Цели.
1. Уточнить и расширить представления детей о планетах Солнечной системы.
2. Закрепить знания о различных климатических зонах планеты Земля.
3. Воспитывать гордость за планету,на которой живем.
Материалы и оборудование.
- Макеты планет.
- Шапочки с изображением Солнца и планет.
- Картины с изображением различных климатических зон.
- Карточки с изображением животных.
- Макет самолета.
- Видеозапись о космосе.
- Рисунки детей, изображающие нашу планету.
Ход занятия
Звучит музыка, дети входят в зал, рассаживаются на удобные места, на экране появляется изображение звездного неба, Космоса.
Воспитатель: Дети, перед вами необъятный мир, который находится за пределами нашей планеты, называется он - Космос, Вселенная или Космическое пространство, оно бесконечно, величественно! Космос наполнен множеством разных звезд, планет, комет. Одни звезды крупнее, светят ярче, другие – еле заметны, но все они огромны и находятся очень далеко от нас.
Никто из людей пока не знает, есть ли там какие-нибудь живые существа. В Космосе нет воздуха, там царят холод и мрак.
Вдруг слышится шум, грохот, вбегает неизвестное существо, инопланетянин.
Инопланетянин: Здравствуйте, я случайно попал в Солнечную систему, на эту планету. Я живу на планете другой Галактики, путешествуя в космическом пространстве, я попал сюда. Скажите, кто вы? Где я нахожусь? Как называется ваша планета? (Ответы детей)
Инопланетянин: Когда я путешествовал в Космосе, то заблудился и попал в Солнечную систему, вы не могли бы мне рассказать о ней хоть что-нибудь, о планетах, чтобы я мог выбрать ту, на которой можно остаться?
Воспитатель: Давайте расскажем, ребята!
Выходят дети в шапочках с изображением планет. В центр встает “Солнце”, остальные планеты, каждая на свою орбиту.
Первый ребенок: Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена до 1000С. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.
Второй ребенок:
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? (Ответы детей)
Третий ребенок:
В честь богини красоты
Названа Венера ты,
В облаках летаешь,
Красотою озаряешь.
Воспитатель: На Венере нет ни воздуха, ни воды, ее можно увидеть на ночном небе. А на этой планете есть жизнь? (Ответы детей)
Четвертый ребенок:
Есть одна планета – сад
В этом Космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Воспитатель: Вы догадались, что это за планета? На этой планете есть вода, суша, атмосфера, на ней обитают животные, птицы, растут деревья, цветут цветы, живут люди.
Пятый ребенок: Я – Марс.
Над планетой красной кружат
Каменюки, Страх и ужас
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем здесь, на планете.
Воспитатель: На Марсе нет жизни.
Шестой ребенок:
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Седьмой ребенок:
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Когда то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? (Ответы детей). Почему? (Здесь очень холодно)
Восьмой ребенок: Уран.
Я уже, который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь Космоса тоску
Мчусь я, лежа на боку.
Воспитатель: Дети, на этой планете есть жизнь? (Ответы детей)
А почему? (Ответы детей)
Девятый ребенок: Я – Нептун.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
Десятый ребенок: Я - Плутон.
Нужно 5 часов, чтоб свету
Долететь до сей планеты,
И поэтому то я
В телескопы не видна.
Воспитатель: Конечно, на этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные.
Инопланетянин: Ребята, я что- то не пойму, что же ни на одной из планет Солнечной системы нет жизни? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно, только на нашей планете, Земля растут растения и живут животные.
Инопланетянин: Да, пожалуй, я останусь здесь. Когда я летел в Космосе, то обратил внимание на то, что планеты движутся, а что если они столкнутся? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята могут показать тебе, как происходит движение планет в Солнечной системе.
Подвижная игра “Движение планет Солнечной системы”
Дети, изображающие планеты, встают
каждый на свою орбиту, в центре становится
Солнце.
Под музыку начинается движение планет вокруг
Солнца.
Инопланетянин: Теперь мне совсем не страшно, ведь каждая планета движется по своей орбите вокруг Солнца и никогда с нее не свернет. Я без сомнений остаюсь на планете Земля.
Воспитатель: А где именно тебе хотелось бы поселиться, ведь наша планета огромна. На разных ее полюсах условия жизни различны, где-то тепло, где-то холодно.
.Инопланетянин: Так помогите же мне разобраться!
Воспитатель: Мы предлагаем тебе совершить путешествие по нашей планете на самолете. На его борту есть несколько животных, которым также как тебе негде жить, мы поможем им найти свой дом, и ты подыщешь себе свой.
Дети вместе с воспитателем и героем садятся в импровизированный самолет, который летит, делая остановки в разных местах планеты. Дети рассказывают об условиях обитания каждого животного, расселяя их в соответствующие зоны.
(Кита и дельфина – в море, верблюда – в Африку, белого медведя – на Северный полюс, пингвина – на южный, лису и медведя – в лес.)
Инопланетянин выбирает для себя место на планете Земля.
Воспитатель: Знаешь, а дети нарисовали нашу планету в своих рисунках! Ребята, подарим их нашему гостю?
Дети дарят свои рисунки инопланетянину, рассказывают, что на них изображено. Гость благодарит и угощает детей “звездными” конфетами.