Интегрированное занятие (для средней группы, 4-5 лет):
Открытое занятие по ознакомлению детей с художественной литературой с решением задач гендерного воспитания (гендерной социализации) и ознакомления детей с русской народной культурой.
Тема: Русская народная сказка “Жихарка”.
Задачи.
- Учить эмоционально воспринимать сказки, понимать их содержание.
- Учить представлять образы персонажей, понимать их характер
- Обогащение речи новыми эпитетами
- Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки
- Находить особенности героя сказки характерные его полу, подчёркивать сильные стороны мужской гендерной роли.
- Закрепление и расширение знаний о русском крестьянском быте
Материалы к занятию:
- куклы-персонажи для театрализации сказки “Жихарка”;
- иллюстрации к сказке (перед занятием вывешиваются на доске)
- предметы русского крестьянского быта.
- Издание "Аппликация: Жихарка (+ детали)" Автор разработки - кандидат педагогических наук Ирина Лыкова. Издательство “Карапуз”, 2007.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку “Жихарка”.
Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и он сам (воспитатель показывает куклу-мальчика)…
Когда в далёкие времена начинали детям рассказывать сказки, очень часто сказка начиналась присказкой. Вот и я начну рассказывать именно с такой присказки, а вы внимательно слушайте:
Ни в каком далёком царстве, тридевятом
государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.
(Воспитатель рассказывает сказку с элементами театрализации)
Беседа после прочтения сказки:
Воспитатель предлагает взглянуть на вывешенные на доске иллюстрации к сказке и ответить на вопрос: Понравилась сказка? Что же в ней было сказочного, что не бывает в обычной жизни? (Дети отвечают)
Воспитатель (резюмируя и подчёркивая важную мысль): Да, в сказках всё может случиться, потому что сказка – это история, которая не может произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия, волшебство.
Воспитатель: А, Жихарка, вам понравился? Чем?
Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё его можно похвалить?
Дети: Сообразительный, находчивый, смелый, ловкий, удалец, молодец и т.п.
Воспитатель: Ребята, а как жили Жихарка, кот и петух?
Дети: Дружно.
Воспитатель: Да, правильно. Кот и петух куда уходили?
Дети: На охоту.
Воспитатель: А Жикарка что делал? (Дети отвечают)
Воспитатель: Каким словом в сказке об этом говорится?
Жикарка домовничал.
Воспитатель: Как вы считаете, хозяйственность, домовитость – это мужские качества? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда в доме есть мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об этом говорится в русских пословицах:
Всякий дом хозяином славится.
Без хозяина дом плачет.
Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и стать хорошими хозяевами в своих домах, надо приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось, чтобы вы были такими же хозяйственными, серьёзными и ответственными в работе, в исполнении тех поручений, которые я даю вам в детском саду как Жихарка.
Какие ещё мужские качества вы заметили у Жихарки?
Дети: он не трусливый (смелый), не плакса и т.д.
Воспитатель: А почему Жихарка клал Петуху и Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую, ручку золочённую ? (Дети отвечают)
Воспитатель (резюмирует ответы детей, подчёркивает главную мысль): Потому что этим в сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин, за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит русская пословица:
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Воспитатель предлагает детям встать и подвигаться, сделать физкультминутку.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вздох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два, три-четыре-пять,
Надо шею разминать.
(Вращение головой)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивание - руки вверх)
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
(Потягивание - руки в стороны)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно, что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети называют)
Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?
Дети: Под печкой.
Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла печка?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Давайте вспомним, как Машенька обращалась к печке?
Дети: Печка-матушка, спрячь нас.
Воспитатель: Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду.
Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у Жихарки, Кота и Петуха?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Как правило, ели из общего котелка (чугунка). По очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке.
Воспитатель показывает предметы и их назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные жернова для перемалывания зерен в муку.
Закрепление: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку иллюстрацию сказки (разные сюжетные моменты) и “наклейки” (смотрите материалы к занятию, 4).
Задание: Добавить к иллюстрациям аппликативные детали (“наклейки”) соответственно сюжету. У 2-3 детей воспитатель просит напомнить, какой момент сказки им достался, какой элемент пришлось доклеить на иллюстрацию и где и почему они решили этот элемент расположить. (Дети отвечают)
Воспитатель благодарит детей за работу.