Тип урока: модульный урок с использованием разноуровневых заданий и методик формирования у учащихся информационно-аналитических навыков.
Цель:
учащиеся должны знать:
- что такое наречие;
- как пишется НЕ с наречиями на -о и -е;
- как пишется НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, глаголами, деепричастиями);
учащиеся должны уметь:
- грамотно писать НЕ с наречиями на -о и -е;
- объяснять графически орфограмму “Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями, оканчивающимися на -о и -е.
Работа по развитию речи:
- учащиеся должны уметь составлять устное высказывание на грамматическую тему.
Цели урока.
Обучающий аспект:
- формирование умения выявлять своеобразие наречия как части речи, определять его место в системе других частей речи;
- формирование умения писать НЕ с наречиями на -о и -е слитно и раздельно;
- формирование умения выяснять общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи;
- формирование умения раскрывать синтаксические функции данной грамматической категории не только в изолированном предложении, но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте;
- формирование умения выявлять коммуникативное значение изучаемой части речи - текстообразующие возможности наречий (слов, по выражению А.С.Пушкина, “живописующих глагол”), их роль в организации связного высказывания;
- формирование диалектного мировоззрения учащихся.
Воспитывающий аспект:
- воспитание навыков коммуникативного общения в период работы в парах;
- ориентирование учащихся на успешное выполнение задания, которое им по силам;
- формирование интереса к предмету.
Развивающий аспект:
- обогащение словаря учащихся изобразительно-выразительными средствами русского языка - наречиями, делающими речь более точной и выразительной;
- развитие умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему “Наречие как часть речи”;
- развитие умения сравнивать, сопоставлять, анализировать на всех этапах урока.
№ УМ | № УЭ | Содержание урока | Рекомендации учителя |
УМ 1. Организация начала занятия |
УЭ 1 | Здравствуй, дорогой друг! Сегодня ты будешь сам формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будь внимателен, честен и справедлив в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи тебе! Задание: проверь, всё ли ты приготовил для урока (справочник, тетрадь, учебник, дневник, пенал). Контроль: самоконтроль. |
Настройся на серьёзную работу,
внимательно читай задания и выполняй их по
определённому алгоритму. Помни о времени! 1 минута |
УМ 2, 3. Проверка домашнего задания и подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. |
УЭ 2 | Цель: проверить
правильность выполнения д/з. Задание: у доски работают 3 человека. 1 ученик выписывает из упр. 216 слова со скобками и с пропусками в таблицу, распределяя их по видам орфограмм (концептуальная таблица); 2 ученик выполняет все разборы из упр. 216 (всюду, тогда, прозвища, (в) зависимости, дают ); 3 ученик готовит связный рассказ на тему “Смысловые группы наречий”, используя план и кластер. Весь класс в это время пишет по памяти стихотворение из упр. 218 (вид работы – диктант по памяти). Задание: 1. Запиши стихотворение М.Ю. Лермонтова, соблюдая особенности поэтического текста. 2. Графически обозначь орфограммы: 1 ряд – безударные гласные и согласные, проверяемые в корне, (вдали); написание падежных окончаний существительных (не слышно иволги); 2 ряд – чередующиеся гласные в корне (блистая, заря, зарница); н–нн в суффиксах прилагательных (пустынной иволги, весенний ветерок); 3 ряд – написание безударных личных окончаний глаголов (блистает, угасает, играет, скачет); написание приставок на з–с (исчезает). 3. Сверь с эталоном свои записи. 4. Поставь себе за каждое правильно выполненное задание 5 баллов. 5. Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ 2. Высший балл – 15. Контроль: самоконтроль и взаимоконтроль. |
Не забывай графически
обозначать орфограммы в словах с пропусками и со
скобками. 10 минут. |
УЭ 3 | Задание: расскажи соседу по
парте. - Что такое наречие? - Какие наречия могут иметь степени сравнения? - Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения наречий? Контроль: взаимопроверка в парах. |
В случае затруднения обратись к
учебнику, справочнику. 2 минуты. |
|
УМ 4. Усвоение и первичное закрепление знаний. |
УЭ 4 | Цель: выяснить, в каких
случаях наречия на –о и –е пишутся с НЕ слитно, в
каких – раздельно. Задание: 1. Рассмотри таблицу, записанную на доске. 2. Задай 2 “толстых” и 2 “тонких” вопроса по теме “Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е”. Контроль: фронтальный. |
Внимательно изучи таблицу и
старайся чётко задавать вопросы. 2 минуты. Устная работа в парах (1-2 задания). |
УЭ 5 | Цель: научиться правильно писать
НЕ с наречиями на –о и –е. Задание: 1) Объясни, как образованы данные наречия. 2) Почему НЕ в данных словах пишется слитно? 3) Подбери к данным наречиям антонимы (упр.219). 4) Сверь с эталоном выполненное задание; 5)*Дополнительное задание для тех, кто всё выполнил: подбери антонимы к записанным наречиям. 6) Поставь себе за каждую правильно записанную строчку 1 балл. 7) Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ 5. Высший балл – 15. Контроль: самоконтроль. |
Работай строго по алгоритму. 6 минут. |
|
УМ 5. Закрепление новых знаний |
УЭ 6 | Цель: закрепление знаний о
написании НЕ с наречиями на -о и -е. Задание: I. Запишите сочетание слов в сводную таблицу: - с НЕ - частью корня; - с приставкой НЕ-; - с частицей НЕ; II. Обозначь на письме изучаемую орфограмму; III. Подчеркни одной чертой слова, состав которых соответствует схемам: IV*. Задание для тех, кто выполнит всё раньше других: Составить ССП со словами в рамочке (вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не), используя наречия. V*. Какие орфограммы, кроме изученной сегодня, встретились тебе в этом упражнении? Сформулируй правила. VI*. Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов, в которых есть наречия. VII. Поставь себе за каждое выполненное задание 5 баллов. VIII. Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ6. Высший балл – 30. Контроль: самоконтроль. |
Вспомни, каким способом
образованы наречия на –о и –е. 10 минут |
УМ 6. Контроль и самопроверка знаний. |
УЭ 7 | Цель: проверить, как учащиеся
усвоили новую тему. Задание: 1. Составь предложения с парами слов: не ярко – неярко; не долго – недолго; не ясно – неясно; не хорошо – нехорошо; не разумно – неразумно; не справедливо – несправедливо. 2. Графически обозначь изученную орфограмму. 3. Поставь 1 балл своему товарищу за каждое верно записанное предложение. 4. Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ 7. Высший балл – 6. Контроль: взаимоконтроль. |
Не забудь графически обозначить
изученную орфограмму! 10 минут |
УМ 7. Обобщение материала и подведение итогов урока |
УЭ 8 | Цель: обобщить сведения о
написании НЕ с наречиями на -о и -е. Задание: I. Прочитай текст, найди и исправь ошибки. Для анализа текста используй разметку: “V” – уже знаю “+” – новое для меня “?” – не понял, есть вопрос к учителю “–” – думаю иначе Не с наречиями на -о и -е пишется слитно, если: - слово не употребляется без НЕ; - если наречие не может быть заменено антонимом без НЕ или близким по значению выражением. Не с наречиями на -о и -е пишется раздельно: - если в предложении есть противопоставление с союзом “а”; - если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не. В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения –НИ-. II. Озвучь исправленное правило. Контроль: фронтальный. |
Закрой учебник и справочник. Работай самостоятельно. 3 минуты |
1. Заполни таблицу и посчитай
количество баллов, которые ты получил за урок. 2. Поставь себе оценку за урок в дневник. 3. Запиши домашнее задание в дневник. |
1 минута УЭ 2 УЭ 5 УЭ 6 УЭ 7 Итог |
||
УМ 8. Информация о домашнем задании. |
УЭ 9 | Цель: усвоить алгоритм
выполнения домашнего задания. Задание: 1) дома выучи параграф 36; 2) выполни упр.222. Контроль: индивидуальный на следующем уроке. |
“5” - 77-70 баллов “4” - 70-60 баллов “3” - 60-50 баллов |