Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий.
Основным направлением работы современной школы является использование информационных технологий в процессе обучения. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.
ИКТ целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения, использование которых "повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе" ["География в школе", 2003 №7. - с. 64 - 65.]. Примером повышения положительной мотивации на уроках географии, активизации познавательной деятельности через использование ИКТ могут служить уроки в 7 классе: урок 1 "Северная Америка. ФГП Северной Америки. История открытия и исследования материка", урок 2 "Северная Америка. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Северной Америки", урок 3 "Закрепление и проверка знаний изученного".
Разработка содержит подробный конспект, кроссворд, компьютерное тестирование, различные типы вопросов, творческие задания для учащихся, практическую работу и презентацию к этим трем урокам.
Урок 1. ФГП Северной Америки. История открытия и исследования материка
Цели и задачи урока:
- Изучить особенности физико-географического положения Северной Америки.
- Совершенствовать приемы определения ГП материка
- Познакомить учащихся с исследователями Северной Америки.
Оборудование:
- Карта полушарий или физическая карта мира, физическая карта Северной Америки, мультимедийное оборудование, презентация "Северная Америка".
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Презентация (Интересные факты)
Общие данные о материке.
Описание береговой линии и описание ФГП материка ученики выполняют самостоятельно по известному плану. Выступление двух учеников: один описывает береговую линию и дает общие данные материка, второй - рассказывает о ФГП Северной Америки (используется физическая карта мира, физическая карта Северной Америки).
Контроль понимания изученного (Презентация, слайд №3): Учителем задается вопрос, ученики отвечают. Правильность ответа подтверждается появляющейся надписью на слайде.
Слайд №3
Открытие материка
- Кто знает, сколько раз открывали Северную Америку?
Далее двое учеников выступают с заранее подготовленными сообщениями, докладами, презентациями об истории открытия материка. Остальные учащиеся составляют хронологию открытия и изучения материка, используя также учебник.
Запись в тетрадях можно вести в произвольной форме или в виде таблицы, причем в таблице указаны только фамилии и имена путешественников, а первую и последнюю колонки ("дата" и "событие") учащиеся заполняют сами.
История открытия и исследования Северной Америки
Дата | Исследователь | Событие |
Эрик Рауди (Эрик Рыжий) | ||
Лейв Эйриксон (Лейв Удачливый) | ||
X. Колумб | ||
Дж. С. Кабот | ||
Э. Кортес | ||
Г. Гудзон | ||
В. Беринг | ||
А. Маккензи | ||
Р. Амундсен |
- Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников:
- Шелехов Григорий Иванович (1747-1795, русский купец-предприниматель) -:
- Джордж Ванкувер -:
- Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) -:
- Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870, русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) -:.
- Баффии Уильям (английский исследователь) -:
- Беринг Витус (1681-1741, офицер русского флота, по национальности датчанин) -:
- Чириков Алексей Ильич (1703-1748, русский мореплаватель, капитан-командор) -:.
III. Закрепление
Вопросы для закрепления материала.
- Кто первым прошел проливом между Северной Америкой и Евразией? (1648 год, С.Дежнев впервые прошел пролив, отделяющий Азию от Америки)
- В честь кого были названы Командорские острова? (В 1741 году русская экспедиция под командованием Витуса Беринга подошла к берегам Америки. На обратном пути ими было открыто несколько островов, названных русскими именами)
- Кого называют русским Колумбом? (Купец Григорий Шелехов основал поселение на острове Кадьяк. Шелехов - это русский Колумб, так его называл Державин).
Домашнее задание
Закончить заполнение таблицы об исследователях Северной Америки.
Выучить параграф 63.
Выполнить работу на контурных картах по заполнению береговой линии.
Подписать названия морей (Баффино, Берингово, Карибское), заливов (Гудзонов, Мексиканский, Калифорнийский, Фанди), проливов (Берингов, Гудзонов, Девисов), островов (Гренландия, Баффинова Земля, Канадский Архипелаг, Ньюфаундленд, Большие Антильские - Куба, Гаити; Багамские, Бермудские, Алеутские), полуостровов (Калифорния, Флорида, Лабрадор, Аляска, Юкатан), мысов (Мерчисон, Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Марьято).
Подготовить сообщения, доклады о Кордильерах, о Великих Равнинах, об Аппалачах.
Урок 2. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Северной Америки
Цели и задачи урока:
- Установить главные особенности рельефа материка.
- Познакомиться с геологической историей, тектоническим строением, оледенением и его влиянием на рельеф материка.
- Оценить полезные ископаемые Северной Америки. Сформировать представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.
Оборудование:
- Физическая и тектоническая карты Северной Америки, мультимедийное оборудование, презентация "Северная Америка".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы для повторения изученного:
- История открытия Северной Америки.
- Исследование и освоение Северной Америки в 16-19 веках.
- Что вы знаете о русских исследованиях северо-западной Америки?
- Сравнение географического положения Северной и Южной Америки.
- Знание географических объектов и их положение на карте.
III. Изучение нового материала
Учитель сообщает тему и задачи на данный урок.
Строение земной коры и рельеф
Учащиеся самостоятельно анализируют по тектонической карте строение земной коры на территории Северной Америки и начинают заполнять схему (она заполнена не полностью на доске).
Контроль правильности выполненной работы осуществляется по презентации (слайд №4)
Слайд №4
Далее учащиеся самостоятельно подписывают в схеме виды полезных ископаемых, характерные для тех или иных форм рельефа.
Контроль правильности выполненной работы осуществляется по презентации (слайд №5)
Слайд №5
Равнины Северной Америки (Используется слайд №6).
Слайд №6
Кордильеры имеют сложное строение. Для ознакомления с ним используется орографическая схема Кордильер на слайде №7.
Слайд №7.
IV. Работа в контурных картах
Задание: подписать в контурных картах равнины и горы Северной Америки, самые высокие точки и вулканы.
V. Доклады учащихся
Заранее подготовленные ученики делают сообщения о различных формах рельефа Северной Америки (Кордильеры, Великие Равнины, Аппалачи и др.).
VI. Закрепление
Учитель демонстрирует слайды с изображением и кратким описанием особенностей гор Кордильер, Кордильер Аляски, Аппалачей, вулкана Орисаба, виды из космоса.
VII. Домашнее задание
Выучить параграф 64. Подготовить сообщение о древнем оледенении Северной Америки.
Нанести на контурные карты формы рельефа, изученные на уроке, а также полезные ископаемые, добываемые на материке.
Урок 3. Закрепление и проверка знаний изученного
Цели и задачи урока:
- Выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
- Влияние древнего оледенения Северной Америки на рельеф материка.
Оборудование:
- Физическая и тектоническая карты Северной Америки, мультимедийное оборудование, презентация "Северная Америка".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Выступает учащийся с заранее подготовленным сообщением, докладом, презентацией о древнем оледенении Северной Америки.
Контроль: Как называлось оледенение, ледники которого покрывали 18 тыс. лет назад более 60% Северной Америки?
Назвать два центра оледенения, которые сформировались в результате этого в Северной Америке?
III. Закрепление и проверка знаний изученного. Презентация (Повторение пройденного)
Учитель показывает слайды с вопросами, отвечает любой ученик, за каждый правильный ответ на вопрос учащийся получает карточку. Опросить можно многих. Чем больше набрали карточек, тем выше оценка. (Слайды №13-15)
Слайд №13.
Слайд №14.
Слайд №15.
Затем выполняется тест, за который компьютер поставит оценку.
А в конце работы - кроссворд.
Слайд №(17-32)
Подведение итогов.
- За тест выставляются оценки всем.
- За решение кроссворда и за ответы на вопросы выставляются оценки учащимся.
V. Домашнее задание
- Знание номенклатуры по карте.
- Повторить климатообразующие факторы, что такое климат, погода.
- Климатические пояса.