Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цели урока: 

  • Обучающие – Обобщить и систематизировать знания об десятичных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий над десятичными дробями.
  • Развивающие – развивать внимание, зрительную память, речь, смекалку, умение самопроверять и анализировать свои ошибки; расширить представление учащихся о математике, прививать интерес к предмету, развивать познавательную активность.
  • Воспитательные – воспитывать умение работать в группах, дисциплинированность, честность, взаимопомощь, сопереживание за результаты своего товарища.

Оборудование к уроку: Компьютер, экран, необходимые принадлежности у учащихся: учебник, тетрадь, скрепки, ручка, смайлики.

Ход урока  

 

Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона:

«Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике».

I. Организационный момент 

Психологическая подготовка к уроку, объявление темы и цели урока.

Ребята, посмотрите налево. Спасибо!
Посмотрите направо. Спасибо!
Посмотрите вверх. Спасибо!
Посмотрите в окно, найдите там что-нибудь зеленое. Спасибо!
Поздоровайтесь за руку с тремя одноклассниками, сидящими рядом. Спасибо!
Готовы, начать занятие?

II. Устная работа

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

На экране записаны примеры. В них закодировано имя ученого, который первым в России изложил учение о десятичных дробях. Ваша задача расшифровать это имя, решая примеры устно.

(Леонтий Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная»).

4 + 0,5 = 4,5 Л                  0,28 + 3 = 3,28 Е
2 + 7,2 = 9,2 О   15,4 – 3 = 12,4 Н
0,3 + 0,4 = 0,7 Т   0,9 – 0,5 = 0,4 И
0,08 + 0,02= 0,1 Й   0,32 – 0,05= 0,27 М
2,3 + 5,4 = 7,7 А   4,7 – 1,2 = 3,5 Г
9,74 + 2,66 =12,4 Н   1 – 0,6 = 0,4 И
0,003 + 0,05 = 0,53 Ц   3 – 0,3 = 2,7 К
1,4 – 1 = 0,4 И   2,7 – 2,6 =0,1 Й

3,28 4,5 0,7 0,27 7,7 0,053 0,4 12,4 0,1 2,7 9,2 3,5
   Е       Л       Т       М       А       Ц       И       Н       Й       К       О       Г   

 
Магницкий Леонтий Филиппович, русский математик


"Арифметика" Магницкого была издана при Петре I, в 1703 году

III. Повторение изученного материала

Раздаётся стук в дверь. Входит в класс Незнайка

Ребята! Я пришёл к вам в гости!
И хочу вызвать вас на соревнования!!!
Ребята вы все читали о приключениях Незнайки.
Не всё у него удачно получается, т.к. Незнайка много не знает и учиться не желает.
Так давайте проверим его знания и покажем свои, а вдруг среди нас скрываются его друзья Незнайки!

Задание 1. «Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в расчетах. Помогите мне их выполнить» Незнайка.

а) 16,52 – (4,1 + 10,21) = 2,21
б) 4,85 – (0,98 + 1,75)= 2,12

Задание 2. «Друзья, я никак не могу понять, что означают эти таинственные записи. Помогите мне их разгадать». Незнайка.

а) а – 0,07 = 1,5
а = 1,5 + 0,07
а = 1,57

б) 9 – у = 1,5
у = 9 – 1,5
у = 7,5

Задание 3. «Мудрые пятиклассники! Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7 м и 13,6 м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает болото, которое мне с измерительным шнуром никак не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42,9 м. Сказал и ушел. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причем здесь это странное слово «периметр». Помогите мне разобраться. Незнайка.

Р = 42,9
42,9 – (18,7 + 13,6) = 10,6

В благодарность за помощь Незнайка рассказал им историю десятичных дробей.

Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены голландским инженером и ученым Симоном Стевином.

Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.

Англичанин Джон Непер ввел знак запятой для отделения целой части от дробной в 1617 году.

IV. Физминутка для снятия утомления глаз 

Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. 3 раза.

Смотрим на экран – таблица ШУЛЬТЕ.

9 5 11 23   20  
14 25 17 19 13
3 21 7 16 1
18 12 6   24   4
  22     15     10   2 8

V. Самостоятельная работа 

Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. У вас на столах лежат листы на которых написаны задания для сам. работы. Работа выполняется учащимися под копирку. Один экземпляр выполненной работы сдается на проверку учителю. Ребята меняются своими работами. По второму экземпляру ученики выставляют себе оценку сами (сверяясь с эталонным решением).

Приложение.

Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.

Три десятых ….. скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых ….. и все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах в своих точен,
Ты бы, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы большое несчастье,
Разнесло бы Трубину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…

Ты подумай об этом, мой друг!

VI. Подведение итогов урока 

  • Расскажите алгоритм выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Назовите, какие свойства сложения и вычитания делают вычисления значительно проще.
  • Назовите все умения, которые необходимы при решении уравнений с десятичными дробями.
  • Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое?

VII. Домашнее задание 

– Ребята, вы сможете выбрать для себя любой уровень трудности.

I уровень «3»   II уровень «4»   III уровень «5»
1263   1279(а)   1257
  1265     1268     1261
  1267     1291     1262

VIII. Рефлексия 

У вас на столах лежит смайлик: выберете одну из коробочек, которые стоят на выходе из класса по вашему настроению и опустите в одну из них смайлик.

  • Красная коробочка – урок не понравился;
  • Желтая коробочка – могло бы быть и лучше;
  • Зеленая коробочка – урок понравился.

Учитель: Да, путь познания нелегок, но знаем мы со школьных лет: загадок больше, чем разгадок и поискам предела нет.

Ребята, наш урок подошел к концу. Успехов вам в изучении трудной, но очень интересной науке, которая зовется математикой.

Спасибо! Урок окончен.