Цель: обобщить и проверить усвоения учениками знаний, умений и навыков по теме «План и карта».
Задачи:
- применять знания учащимися при работе с картами и планом;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к уроку географии.
Вид урока: обобщающий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, контурные карты, карта полушарий, учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки), жетоны.
Пояснения к презентации:
Презентация составлена на этапы урока: «Устная
разминка» и «Практическая работа. Работа в
парах».
На «Разминке» нажимаем любой номер, появляется
вопрос. Нажимаем еще раз, появляется ответ (как
проверка ответов учащихся). Затем нажимаем
зеленый овал, чтобы вернуться на страницу
«Разминка». По окончании разминки, мы переходим
на практическую работу – нажимаем «Практическая
работа».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Устная разминка
– Сегодня у нас обобщающий урок, а тему вы определите по загадке:
«Лист бумаги похож на чертеж.
С океанами и материками.
Он на нашу планету похож,
Где есть города и страны» (План и карта).
– А зачем нам изучать карту и план? Где в жизни могут пригодится эти знания? Когда вы пользовались картой, при каких обстоятельствах?
– Посмотрите на доску. Здесь карта полушарий и план местности. Назовите в чем отличие карты от плана? Что можно определить с помощью масштаба? Для чего определяют азимут? Какой прибор используется на местности для определения азимута? Каким способом на географических картах изображаются неровности земной поверхности? Как эти неровности называются? С помощью какой шкалы на картах определяют высоты и глубины? Для чего на картах проводят градусную сетку?
– А теперь проведем игру «Назови быстрее» (тот ученик, который ответит быстрее и правильнее, тому дается жетон. Вопросы задаются по отдельности каждой колонке.)
1. Угол между направлением на север и на
какой-нибудь определенный предмет местности
называют… (азимутом)
2. Какие виды масштаба вы знаете… (численный,
именованный, линейный)
3. На территории СНГ абсолютная высота земной
поверхности отсчитывается относительно уровня…
(Балтийского моря)
4. Линии, соединяющие точки с одинаковой высотой
называют… (горизонталями)
5. Эту съемку плана из одной точки земной
поверхности называют… (полярной)
6. Самая длинная параллель – экватор. Длина
экватора земли… км (4000)
7. Окружности, проведенные через полюса Земли
называются… (меридианами)
8.На общегеографических картах изображается… (все
объекты земной поверхности)
9. По масштабу карты делятся на группы: … (крупномасштабные,
среднемасштабные, мелкомасштабные).
10. Чертёж, изображающий небольшой участок Земли
сверху, в уменьшенном виде…(план местности)
11. Модель Земли. (Глобус)
12. Число, которое показывает, во сколько раз
расстояния уменьшены при изображении на карте
или плане. (Масштаб)
Дополнительные вопросы (в зависимости от времени на уроке)
13. Воображаемые линии, параллельные экватору
14. Какая координата показывает удаленность точки
от экватора
15. Чему равна окружность меридиана в градусах
16. Чему равен в км 1 градус экватора
17. Какой масштаб более мелкий 1: 25 000 или 1: 25 000 000
18. Какой вид масштаба, если он звучит в 1 см 3 000
км
3. Практическая работа
А) Работа в парах. (Каждой паре за правильно выполненную работу по жетону. Задание на время.)
Расшифруй письмо. Слайд № 15
Запиши текст условными знаками. Слайд № 16
Определи азимут. Слайд № 17
Б) Индивидуальная работа «Самый быстрый и самый умный» (Ученикам предлагается решить несколько заданий на карточках, первые 5 человек получают жетон за быстроту и правильность)
- Переведите численный масштаб в именованный 1: 25000
- Решите задачу: расстояние между пунктами А и Б на карте составляет 4 см. каково расстояние в действительности, если масштаб карты 1: 25000?
- Определите географические координаты вулканов Котопахи в Южной Америке, Орисаба в Северной Америке
- Определите географический объект с координатами: 41 с. ш. и 14 в. д.
В) Работа в контурных картах
– Необходимо нанести на карту географический объект по географическим координатам, подписать его. По окончании работы взаимопроверка. За правильные работы выдаются жетоны ученикам.
- В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18° ю. ш. и 26° в. д.
- Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Он находится в точке с координатами 6° с. ш. и 61° з. д.
- Батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 7025 м в точке 13° с. ш. и 145° в. д. В каком океане находится эта точка?
- Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее название, если ее координаты 3° ю. ш. и 38° в. д.
4. Контроль знаний
Тестовая работа. Индивидуальный контроль.
1. Прибор для определения сторон горизонта:
а) нивелир;
б) масштаб;
в) компас;
г) глазомер.
2. Линейный масштаб представлен:
20 10 0 10 20 30 40 м.
___________________________
Каким будет численный масштаб:
а) 1 : 100;
б) 1 : 1000;
в) 1 : 10 000.
3. Составление плана местности – это:
а) ориентирование;
б) нивелирование;
в) съёмка;
г) измерение.
4. Изобразите рисунок условного знака:
а) сад; б) луг; в) редколесье; г) кустарник; д) болото; е) вырубка. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
5. Азимут измеряется в:
а) километрах;
б) градусах;
в) часах;
г) процентах.
6. Условная линия на плане, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой. Это:
а) относительная высота;
а) абсолютная высота;
в) горизонталь.
7. Если численный масштаб составляет 1: 5 000 000, то именованный будет :
а) в 1 см 5 км;
б) в 1 см 50 км;
в) в 1 см 500 км ;
г) в 1 см 5000 км.
8. Установите соответствие :
направление азимут
а) север ; 1) 270°
б) юго-восток 2) 180°
в) юг 3) 135°
г) северо-запад 4) 0°
д) запад 5) 315?
9. Если численный масштаб карты 1: 100 000, то это означает, что реальные расстояния уменьшены в … раз:
а) десять; б) тысячу; в) сто тысяч; г) миллион.
10. Прибор для определения относительной высоты:
а) глазомер;
б) нивелир;
в) вешка;
г) компас.
Ответы:
№ вопроса | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответы |
в |
б |
в |
б |
в |
б |
А-4 |
в |
б |
Подведение итогов
– Что интересного было на уроке? Какие задания были трудными? Легкими?
Ученики считают количество жетонов.
От 4-5 жетонов – «5»;
3-2 жетона – «4».
Выставляются оценки за тест каждому.
Список литературы:
1. Ладилова Н.Н. «Дидактические материалы по физической географии» 6 класс. Книга для учителя. М: Просвещение 1998.