Урок-проект "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уметь склонять имена прилагательные, определять род, число, падеж;
  • развивать умение отличать окончания имён прилагательных женского рода по падежам, работать в группах при составлении проекта;
  • воспитывать личность ребёнка, как гражданина Земли, на основе любви ко всему живому на планете.

Идея: человек и природа; бережное отношение ко всему живому на планете.

Задачи: ценностная установка – уметь ценить и оберегать прекрасное вокруг себя.

Ожидаемые результаты:

  • ценности – природа вокруг нас;
  • знания – склонение имён прилагательных;
  • умения – выделить главное и отразить в проекте;
  • участие – призыв к людям Земли.

Учебное оборудование:

  • музыка П.И.Чайковского “Времена года”;
  • лист бумаги;
  • картинки лисы, белки, ежа;
  • учебник по русскому языку;
  • карточки с заданиями;

Структура урока:

  • организационный момент – 3 мин.;
  • орфографическая работа – 7 мин.;
  • работа какографией - 7 мин.;
  • физкультминутка – 2,5 мин.;
  • работа по карточке – 5 мин.
  • физкультминутка – 2,5 мин.;
  • составление текста со словосочетанием - 5 мин.;
  • диктант – 6 мин.;
  • итог урока – 2 мин.

I. Орг. момент. (Сегодня тема нашего урока: Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода.

На уроке мы должны научиться отличать окончания имён прилагательных женского рода и результатом работы должен стать проект “Животные нашего леса”. Работать будем в группах. Проект должен отразить жизнь животного. Для этого мы используем картинки с фрагментами их жизни, которые у вас на столе лежат. К работе, которая наиболее точно отражает тему урока и сделана более грамотно, вы приклеиваете картинку и вешаете в проекте. Остальные работы каждый кладёт в свой файл, чтобы я смогла потом проверить.

II. Активизация знаний.

1) Орфографическая минутка.

Сейчас мы узнаем какая группа над каким проектом будет работать. У каждого на столе лежит рисунок животного. Вы нам его не показываете, а подбираете прилагательные и записываете на листках. Затем в группе отбираете наиболее точные приметы и читаете нам, не более 6 примет. По описанию класс должен отгадать животное.

Каждая группа читает свои прилагательные, на экране фото животного и прилагательные вывешивают на доске.

2) Спишите текст, найдите ошибки в словах предложений.

Стаяла позднея осень. Ветер шевелил на осини последнии листочьки, носил сухии тровинки от берёзке к берёзке.

- Определи род, падеж прилагательного.

- Давайте проверим правильно ли мы определяли род, падеж прилагательного, прочитав правило на стр.20.

Физкультминутка.

3) Основная часть. Новая тема.

- Сейчас каждый из вас получит карточку. На ней написано два предложения. Вы должны списать их, определить падеж прилагательных и объяснить почему вы так думаете.

Карточка № 1

Утренняя охота прошла удачно. Голодная лиса вышла на охоту.

Карточка № 2

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку. Зимняя шубка белки спасает её от врагов.

Карточка № 3

Осенняя листва укрыла ежиху до весны. Шустрая ежиха принесла много листьев в свою нору.

Физкультминутка.

4) Составьте сами два предложения о своём животном с данными словосочетаниями в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах.

Карточка № 1

Голодная лиса.

Утренняя охота.

Карточка № 2

Рыжая белка.

Зимняя шубка.

Карточка № 3

Осенняя листва.

Шустрая ежиха.

- Какие окончания имеют имена прилагательные? (Составляется таблица на доске)

5) Самостоятельная работа.

Под диктовку:

В лесу выпал пушистый снег. Шустрая белочка грызла кедровую шишку.

Лиса нашла место для надёжного укрытия. Под кучей листьев и травы ежиха устроила себе удобную постель.

Задание: определить падеж прилагательного.

Вывесить любую работу.

6) Домашнее задание: упражнение №4.

7) Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Как же отличить родительный падеж от винительного?

- Оценки.

Анализ урока по русскому языку

В классе учится 17 человек. Большинство учащихся имеют прочные знания, умения, навыки, хотя есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес. Класс дружный.

В классе есть ребята, которые могут помочь слабым. По теме “Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода” – это первый урок. Дети разбиты на группы. В группу входят как слабые учащиеся, так и сильные. Организационный момент прошёл быстро, т.к. класс дисциплинирован, быстро настраивается на работу. Второй момент урока: проверить усвоение пройденного. Какография помогла проверить сформулированность умения логически мыслить и развитие орфографической зоркости, воспитанию уважения к мнению других, умению слушать и критически оценивать ответы товарищей. На третьем учебном моменте были поставлены и реализованы такие цели: подготовка к усвоению новой темы, это когда учащиеся работали над предложениями, определяли именительный падеж имени прилагательного и выделяли окончание. Поисковый метод позволил применить полученные знания на практике, анализировать и обобщать. Всё это осуществлялось через работу в группе, что тоже оправдано, т.к.:

1. Позволило включить в работу активную познавательную деятельность каждого.

2. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу через атмосферу в микрогруппах.

Объяснение нового шло через создание проблемной ситуации. Использование этого метода оправдало себя, т.к. во многом аналогично тому, что уже пройдено и повторено учащимися, большинство учащихся класса способно к анализу и обобщению. Самостоятельный поиск решения зависел от того, как будет участвовать в работе каждый и наоборот: от вклада каждого и решение проблемы зависит глубина и осознанность усвоения. От каждой группы были опрошены учащиеся, остальные сравнивали и вносили коррективы. В результате на доске оказалась таблица с окончаниями прилагательных женского рода. Для того, чтобы каждый имел глубокую практическую основу для усвоения нового и проверил свои возможности, прошла самостоятельная работа. Она так же готовит к выполнению домашнего задания. Взаимопроверка способствовала выявлению пробелов в знаниях, воспитанию требовательности и уважения к товарищу.

Презентация