями устанавливается при возникновении между ними тесных, неразрывных связей с раннего детства. Это помогает реализовать все лучшее, что есть в родителях и их детях. И важно помнить, что по мере развития ребенка эта связь видоизменяется.
Младший школьный возраст - это первый этап осознанного отношения ребенка к общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль взрослого в этот период - это защитник, поэтому очень важным моментом является максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.
Многие родители считают, что у маленьких детей априори не может быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость. Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков, как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.
Наши практические наработки позволяют говорить о новом стиле взаимоотношений между взрослым и ребенком. Это "стиль сближения", в основе которого лежит по существу здравый смысл, к которому мы бы все прислушивались, если бы полагались на заложенные в нас природой инстинкты.
Сближение взрослых и детей возможно при желании родителей узнать своего ребенка и помочь ему чувствовать себя хорошо. И получать удовольствие от своей роли родителей.
Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра, с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка. А взрослый в игре снова становится ребенком и начинает лучше понимать свое чадо. Играя с ребенком, вы заметите изменения в его настроении, поведении и самочувствии, при этом не забывайте хвалить и поощрять ребенка, будьте искренни и активны.
Например, вам с ребенком можно поиграть в игры, которые помогают расслабиться, снять излишнее психо-эмоциональное напряжение, что в наше время очень полезно и взрослым и детям. Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения, успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.
Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение «Солнышко»
Сядь поудобнее и закрой глаза. Три раза глубоко вздохни…и выдохни…
Представь себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горести и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним… (пауза)
Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя…(пауза)
Ты чувствуешь себя надежно защищенным – так мирно и спокойно вокруг. .. (пауза)
Ты думаешь, что сегодня ты такой же замечательный и теплый, как солнце…
Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется солнечным светом – от головы до кончиков пальцев ног… А когда выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас покидают тебя.
Ты вдыхаешь золотой свет, а выдыхаешь неприятные чувства…
Не спеша возвращаемся назад, сюда, в эту комнату
Вздохни глубоко и легко.
Упражнение «Подарок под ёлкой»
«Представь себе, что скоро новогодний праздник. Ты целый год мечтал о замечательном подарке. Вот ты подходишь к елке, крепко-крепко зажмуриваешь глаза и делаешь глубокий вдох. Затаи дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохни и открой глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед тобой! Ты рад? Улыбнись». После выполнения упражнения можно обсудить (если ребенок захочет), кто о чем мечтает.
Также нам всем очень не хватает тактильных прикосновений, телесного контакта, особенно это важно для маленьких детей.
Вы можете делать друг другу замечательный массаж, для расслабления напряженных мышц или для успокоения перед сном. Ведь наши любящие руки: и взрослого и ребенка могут принести гораздо больше пользы, чем руки более знающего, но формально, относящегося к своей работе массажиста.
И этот ласковый обоюдный массаж делает нас спокойнее, добрее и отзывчивее друг к другу.
«Тактильный массаж»
Упражнение может выполняться под тихую, спокойную музыку. Первым может быть взрослый, он встает за спину ребенка, ребенок закрывает глазки. Взрослый одновременно говорит слова и прикасается к спине ребенка легкими массирующими движениями.
«Представь, как по твоей спинке летит тополиный пух или лепестки цветущей яблони. А теперь пошел теплый летний дождь и редкие капли касаются твоей спинки, их все больше и больше, они превращаются в маленькие ручейки, растекающиеся по спине. А сейчас ручейки соединяются и становятся маленькой речкой (нажим слегка увеличивается) И вдоль речки пошли на прогулку маленькие утята (пощипывающие движении вдоль позвоночника) …, слонята… А потом они легли на зеленую травку и стали смотреть на белые пушистые облака ( круговые мягкие легкие движения)…
Ребенку жизненно важно общение со взрослыми. И когда родители читают ребенку сказки, рассказывают, играют с ним, границы его мира расширяются и он легче приспосабливается к окружающему миру.
С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать ему преодолевать негативные стороны его формирующееся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятившим жизнь подвигам во имя людей и т.д.
А еще, если ваш ребенок тревожен, агрессивен, капризен, вы можете помочь ему справиться с существующей его проблемой страха, одиночества, неуверенности, сочинив для него сказку.
Придумайте фантастическое существо, слегка внешне и характером похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется множество возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
В игре можно использовать свой придуманный сказочный сюжет, где ребенок и взрослый могут почувствовать себя героями сказки, провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлечь некий урок и понять скрытое сообщение, зашифрованное в сказке. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Последовательность сказочного сюжета такова:
Жили-были (с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, герои: феи, волшебники, принцессы, принцы и т.п.)
И вдруг однажды…герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка
Из-за этого…. Сказка меняет направление, чтобы показать в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки
Кульминация Победа Герои сказки справляются с трудностями
Развязка Результат действий героев сказки:
Отрицательный герой, совершивший плохой поступок, наказан
Положительный герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Мораль Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.
Например, у детей очень часто встречается страх темноты, можно придумать сказочный сюжет, где изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида).
«…Жила-была совушка. Она так боялась темноты, что часто оставалась голодной, потому что когда остальные совы охотились, она сидела в своем домике и тряслась от страха. Однажды днём она встретилась с филином и они подружились. Филин много рассказывал ей о своих ночных путешествиях. Пришло время и совушка решилась отправиться в ночной полет вместе со своим другом. И ей удалось поймать огромного жука! С тех пор сова летала по ночам, а лесные жители прозвали её смелой охотницей».
И последнее: когда дети становятся постарше, в средней, старшей школе, как вы думаете, с какими вопросами чаще всего к психологу приходят родители…
Как заставить ребенка учиться? Как сделать так, чтобы он меня услышал?
А ведь и жизненный опыт и научные исследования доказывают, что в основе этих проблем – недостаток общения ребенка с близкими людьми.
Важно помнить, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили радость и Вам и ребенку!