Программные задачи:
Ход занятия
Дети под музыку В.Г.Захарченко “Принимай страна наш кубанский хлеб” входят в зал. (Становятся полукругом)
Ведущий: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
Ребёнок:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные с речками синими
Тебя по-славянски назвали - Россия!
Ведущий: Совершенно верно. Ребята, а знаете ли вы, какие знаки отличают нашу страну от любой другой?
Дети: Государственные символы - герб, гимн, флаг.
Ведущий: сегодня я хочу предложить вам интересную интеллектуальную игру “Знай-ка”, в которой вы покажете свои знания символики России и других стран. Поиграем?
Дети: Поиграем.
Ведущий: Для этого я предлагаю вам занять места за столами с соответствующими табличками. Итак, в игре участвуют две команды.
Ведущий: Команда “ Синих”! (Дети хором)
Ведущий: И команда “Красных”! (Дети хором)
Представляет капитанов обеих команд.
Ведущий: А оценивать наш конкурс будут уважаемые гости: (знакомит) Игра будет состоять из 7 конкурсов. За победу в каждом конкурсе команда получает жетон. Победитель определится побольшему количеству жетонов.
Конкурс № 1 “Разминка”
Ведущая: (Послушайте, ребята, внимательно.От того, как вы будете слушать задание, будет зависеть победа в этом конкурсе)
Задание заключается в следующем: я задам по 3 вопроса каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ, команда получает жетон. Итоги конкурса жюри огласит после его окончания.
Ведущая: Команды готовы? (Готовы!) Первый вопрос я задаю команде “Синих”.
- Как назывался древний флаг и как он выглядел? (Стяг – длинная палка с привязанным на конце пучком сухой травы или конского хвоста.)
- Для чего предназначались древние стяги? (Для объединения войскпод стягом собиралось войско и отправлялось защищать свою землю.)
- Какие части имеет современный флаг? (Древко, полотнище, навершие.)
- Какие виды флагов вы знаете? (Королевский, царский, государственный.президентский, знамя победы, андреевский флаг российского флота.)
Какую форму имеют гербы? (Форму щита, как символа готовности к обороне.)
Ведущий: Для этого я предлагаю вам занять места за столами с соответствующими табличками. Итак, в игре участвуют две команды.
Ведущий: Команда “ Синих”! (Дети хором)
Ведущий: И команда “Красных”! (Дети хором)
Представляет капитанов обеих команд.
Ведущий: А оценивать наш конкурс будут уважаемые гости: (знакомит) Игра будет состоять из 7 конкурсов. За победу в каждом конкурсе команда получает жетон. Победитель определится побольшему количеству жетонов.
Конкурс № 2 “Найди и покажи”
Ведущая: Как называются самые известные в России флаги вы знаете хорошо.
Но сможете ли вы их узнать?
Внимание, задание: командам предлагаются карточки с изображением флагов: (Андреевского, красного Знамени Победы, государственного флага России, Олимпийского флага, флага Франции, белого флага Мира) и задаётся обеим командам один общий вопрос. За 15 сек. Вы, посовещавшись, должны принять единый ответ, капитан команды определяет, кто будет отвечать. Отвечающий поднимает карточку с изображением флага. Задание понятно?
Ведущая: Найдите и покажите:
- флаг России;
- военно-морской Андреевский флаг;
- флаг - символ Мира;
- Знамя Победы;
- флаг Олимпийских Международных игр.
Слово предоставляется жюри.
Капитан победившей команды помещает жетоны на табло.
Конкурс №3 “Азбука флагов”
Ведущая: Флаги можно использовать и для передачи информации, как азбуку. Перед детьми выставляется полотно с азбукой флагов - каждой букве соответствует свой флажок.
Задание: каждой команде выдаётся карточка со словом, которое необходимо выложить из букв и флажков. Каждый участник команды по очереди у мольберта выкладывает очередную букву и соответствующий флажок слова своей команды
На выполнение задания отводится 3 минуты. Представитель каждой команды читает слово, выложенное из флажков. Жюри следит за временем и подводит его итоги по окончании следующего конкурса.
Конкурс № 4 “Найди сходства и отличия”
Ведущая: Командам предлагаются по две карточки с изображением флагов.
1. Одной команде - флаг России и знамя Победы.
2. Другой команде - флаг России и штандарт Президента России. На выполнение задания отводится 3 мин. Жюри следит за временем и подводит итоги конкурса № 3 и 4 по окончании музыкальной паузы. Внимание, задание каждая команда должна назвать сходства и отличия между предложенными им флагами.
- Сходства: одинаковые составные части (древко, полотнище, навершие); присутствие красного цвета. Отличия: знамя - символ Великой Победы. Государственный флаг означает единство страны: Знамя создают в единственном экземпляре, а флаг - массовое изделие: Знамя вывешивают только в День Победы во время праздничного парада или в момент возложения венков к могиле неизвестного солдата.
- Сходства: составные части, расположение полос, их цвет.
Отличия: форма полотнища, на Штандарте - на фоне полос расположен герб России, края украшает золотая бахрома.
Ведущая: Пока жюри подводит итоги по двум конкурсам, у нас музыкальная динамическая.
Пауза “Флаг России”.
Слово предоставляется жюри.
Капитан победившей команды помешает жетоны на табло.
Конкурс №5 “Города и гербы”
Ведущая: Когда на Руси только начинали строить города, на земле росли дремучие леса, в которых водилось много зверей и птиц, а реки были широкими и глубокими, в них водилось много рыбы. Поэтому на гербах изображали окружающую природу, а также героические страницы истории, профессии, ремесло, словом то, чем город мог гордиться.
Выставляется панно с пронумерованными гербами.
Задание: командам задаётся один вопрос, на обдумывание ответа даётся 15 сек. За это время вы, посовещавшись, должны принять единый ответ, капитан определяет отвечающего, который поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Ведущая: Какой цифрой обозначен герб города:
- Ярославля, жители которого считали медведя священным животным?
- Темрюка, расположенного на юге нашей страны, на берегу Чёрного моря, где водится много рыбы?
- Радужного, название которого отображено в рисунке герба?
- Белогорска, расположенного на севере нашей страны, где много снега?
- Кузнецка, герб которого рассказывает нам об основной профессии, связанной с металлом? На гербе изображён молот и наковальня, но фигуры кузнеца на нём нет;
- Армавира, расположенного на месте слияния двух рек?
- Липецка, построенного на месте, где росло много лип?
Конкурс № 6. Блиц-турнир
Ведущая: Командам предстоит за одну минуту ответить на 4 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает балл. Задание понятно?
Первыми отвечает на вопросы блиц-турнира команда “Красных”. Готовы?
- Что может обозначать, изображённый на гербе лев? (Силу, смелость, справедливость.)
- Что обозначает на гербе пушка? (Жителям часто приходилось отражать нападение врага.)
- Для чего понабилось разрисовывать щиты? (Различать рыцарей, одетых одинаково.)
4. Какое растение изображено на гербе города Армавира? (Подсолнечник.)
Вопросы для команды “Синих”. Готовы?
- Что может обозначать на гербе орёл? (Зоркость, свободу)
- Что могут обозначать на гербе самолёты? (Город лётчиков-космонавтов)
- Кого побеждает воин на московском гербе? (Змия)
- Что может обозначать на гербе лебедь? (Красоту, гордость, чистоту)
Жюри подводит итоги сразу по двум конкурсам.
Конкурс № 7 “Конкурс капитанов”
(Музыкальное сопровождение под песню “Капитаны, капитаны”)
Ведущая: Задание: Капитанам предлагаются карточки с изображением флагов разных стран (Россия, Франция, Япония, Бразилия, Германия). Им предстоит соотнести название страны с флагом. На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Итоги конкурса жюри подводит сразу после его окончания. Задание понятно? Капитаны - к мольбертам! Время пошло.
Ведущая: Пока капитаны трудятся над этим конкурсом, я предлагаю вам вспомнить пословицы о Родине (это домашнее задание).
1-й ребенок: Родина - мать, умей за неё постоять!
2-й ребенок. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3-й ребенок. Нет земли краше, чем Родина наша
4-й ребенок. Народы нашей страны дружбой сильны.
5-й ребенок. Родина поучает. Родина выручает.
6-й ребенок. Жить - Родине служить.
7-й ребенок. Одна у человека мать, одна и Родина.
8-й ребёнок. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Ведущая: Время вышло.
Жюри подводит итоги конкурса и всей игры в целом.
Ведущая: Ребята, пока жюри подводит итоги нашей интеллектуальной игры, я предлагаю вам исполнить песню о нашем любимом и родном городе Армавире.
Исполняется песня Т.Абдулаевой “Армавир”. Дети выходят на построение.
Слово жюри. Награждение победителей.