«Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению»
В. Каверин
Технология модульного обучения как средство развития самостоятельной деятельности учащихся.
Я участвовала в пятом Фестивале педагогических идей «Открытый урок», который был проведен в 2008 – 2009 учебном году. Статья называлась: «Разноуровневое обучение как одна из технологий достижений стандарта» (519090), где большое внимание уделялось самостоятельной деятельности учащихся, а модульная технология еще и изменяет общий бюджет времени, существенно сокращает монолог учителя и больше времени остается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, на выполнение практической части и реализуется задача саморазвития и самовыражения учащегося.
Применение технологии модульного обучения дает возможность каждому ученику работать самостоятельно по своим возможностям, а учителю перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования. В своей работе я использую статьи:
- И.А. Адрова, И.В. Ромашко «Модульный урок в 10 классе», журнал «Математика в школе» № 4 – 2001 г.;
- О.Н. Пироговская «Из опыта применения модульной технологии обучения», журнал «Математика в школе» № 6 – 2008 г.;
- А. Чернокнижникова «Блочно – модульная технология преподавания математики» в приложении к газете 1 сентября № 14 – 2008 г.
Приведу в качестве примера использования модульной технологии обучения план-конспект урока по теме «Системы уравнений». Урок рассчитан на 2ч. и проводится по учебнику «Алгебра, 7» авторов Ш.А. Алимов и др. (изд. 200 г.).
План-конспект
УЭ – 1.
Совет по изучению.
Откройте стр. 147. Выясните:
- Что называют линейными уравнениями с двумя неизвестными? (1 б.)
- Что подразумевается под системой двух уравнений? (1 б.)
- Что значит решить систему уравнений? (1 б.)
Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме:
Если все понятно, поставьте в оценочном листе соответствующие баллы (основное задание – ОС).
Цель: научиться решать системы уравнений.
УЭ – 2.
Совет по изучению. Проанализируйте решение системы.
Цель: научиться проверять решение системы уравнений.
1) Является ли (40; 20) решением системы уравнений
Если все понятно и нет вопросов, ты получаешь 1 балл. Поставьте в оценочном листе, где образец.
Решение.
Оба равенства верны.
Ответ. Являются.
2) Выполни №620 (1, 2) по учебнику. (основное задание – ОС) (2 б.)
Оцени уровень своих знаний и следуй схеме:
Проверьте по образцу (даю карточки).
№ 619 (1) – решение. (КЗ – корректирующее задание).
Подставим в систему уравнений их значение х=0 и у=2.
х=0 и у=2 не является решением системы.
№ 619(2).
Проверь х=3 и у = -2. (1 б.).
УЭ – 3.
Совет по изучению.
В уравнении с двумя неизвестными 4х + 3у=5 выразим
1) х через у:
4х=5 – 3у,
(1 б.)2) у через х:
3у = 5 – 4х,
(1 б.)
Цель: научитесь выразить одно неизвестное через другое.
№ 615 (1). (1 б.). Кто решил, проверьте по карточке (раздаю карточки тем, кто рещил).
Оцени уровень своих знаний по схеме:
(2 б.) | к уравнению 4х+3у=5 или обратись к учителю. |
Оцени уровень своих знаний за УЭ – 3 по схеме:
УЭ – 4.
Совет по изучению. Работай самостоятельно с учебником.
Цель: закрепи навыки умения проверять решение уравнений и найти подбором решения более сложных систем уравнений.
- №622 (2б).
- №623 (2б).
- №624(1) (2б).
- №625(1) (2б).
Не забудьте поставить баллы в оценочном листе.
УЭ – 5.
Цель: подведение итогов.
Указание. Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд.
Если по результатам работы вы набрали:
- не менее 19 баллов, то ваша оценка – «5»,
- от 15 до 18 баллов – «4»,
- от 9 до 14 баллов – «3», менее 9 баллов – «2».
Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь! На следующем уроке у вас будет возможность попробовать его улучшить!
Домашнее задание. №615 (4), №616, №621.