Цель урока: учиться слышать в музыке не большую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на человека.
Задачи:
- учить молодежь воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- Формировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Оборудование: видеозаписи, портреты композиторов по теме.
"Музыка обладает магической силой - вдруг собирает рассеянные мысли и дает покой встревоженной душе".
Такие слова около 300 лет назад написал Уильям Конгрив в своем "Гимне гармонии" ("Hymntoharmony"). За много веков до того древнегреческие рукописи гласили: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".
Несомненно, музыка влияет на сердце и разум и поэтому может использоваться для того, чтобы настраивать их либо на зло, либо на добро. Например, считается, что определенный вид музыки развивает маленьких детей умственно и эмоционально. Даже те, кто заикается, могут пропеть фразы, которые им трудно произнести.
В своей книге "Музыка и мозг" Энтони Сторр пишет, что музыка производит поразительное воздействие на людей, страдающих заболеваниями нервной системы с расстройством двигательной функции. В качестве примера Сторр приводит случай с одной больной: "Скованная по рукам и ногам болезнью Паркинсона, она была беспомощна и совсем не могла двигаться, но когда она вспоминала мелодии детства, это вдруг освобождало ее от оков неподвижности".
Почему музыка затрагивает нас?
Музыка и речь - это то, что свойственно исключительно человеку.
Без них представить себе нашу жизнь просто невозможно. В книге "Музыкальный ум" отмечалось, что "как речь, так и музыка отражают потребность людей в общении". Музыка чем-то подобна речи: когда музыка "говорит", наши чувства "слушают".
Итак, мы затронули интересный вопрос: почему музыка затрагивает нас, в чем ее сила?
Схема (Приложение)
Почему и как музыка затрагивает нас? Что бы разобраться в этом вопросе, стоит рассмотреть:
- из чего складывается музыка и как еевоспринимает наш мозг?
- как восприятие музыки зависит от нашего эмоционального склада и культурной среды?
- как речь влияет на наше восприятие мира?
Из чего складывается музыка?
Преобразующая сила музыкиПриложение (в редакции автора)
Ужессамыхпервыхуроковмузыкидети, даимысвамиучимсявсамомпростомпроизведениислышатьхотьнебольшуючастицужизни. Частицейстановитсясамамузыка.
Постепеннопроникаетсяонасознаниемтого, чтомузыкарассказываеточеловеке, олюдях, выражаетчувства, мысли, рисуетиххарактеры, отражаетихпоступки.
Жизнь–источникмузыки.
Еслижизньрождаетмузыку, томузыкавоздействуетнажизнь.
Музыка–онасамапосебеинеможетоказыватькакое-товоздействиенажизнь. Ноонаспособнасбольшойсилойвлиятьначеловека, рождатьвнёмчувстваимысли, менятьегохарактеридажеотношениекжизни, музыкаспособнавозбуждатьвчеловекесмелость, воспитыватьвнёмблагородство, номожетсделатьибессердечным, жестоким. Влияниемузыкисказываетсянавсейдеятельностичеловека. Значитмузыкавоздействуетнажизньчерезчеловекаивэтомеёсила.
Детямдолжнобытьпонятно, что“жизньрождаетмузыку”и“музыкавоздействуетнажизнь”.
Способностьмузыки, дажепростойпесни, воздействоватьнасердцечеловека,
Наполнитьегорадостью, нежностьюипечалью, гордостьютаковаСИЛАмузыкальногоискусства.
Великиекомпозиторывсегдастремилиськтому, чтобыихмузыкапомогалалюдям, оказывалаблаготворноевлияниенажизнь.
Вероятно, первый из элементов музыки, с которым мы знакомимся в своей жизни - это ритм. (Более подробно с тайнами возникновения и жизни ритма можно ознакомиться в книге Александра Софикса"Ум барабанщика") Знакомство с ним происходит еще в утробе, когда младенец слышит биение сердца матери. Предполагают, что наше собственное сердцебиение и даже дыхание подсознательно влияют на наше восприятие ритма.
Поэтому, возможно, не случайно большинство людей предпочитают музыкальный темп примерно 70-100 ударов в минуту. Это средний пульс здорового взрослого человека.
Гармония, диссонанс и мелодияГармоничные звуки приятны, тогда как диссонанс режет слух. Но известно ли вам, что в некоторых видах музыки и те и другие звуки прекрасно сочетаются друг с другом? Если взять какой-нибудь гармоничный отрывок мелодии то диссонанса там будет больше, чем вы думаете. Тесное переплетение гармонии и диссонанса, вызывающее едва заметные колебания и напряжение звука, производят на нас сильное эмоциональное воздействие. Эти легкие перепады звука ласкают слух, в то время как чистый диссонанс действует на нервы и вызывает такие же неприятные ощущения, как трение пенопласта о стекло. С другой стороны, музыку, основанную исключительно на гармонии бывает скучно слушать.
Мелодия - это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Слово "мелодия" происходит от греческого слова мелос, что означает "песня". Мелодия, согласно определению словарей, - это приятная музыка или мелодичные звуки.
Однако не любое сочетание звуков составит приятную мелодию. Например, большие и чистые интервалы между нотами придают мелодии не плавность, а драматизм. А если между нотами меньше больших интервалов, то мелодия обычно льется плавно и приятно. От того, как организованы ноты и интервалы между ними, зависит, будет ли мелодия грустной или веселой. Так же как и в случае с гармонией, мелодии свойственны определенные подъемы и спады; такие изменения высоты звука находят отклик в нашей душе.
Пример песни “Мальчишки и девчонки”
Все вместе эти элементы музыки, производя мощное воздействие на слушателей, могут либо побуждать их к чему-нибудь, либо успокаивать. Все это объясняется различными процессами, происходящими в нашем мозге, когда мы слушаем музыку.
Музыка способна быстро вызывать чувства и эмоции невероятной силы. То, что в книге описывается многими предложениями: в музыке часто можно выразить всего лишь одним тактом или аккордом.
Существуют наблюдения о том, как слуховое и зрительное восприятие связаны с действием, которое они производят: "Слуховое восприятие вызывает гораздо более сильный эмоциональный отклик, чем зрительное. Вид раненого животного или человека, который страдает молча, возможно, не произведет особого впечатления на того, кто это видит. Но если при этом человек или животное будут пронзительно кричать, то это обычно сильно затрагивает наблюдателя".
Музыка, слова и ваша реакцияСуществует философское направление, утверждающее, что одно музыкальное произведение одинаково влияет на всех. Другие же считают, что реакция человека на какую либо мелодию или песню зависит от его душевного состояния в данный момент или от его прошлого. Например, кто-то, потерявший близкого, слышит определенную песню, звучащую в месте полонения Богу. На такого человека эта песня может навеять грустные воспоминания и даже вызвать у него слезы. Другие же люди, не испытавшие подобного горя, будут петь эту песню с радостью.
Но если к музыке подходить уравновешенно и с пониманием, то она может наоборот помочь в жизни человека. Хотя в этом виде искусства есть много вредного и безнравственного, часто музыка обогащает жизнь, дает испытать радость и удовлетворение. Музыка способна окрылить человека эмоционально и духовно.
Древние греки считали, что музыка развивает личность, делая ее более гармоничной. В ХХI веке, превозносящем знания в области точных наук, экономики и логики, подчас мало внимания уделяетсяизящным искусствам, эмоционально развивающим личность.
Особенности звучания различных музыкальных инструментов часто называют "элементами музыки". Один из таких элементов - тембр инструмента. Например, считается, что "благородный" и "мужественный" тембр валторны сильно отличается от "кичливого" тембра трубы. Хотя труба, и валторна принадлежат к одной группе духовых инструментов, каждый из них производит обертоны, или гармоники, различной силы. Именно поэтому каждый инструмент имеет свой неповторимый "голос".
Продолжая наш разговор о силе музыки мы познакомимся с творчеством музыкальнейшего из музыкантов, самого европейского из всех европейских композиторов, чьё имя знает каждый человек на земле - Вольфганг Амадей Моцарт. Лучезарный гений от музыки, вундеркинд, виртуоз, автор десятков нотных томов восхитительных музыкальных сочинений, пожалуй, творчество ни одного композитора не удостаивалось такой безусловной, безоговорочной любви, а жизнь не служила объектом столь пристального внимания и изучения. Что же было необычного в жизни В.А.Моцарта. Ребята готовили сообщения о жизни и творчестве композитора. Давайте послушаем их. Итак, человек столь необычайных дарований, какой он мог видеть окружающий его мир, окружающую жизнь? Блестящей, яркой, необычной. Мы говорили с вами, что музыка это сама жизнь и композитор, ничего не выдумывая, переносит её в мир звуков.
Талантливый человек тоньше видит мир и точнее её передаёт в музыке. Моцарта в жизни волнует всё. От маленького пустячка до глобальных, мировых проблем. Спектр его чувств настолько широк, что можем только восхищаться им. Например, сейчас мы услышим произведение, которое сам Моцарт назвал милым пустячком. Думаю, что многие из вас слышали его. История создания его проста. Приехав из родного Зальцбурга в Вену, композитор увидел там турецкий барабан.
- Как вы думаете, как он мог выразить своё восхищение свой восторг?
- Музыкой. Правильно. Через музыку. И вот что получилось. Звучит “ Рондо в турецком стиле”.
- Знакома ли вам эта музыка?
- Конечно, знакома. Это знаменитое “Рондо в турецком стиле” или “ Турецкий марш”.
- Как вы думаете, почему Моцарт выбрал для написания этого произведения именно форму рондо?
- Наверное, чтобы показать нам барабан со всех сторон, несколько раз.
Рондо- Прекрасно, а скажите, что вы почувствовали, слушая это произведение?
- Радость, восторг, веселье.
- Хорошо. У вас на столе лежат листы самоанализа эмоций. Пожалуйста, отметьте в них свои эмоции.
- Давайте сейчас послушаем ещё один отрывок из произведения Моцарта. Послушайте и подумайте, можем ли мы назвать эту музыку милым пустячком как предыдущую.
- Мы будем слушать симфонию № 40. Вспомните, что такое симфония?
Ответы детей.
Звучит отрывок из симфонии № 40.
- Вы очень внимательно послушали, молодцы. Теперь ответьте на вопрос,поставленный перед слушанием.
- Кажется, композитор радуется, но его радость чем-то омрачается.
- Из чего вы сделали такой вывод?
- Музыка разделена на части, и они разные по характеру.
- Правильно. Скажите, а какие группы музыкальных инструментов преобладают?
- Главные здесь струнные инструменты.
- А как вы думаете почему?
- Наверное для того чтобы мелодия получилась мягкой, легкой.
- Правильно. Молодцы. Амадей философствует, он думает о жизни, о её смысле, он какбудто говорит:“Да, в жизни не всё так хорошо, как хотелось бы, но всё-таки жизнь прекрасна!”.Он в это верит.
- Пожалуйста. Отметьте свои эмоции в листочке. Великий австриец автор 19 опер, около 50 симфоний, нескольких десятков концертов для сольного инструмента с оркестром, струнных квартетов и квинтетов, сонат для клавира и скрипки, множества пьес для клавира, но одним из самых знаменитых его произведении является пожалуй “ Реквием”. В переводе с латинского слово реквием означает “ песня об усопших”. Заказ на написание “ Реквиема” Моцарт получил уже будучи больным. Рассказывают Что однажды в дверь к Моцарту постучался человек в чёрном и оплатив весь заказ полностью просил написать “ Реквием”. Вольфганг с энтузиазмом принялся за работу, но здоровье не позволяло работать так быстро как хотелось бы. Однажды вечером друзья пришли навестить больного Моцарта. И он попросил исполнить вместе с ним одну из частей, которую только дописал и протянул друзьям партитуру. Они запели. Когда закончили петь, у Амадея и у друзей на глазах были слёзы. Моцарт отвернулся и попросил оставить его одного. Когда через четверть часа они вошли в комнату композитор был мёртв. “Лакримоза”- назывался отрывок, который они спели. В переводе означает“день слёз”. Вы сейчас её услышите. Обратите внимание на великолепную вокальную партию и на то, что в оркестре мы услышим сопровождение, которое очень похоже на стон, на плач. Плач, стон от которого стынет кровь, и сам едва сдерживаешь слёзы.
Звучит “Лакримоза”.
- Какие эмоции вы испытали? Пожалуйста, отметьте в листочках самоанализа. На прошлом уроке мы познакомились с новой песней.
- Это была “ Баллада о солдате”.
- Скажите, что такое баллада? Ответы детей.
- Прекрасно. В чем же сила этой песни.
- В том, что она правдиво рассказывает нам о подвиге простого солдата.
- Молодцы. Что ж попробуем с вами спеть так, чтобы слушатели поверили нам. Вокально-хоровая работа.
- Итак, наш урок подошёл к концу. Какой же вывод мы с вами можем сделать?
- Музыка Моцарта имеет очень большую силу воздействия на человека, потому что сам композитор изображает нам жизнь такой, какая она есть. Хорошо. Молодцы. Действительно музыка Моцарта живёт и будет жить вечно, потому что она - сама жизнь.
Музыка
1.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое, это музыка
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели-это музыка,
И капели-это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
2.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь тучка в небе хмурится-
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зёрнышка
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Разучивание песни Г. Струве.
Музыка рассказывает о человеке, о людях, выражает чувства, мысли, рисует их характеры, отражает их поступки.
Жизнь - источник музыки. Если жизнь рождает музыку, то музыка воздействует на нашу жизнь.
Музыка не может оказывать какое-то воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека, рождать в нем чувства и мысли, менять характер, и даже отношения к жизни, к музыке способна возбуждать смелость, воспитать в человеке благородство. В этом и ее сила.
Итак, подводя итог урока я хочу сказать, что способность музыки даже простой песни воздействовать на человека, наполнить его:
- радостью (“Мальчишки-девченки”, “Первый класс”);
- нежностью (“Музыка” Г. Стуве, “Тонкая рябина”-русск. народ. песня);
- гордостью (“Песня о школе”- Кабалевский);
- печалью (“Вниз по матушке по Волге” - русск. нар.Песня);
- смелостью (“Кто дежурный?” Кабалевский).
Эти все качества - в силе музыки - и, как сказал л. Толстой, музыка - высшее в мире искусство.