Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
- в 7 классе-34 часа (по 1 часу в неделю);
- в 8 классе -34 часа ( по 1 часу в неделю);
- в 9 классе – 34 часа ( по 1 часу в неделю).
Данная программа направлена на решение проблемы формирования у учащихся экологической культуры. Направлена на решение одной проблемы, межпредметная.
Цель программы: формирование социально ценной позиции учащихся по отношению к природе на основе развития следующих мотивов:
- экономических ( связанных с рациональным использованием природных ресурсов);
- санитарно-гигиенических ( касающихся сохранения чистоты окружающей среды);
- научно-познавательных ( служащих основой изучения природы и мер её охраны);
- гражданско-патриотических ( основанных на любви к Родине).
Структура умений и навыков:
- умение наблюдать и анализировать происходящие вокруг явления;
- умение поддерживать чистоту окружающей природы;
- умение ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов;
- информационно-комуникационные навыки;
- организационные навыки;
- навык работы с дополнительной литературой;
- практические навыки по изучению окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение:
- тематическое планирование;
- задания, задачи экологического содержания;
- перечень экологических экспертиз;
- перечень конференций экологического содержания.
Презентация результатов:
- игры, конкурсы, конференции;
- выставки творческих работ учащихся;
- портфолио учащихся.
Экологические задания
I. Запыленность воздуха в городе.
Санкт-Петербург - крупный, промышленный центр России. К природному пылевому слою атмосферы в городе присоединяется огромное количество разнообразной производственной пыли и вредных газов. Экспериментально определено, что в городе в 1 см3 воздуха содержится 100 тыс. штук пылинок. Поэтому важно определить запыленность воздуха в городе.
Задание 1.
- Как вы понимаете понятия «природный пылевой фон», «запыленность воздуха»?
- Перечислите основные источники пыли и дыма, загрязняющие атмосферу.
- В результате какого физического явления пыль, копоть, химические вещества
попадают в организмы растений, животных, людей?
Задание 2.
Придумайте простой способ определения количества пыли, выпадающей около вашей школы.
П. Транспорт и его влияние на окружающую среду.
Транспорт является основным загрязнителем воздуха в Санкт-Петербуоге. Он выделяет с отработанными газами токсичные вещества, способствующие росту заболеваемости человека. Загрязненный воздух действует на здания, сооружения, вызывая эрозию арматуры, чугунных и бронзовых памятников, разрушение старинных фресок на культурных зданиях.
Задание 1.
- Какие жидкости используют в автомобилях?
- Вредны ли они для окружающей среды?
- Какие жидкости, используемые в автомобилях являются более экологически
чистыми?
Задание 2.
Используя формулу: M=m*k*r, где М - масса определенного загрязняющего вещества, выбрасываемого автомобилем на протяжении 1 км, m - удельный выброс загрязнителя, к - коэффициент уровня технического состояния, г - коэффициент влияния среднего возраста автомобиля и данные таблицы 2, 3 выявите интенсивность транспортного потока и количество вредных веществ вблизи вашей школы, в течение недели, выявите самые «загрязненные дни».
Удельный выброс вредных веществ, г/км. № 2
Тип автотранспорта. | Удельный выброс, т. г/км | ||
грузовые | 55,5 | 12 | 6,8 |
автобусы | 51,5 | 9,6 | 6,4 |
автомобили | 16,1 | 1,6 | 2,2 |
Задачи экологического содержания (по темам курса физики 7-9 класса)
Работа. Мощность. Энергия.
- Рассчитать работу совершённую штангистом толкнувшим штангу 217,5кг на высоту 2,3м. Определить развиваемую мощность , если время подъёма 0,2с.
- В цехе завода должен быть свежий воздух. Где нужно установить вытяжной вентилятор?
- Вентилятор мощностью 400Вт совершает работу 20КДж. Какое время он работал?
- В Юго- Восточных Каракумах Туркменистана грунтовые воды находятся особенно глубоко. Поэтому колодцы в 200-240м, глубиной здесь не редкость. Какую энергию нужно затратить , чтобы поднять на поверхность со дна глубиной 240м, ведро(10л) воды?
- Высота плотины гидроэлектростанции 12м, мощность водяного потока 3МВт. Найти объём воды , падающей с плотины за 1мин.
- б. Когда судно на подводных крыльях приподнимется во время движения , если его скорость значительно увеличить?
- На самолёте перевозят слона массой 4т. Мощность двигателя самолёта 5МВт. Что больше: сила сопротивления воздуха при движении самолёта со скоростью 300км/ч или вес слона?
Перечень экологических экспертиз проводимых в школе.
7 класс.
1. Социологический опрос учащихся школы на основные экологические темы.
- Отношение к природе.
- Эмоциональное отношение к экологическим проблемам.
- Готовность к действию по улучшению экологической обстановки.
- Наиболее опасные экологические воздействия.
- Формы защиты и сохранения природы.
2. Изучение уровня запылённости воздуха в помещениях школы.
Выявление мест с наибольшим количеством пыли. Рекомендации по уменьшению запыленности воздуха.
8, 9 класс
Сравнение санитарных условий помещения квартиры с кабинетом физики. Оценка внутренней отделки помещений. Измерение площади и кубатуры помещений.