Основные закономерности химических реакций

Разделы: Химия


Тип урока: Практическая работа.
Форма урока: Проблемно-диалогическая с применением ИКТ.
Цель урока: Исследовать, какие условия влияют на скорость химических реакций.
Задачи урока: обучающая: закрепить знания учащихся о понятии скорости химической реакции и факторах, влияющих на нее;
 развивающая: представлять конкретное содержание и сообщать в письменной и устной форме, планирование общих способов работы;
воспитывающая: устанавливать рабочее отношение в группе, уметь
проявлять инициативу, обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе.

Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, интерактивная дока, учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория».
План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Работа по интерактивной доске.
  3. Рефлексия.

1. Актуализация знаний.
Учитель: Мы изучили тему: «Скорость химических реакций и химическое равновесие». Цель нашего урока: «Закрепить знания о скорости химических реакциях и исследовать, какие условия влияют на скорость химических реакций».
Для этого мы с вами побываем в виртуальной лаборатории и вместе с
химиком проделаем лабораторную работу. Но для начала вспомним такие понятия, как: а) что называем скоростью химической реакции; б) факторы, от которых зависит скорость химических реакций.
Фронтальная беседа: учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

2. Выполнение практической работы (работа по интерактивной доске)

Виртуальная лаборатория раздел « Химические реакции».
Учитель:  Для того чтобы приступить к выполнению лабораторной работы, мы проведем инструктаж  по технике безопасности. Он включает пять вопросов Лабораторная работа № 4.1. Скорость химических реакций.
Работа включает пять опытов, соответствующим пяти факторам. Перед каждым опытом имеется инструкция по его выполнению.
Теперь  приступаем непосредственно к опытам.
В выданных лабораторных листах (Приложение №1) записываем номер, название опыта, его цель, которая вытекает из названия.

В опыте № 1: Зависимость скорости от катализатора.
Цель: исследовать, что скорость химической реакции зависит от катализатора.
Один учащийся выходит к доске и проделывает опыт по виртуальной лаборатории. После просмотра опыта учащиеся записывают уравнение и делают самостоятельно выводы (Обращают внимание на график скорость реакции с катализатором и без него).

В опыте № 2: Зависимость скорости химической реакции от температуры.
 Цель учащиеся записывают самостоятельно. К доске выходит следующий ученик. Проделывая опыт, ребята наблюдают, что сначала выделяется газ, а через некоторое время жидкость становиться мутной, в результате выпавшей в осадок серы. Сначала образуется тиосерная кислота, которая далее разлагается. Вывод ребята делают, основываясь на график зависимости скорости от времени.

Na2S2O3  + H2SO =  Na2SO4  +  SO2  +   S  +  H2O

В опыте № 3: Зависимость Скорости реакции от концентрации.
У доски работает следующий ученик. Соответственно определяет цель    самостоятельно.
Достаточно записать одно уравнение реакции и сделать соответствующие выводы.

 

В опыте № 4: Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения.
К доске выходит очередной ученик и проделывает лабораторный опыт. Учащиеся в лабораторных листах записывают название, цель, уравнения реакций и делаю выводы на основе наблюдения.

В опыте № 5 Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих
веществ.

У доски работает ученик, остальные самостоятельно выполняют работу и делают выводы.
Zn +  2HCl  -----------  ZnCl2  +  H2

Zn  +  2CH3COOH --------- (CH3COO)2Zn    +   H2

3. Рефлексия. Учитель: Сделайте общий вывод о влиянии различных условиях на скорость химических реакций. Ответьте на вопросы:

  1. Какими из указанных веществ вы воспользовались для доказательства зависимости скорости реакции от концентрации веществ? (тиосульфат натрия, серная кислота).
  2. Как доказать. Что скорость химической  реакции зависит от катализатора? Что происходит с катализатором?
  3. Что можно наблюдать, если вместо серной кислоты будем использовать соляную?
  4. Приведи свои примеры факторов, влияющих на скорость химических реакций.