Цели:
Идея: человек и природа; бережное отношение ко всему живому на планете.
Задачи: ценностная установка – уметь ценить и оберегать прекрасное вокруг себя.
Ожидаемые результаты:
- ценности – природа вокруг нас;
- знания – склонение имён прилагательных;
- умения – выделить главное и отразить в проекте;
- участие – призыв к людям Земли.
Учебное оборудование:
- музыка П.И.Чайковского “Времена года”;
- лист бумаги;
- картинки лисы, белки, ежа;
- учебник по русскому языку;
- карточки с заданиями;
Структура урока:
- организационный момент – 3 мин.;
- орфографическая работа – 7 мин.;
- работа какографией - 7 мин.;
- физкультминутка – 2,5 мин.;
- работа по карточке – 5 мин.
- физкультминутка – 2,5 мин.;
- составление текста со словосочетанием - 5 мин.;
- диктант – 6 мин.;
- итог урока – 2 мин.
I. Орг. момент. (Сегодня тема нашего урока: Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода.
На уроке мы должны научиться отличать окончания имён прилагательных женского рода и результатом работы должен стать проект “Животные нашего леса”. Работать будем в группах. Проект должен отразить жизнь животного. Для этого мы используем картинки с фрагментами их жизни, которые у вас на столе лежат. К работе, которая наиболее точно отражает тему урока и сделана более грамотно, вы приклеиваете картинку и вешаете в проекте. Остальные работы каждый кладёт в свой файл, чтобы я смогла потом проверить.
II. Активизация знаний.
1) Орфографическая минутка.
Сейчас мы узнаем какая группа над каким проектом будет работать. У каждого на столе лежит рисунок животного. Вы нам его не показываете, а подбираете прилагательные и записываете на листках. Затем в группе отбираете наиболее точные приметы и читаете нам, не более 6 примет. По описанию класс должен отгадать животное.
Каждая группа читает свои прилагательные, на экране фото животного и прилагательные вывешивают на доске.
2) Спишите текст, найдите ошибки в словах предложений.
Стаяла позднея осень. Ветер шевелил на осини последнии листочьки, носил сухии тровинки от берёзке к берёзке.
- Определи род, падеж прилагательного.
- Давайте проверим правильно ли мы определяли род, падеж прилагательного, прочитав правило на стр.20.
Физкультминутка.
3) Основная часть. Новая тема.
- Сейчас каждый из вас получит карточку. На ней написано два предложения. Вы должны списать их, определить падеж прилагательных и объяснить почему вы так думаете.
Карточка № 1
Утренняя охота прошла удачно. Голодная лиса вышла на охоту.
Карточка № 2
Рыжая белка прыгает с ветки на ветку. Зимняя шубка белки спасает её от врагов.
Карточка № 3
Осенняя листва укрыла ежиху до весны. Шустрая ежиха принесла много листьев в свою нору.
Физкультминутка.
4) Составьте сами два предложения о своём животном с данными словосочетаниями в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах.
Карточка № 1
Голодная лиса.
Утренняя охота.
Карточка № 2
Рыжая белка.
Зимняя шубка.
Карточка № 3
Осенняя листва.
Шустрая ежиха.
- Какие окончания имеют имена прилагательные? (Составляется таблица на доске)
5) Самостоятельная работа.
Под диктовку:
В лесу выпал пушистый снег. Шустрая белочка грызла кедровую шишку.
Лиса нашла место для надёжного укрытия. Под кучей листьев и травы ежиха устроила себе удобную постель.
Задание: определить падеж прилагательного.
Вывесить любую работу.
6) Домашнее задание: упражнение №4.
7) Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Как же отличить родительный падеж от винительного?
- Оценки.
Анализ урока по русскому языку
В классе учится 17 человек. Большинство учащихся имеют прочные знания, умения, навыки, хотя есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес. Класс дружный.
В классе есть ребята, которые могут помочь слабым. По теме “Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода” – это первый урок. Дети разбиты на группы. В группу входят как слабые учащиеся, так и сильные. Организационный момент прошёл быстро, т.к. класс дисциплинирован, быстро настраивается на работу. Второй момент урока: проверить усвоение пройденного. Какография помогла проверить сформулированность умения логически мыслить и развитие орфографической зоркости, воспитанию уважения к мнению других, умению слушать и критически оценивать ответы товарищей. На третьем учебном моменте были поставлены и реализованы такие цели: подготовка к усвоению новой темы, это когда учащиеся работали над предложениями, определяли именительный падеж имени прилагательного и выделяли окончание. Поисковый метод позволил применить полученные знания на практике, анализировать и обобщать. Всё это осуществлялось через работу в группе, что тоже оправдано, т.к.:
1. Позволило включить в работу активную познавательную деятельность каждого.
2. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу через атмосферу в микрогруппах.
Объяснение нового шло через создание проблемной ситуации. Использование этого метода оправдало себя, т.к. во многом аналогично тому, что уже пройдено и повторено учащимися, большинство учащихся класса способно к анализу и обобщению. Самостоятельный поиск решения зависел от того, как будет участвовать в работе каждый и наоборот: от вклада каждого и решение проблемы зависит глубина и осознанность усвоения. От каждой группы были опрошены учащиеся, остальные сравнивали и вносили коррективы. В результате на доске оказалась таблица с окончаниями прилагательных женского рода. Для того, чтобы каждый имел глубокую практическую основу для усвоения нового и проверил свои возможности, прошла самостоятельная работа. Она так же готовит к выполнению домашнего задания. Взаимопроверка способствовала выявлению пробелов в знаниях, воспитанию требовательности и уважения к товарищу.