Авторская программа "Человек и окружающая среда"

Разделы: Физика, Экология


Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

  • в 7 классе-34 часа (по 1 часу в неделю);
  • в 8 классе -34 часа ( по 1 часу в неделю);
  • в 9 классе – 34 часа ( по 1 часу в неделю).

Данная программа направлена на решение проблемы формирования у учащихся экологической культуры. Направлена на решение одной проблемы, межпредметная.

Цель программы: формирование социально ценной позиции учащихся по отношению к природе на основе развития следующих мотивов:

  • экономических ( связанных с рациональным использованием природных ресурсов);
  • санитарно-гигиенических ( касающихся сохранения чистоты окружающей среды);
  • научно-познавательных ( служащих основой изучения природы и мер её охраны);
  • гражданско-патриотических ( основанных на любви к Родине).

Структура умений и навыков:

  • умение наблюдать и анализировать происходящие вокруг явления;
  • умение поддерживать чистоту окружающей природы;
  • умение ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов;
  • информационно-комуникационные навыки;
  • организационные навыки;
  • навык работы с дополнительной литературой;
  • практические навыки по изучению окружающей среды.

Учебно-методическое обеспечение:

  • тематическое планирование;
  • задания, задачи экологического содержания;
  • перечень экологических экспертиз;
  • перечень конференций экологического содержания.

Презентация результатов:

  • игры, конкурсы, конференции;
  • выставки творческих работ учащихся;
  • портфолио учащихся.

Экологические задания

I. Запыленность воздуха в городе.

Санкт-Петербург - крупный, промышленный центр России. К природному пылевому слою атмосферы в городе присоединяется огромное количество разнообразной производственной пыли и вредных газов. Экспериментально определено, что в городе в 1 см3 воздуха содержится 100 тыс. штук пылинок. Поэтому важно определить запыленность воздуха в городе.

Задание 1.

  • Как вы понимаете понятия «природный пылевой фон», «запыленность воздуха»?
  • Перечислите основные источники пыли и дыма, загрязняющие атмосферу.
  • В результате какого физического явления пыль, копоть, химические вещества
    попадают в организмы растений, животных, людей?

Задание 2.

Придумайте простой способ определения количества пыли, выпадающей около вашей школы.

П. Транспорт и его влияние на окружающую среду.

Транспорт является основным загрязнителем воздуха в Санкт-Петербуоге. Он выделяет с отработанными газами токсичные вещества, способствующие росту заболеваемости человека. Загрязненный воздух действует на здания, сооружения, вызывая эрозию арматуры, чугунных и бронзовых памятников, разрушение старинных фресок на культурных зданиях.

Задание 1.

  • Какие жидкости используют в автомобилях?
  • Вредны ли они для окружающей среды?
  • Какие жидкости, используемые в автомобилях являются более экологически
    чистыми?

Задание 2.

Используя формулу: M=m*k*r, где М - масса определенного загрязняющего вещества, выбрасываемого автомобилем на протяжении 1 км, m - удельный выброс загрязнителя, к - коэффициент уровня технического состояния, г - коэффициент влияния среднего возраста автомобиля и данные таблицы 2, 3 выявите интенсивность транспортного потока и количество вредных веществ вблизи вашей школы, в течение недели, выявите самые «загрязненные дни».

Удельный выброс вредных веществ, г/км. № 2

Тип автотранспорта. Удельный выброс, т. г/км
грузовые 55,5 12 6,8
автобусы 51,5 9,6 6,4
автомобили 16,1 1,6 2,2

Задачи экологического содержания (по темам курса физики 7-9 класса)

Работа. Мощность. Энергия.

  1. Рассчитать работу совершённую штангистом толкнувшим штангу 217,5кг на высоту 2,3м. Определить развиваемую мощность , если время подъёма 0,2с.
  2. В цехе завода должен быть свежий воздух. Где нужно установить вытяжной вентилятор?
  3. Вентилятор мощностью 400Вт совершает работу 20КДж. Какое время он работал?
  4. В Юго- Восточных Каракумах Туркменистана грунтовые воды находятся особенно глубоко. Поэтому колодцы в 200-240м, глубиной здесь не редкость. Какую энергию нужно затратить , чтобы поднять на поверхность со дна глубиной 240м, ведро(10л) воды?
  5. Высота плотины гидроэлектростанции 12м, мощность водяного потока 3МВт. Найти объём воды , падающей с плотины за 1мин.
  6. б. Когда судно на подводных крыльях приподнимется во время движения , если его скорость значительно увеличить?
  7. На самолёте перевозят слона массой 4т. Мощность двигателя самолёта 5МВт. Что больше: сила сопротивления воздуха при движении самолёта со скоростью 300км/ч или вес слона?

Перечень экологических экспертиз проводимых в школе.

7 класс.

1. Социологический опрос учащихся школы на основные экологические темы.

  • Отношение к природе.
  • Эмоциональное отношение к экологическим проблемам.
  • Готовность к действию по улучшению экологической обстановки.
  • Наиболее опасные экологические воздействия.
  • Формы защиты и сохранения природы.

2. Изучение уровня запылённости воздуха в помещениях школы.

Выявление мест с наибольшим количеством пыли. Рекомендации по уменьшению запыленности воздуха.

8, 9 класс

Сравнение санитарных условий помещения квартиры с кабинетом физики. Оценка внутренней отделки помещений. Измерение площади и кубатуры помещений.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3