Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетие.
Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим:
он должен воспринимать истину, не как готовый результат, а должен её открывать.
Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, также присутствовать
не только в качестве простого зрителя. Но ученик должен напрягать свои силы;
ему ничто не должно доставаться даром.
Даётся только тому, кто стремится.
(А. Дистервег)
Форма урока: комбинированный урок
Тип урока:
Урок повторного контроля знаний.Обобщение и закрепление пройденного материала.
Цели урока:
- Образовательная - обобщение знаний учащихся по теме "Логарифмические уравнения и системы уравнений; закрепить основные приемы и методы решения логарифмических уравнений и систем уравнений; ознакомить учащихся с видами заданий повышенной сложности по данной теме в ЕГЭ.
- Развивающая - развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность учащихся на уроке. Предоставить каждому из учащихся проверить свой уровень подготовки по данной теме.
- Воспитывающая - воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности. Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ученика через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу.
Задачи урока:
- выработать у учащихся умение пользоваться алгоритмом решения логарифмических уравнений.
- осуществить формирование первоначальных знаний в виде отдельных навыков после определенной тренировки решения уравнений и систем уравнений.
- познакомить учащихся с частными случаями и отработать навыки по решению таких уравнений и систем уравнений.
Методы и педагогические приемы:
- Методы самообучения
- Приемы устного опроса.
- Приемы письменного контроля.
- Коллективная учебная деятельность.
- Организация работы в группах.
- Повышение интереса к учебному материалу.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор и экран;
- тетради;
Раздаточный материал: задания для самостоятельной работы.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка домашнего задания (3 мин)
- Входной контроль (повторение теоретического материала) (15 мин)
- Этап обобщения знаний учащихся. Решение уравнений и систем уравнений (45 мин)
- Разноуровневая самостоятельная работа (проверка знаний учащихся) (20 мин)
- Итоги урока (4 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
2. Проверка домашнего задания
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; установить пробелы в знаниях.
3. Входной контроль (повторение теоретического материала)
Организация устной фронтальной работы с классом по повторению логарифмических формул и способов решения логарифмических уравнений.
Решение простейших уравнений:
Сравните числа:
а) и
б) и
2) Найдите Х, если х>0:
[1/5]
[4]
Перечислите: основные способы решения логарифмических уравнений.
Способы решения логарифмических уравнений
- По определению логарифма.
- Метод потенцирования.
- Метод введения новой переменной.
- Решение уравнений логарифмированием его обеих частей.
- Функционально-графический способ.
На экране уравнения:
- log2(3 - 6x) = 3
- lg(х2 - 2х) = lg (2х + 12)
- 5х + 1 - 5 х - 1 = 24
- хlg х = 10000
- 32х + 5 = 3х + 2 + 2
- log32x - log3 x = 3
- log2x - log4x = 3
- 2x = x2 - 2x
Среди данных уравнений выбрать логарифмические. Определить способ решения каждого уравнения. Решите уравнения.
По окончанию работы правильность решения уравнений осуществляется с помощью экрана.
Устно ответить на следующие вопросы (если имеется не один корень):
- Найти наименьший корень уравнения.
- Найти сумму корней уравнения.
- Найти разность корней уравнения.
- Найти произведение корней уравнения.
- Найти частное корней уравнения
Самооценка и взаимооценка деятельности учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля).
4. Этап обобщения знаний учащихся
Решение логарифмических уравнений из заданий ЕГЭ части В и С.
№ 1 (В) Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения log6(3x + 88) - log6 11 = log6 x. [1]
№ 2 (B) Найдите произведение всех корней уравнения
. [1]
№ 3 (B) Найдите сумму корней уравнения = log4 (x - 3) + 2. [2]
№ 4 (C) найти наибольший корень уравнения: log2(2+5)+ log0,5(-х-0,5) = 1 [-4]
№ 5 (C) Решите уравнение - log6 x + 34 = ()2 + x. [2]
Уравнения №1-3 решает по два ученика на обратных крыльях доски с последующей проверкой решения всем классом.
Уравнение №4,5 решает ученик с подробным комментарием.
По окончании самооценка и взаимооценка учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля).
Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнения следующих видов:
log a x = b, a > 0, a 1.
log a f(x) = b, a > 0, a 1.
log f(x) b = c, b > 0.
Эти уравнения решаются на основании определения логарифма: если logb a = c, то a = b c.
Решить уравнение log2 x = 3.
Решение. Область определения уравнения x > 0. По определению логарифма x = 23, x = 8 принадлежит области определения уравнения.
Ответ: x = 8.
Уравнения вида loga f(x) = b, a > 0, a 1.
Уравнения данного вида решаются по определению логарифма с учётом области определения функции f(x).
Обычно область определения находится отдельно, и после решения уравнения f(x) = ab проверяется, принадлежат ли его корни области определения уравнения.
Пример. Решить уравнение log3(5х - 1) = 2.
Решение:
ОДЗ: 5х - 1 > 0; х > 1/5.
log3(5х- 1) = 2,
log3(5х - 1) = log332,
5х - 1 =9,
х = 2.
Ответ: 2.
Пример. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения находится из неравенства 2х2 - 2х - 1 > 0. Воспользуемся определением логарифма:
Применим правила действий со степенями, получим 2х2 - 2х - 1 = 3. Это уравнение имеет два корня х = -1; х = 2. Оба полученные значения неизвестной удовлетворяют неравенству 2х2 - 2х - 1 > 0, т.е. принадлежат области определения данного уравнения, и, значит, являются его корнями.
Ответ. х1 = -1, х2 = 2.
Уравнения вида logf(x) b = с, b > 0.
Уравнения этого вида решаются по определению логарифма с учётом области определения уравнения. Данное уравнение равносильно следующей системе
Чаще всего, область определения логарифмического уравнения находится отдельно, и после решения уравнения (f(x))c = b или равносильного уравнения проверяется, принадлежат ли его корни найденной области.
Пример. Решить уравнение
logx-19 = 2.
Решение. Данное уравнение равносильно системе
Ответ. x = 4.
2.. Потенцирование.
Суть метода заключается в переходе от уравнения
log a f(x) = log a g(x) к уравнению f(x) = g(x), которое обычно не равносильно исходному.
Уравнения вида
loga f(x) = loga g(x) , а > 0, а ?1.
На основании свойства монотонности логарифмической функции заключаем, что f(x) = g(x).
Переход от уравнения loga f(x) = loga g(x) к уравнению f(x) = g(x) называется потенцированием.
Нужно отметить, что при таком переходе может нарушиться равносильность уравнения. В данном уравнении f(x) > 0, g(x) > 0, а в полученном после потенцирования эти функции могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому из найденных корней уравнения f(x) = g(x) нужно отобрать те, которые принадлежат области определения данного уравнения. Остальные корни будут посторонними.
Пример. Решить уравнение log3 (x2 - 3x - 5) = log3 (7 - 2x).
Решение. Область определения уравнения найдётся из системы неравенств:
x2 - 3x - 5>0, 7 - 2x>0
х> -1,5+ , х<3,5
х2 <-1,5-
Потенцируя данное уравнение, получаем х2 - 3х - 5 = 7 - 2х,
х2 - х - 12 = 0, откуда х1 = -3, х2 = 4. Число 4 не удовлетворяет системе неравенств.
Ответ. х = -3.
Cведение уравнений к виду log a f(x) = log a g(x) с помощью свойств логарифмов по одному основанию.
Если уравнение содержит логарифмы по одному основанию, то для приведения их к виду log a f(x) = log a g(x) используются следующие свойства логарифмов:
logb a + logb c = logb (a*c), где a > 0; c > 0; b > 0, b 1,
logb a - logb c = logb (a/c), где a > 0; c > 0; b > 0, b 1,
m logb a = logb a m, где a > 0; b > 0, b 1; m R.
Пример 1. Решить уравнение log6 (x - 1) = 2 - log6 (5x + 3).
Решение. Найдём область определения уравнения из системы неравенств
Применяя преобразования, приходим к уравнению
log6 (x - 1) + log6 (5x + 3) = 2,
log6 ((x - 1)(5x + 3)) = 2, далее, потенцированием, к уравнению
(х - 1)(5х + 3) = 36, имеющему два корня х = -2,6; х = 3. Учитывая область определения уравнения, х = 3.
Ответ. х = 3.
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Найдём область определения уравнения, решив неравенство (3x - 1)(x + 3) > 0 методом интервалов.
Учитывая, что разность логарифмов равна логарифму частного, получим уравнение log5 (x + 3) 2 = 0. По определению логарифма (х + 3) 2 = 1, х = -4, х = -2. Число х = -2 посторонний корень.
Ответ. х = -4.
Пример 3. Решить уравнение log2 (6 - x) = 2 log6 x.
Решение. На области определения 0 < x < 6 исходное уравнение равносильно уравнению 6 - x = x2, откуда х = -3, х = 2. Число х = -3 посторонний корень.
Ответ. х = 2.
Уравнения вида Alog a f(x) + Blog b g(x) + C = 0.
Метод потенцирования применяется в том случае, если все логарифмы, входящие в уравнение, имеют одинаковое основание. Для приведения логарифмов к общему основанию используются формулы:
Пример 1. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения 1 < x < 2. Используя формулу (3), получим
Так как 3 = log28, то на области определения получим равносильное уравнение (2-x)/(x-1) = 8, откуда x = 10/9.
Ответ. x = 10/9.
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения x > 1. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (4).
Ответ. х = 6.
Пример 3. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения x > -1, x 0. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (2).
Умножим обе части уравнения на log 3(x + 1) ? 0 и перенесем все слагаемые в левую часть уравнения. Получим (log 3(x + 1)-1)2 = 0, откуда log 3(x + 1) = 1 и x = 2.
Ответ. x = 2.
3. Введение новой переменной
Рассмотрим два вида логарифмических уравнений, которые введением новой переменной приводятся к квадратным.
Уравнения вида
где a > 0, a 1, A, В, С - действительные числа.
Пусть t = loga f(x), t R. Уравнение примет вид t2 + Bt + C = 0.
Решив его, найдём х из подстановки t = loga f(x). Учитывая область определения, выберем только те значения x, которые удовлетворяют неравенству f(x) > 0.
Пример 1. Решить уравнение lg 2 x - lg x - 6 = 0.
Решение. Область определения уравнения - интервал (0; ).Введём новую переменную t = lg x, t R.
Уравнение примет вид t 2 - t - 6 = 0. Его корни t1 = -2, t2 = 3.
Вернёмся к первоначальной переменной lg x = -2 или lg x = 3, х = 10 -2 или х = 10 3.
Оба значения x удовлетворяют области определения данного уравнения (х > 0).
Ответ. х = 0,01; х = 1000.
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Найдём область определения уравнения
Применив формулу логарифма степени, получим уравнение
Так как х < 0, то | x | = -x и следовательно
Введём новую переменную t = log3 (-x), t принадлежит R. Квадратное уравнение t 2 - 4t + 4 = 0
имеет два равных корня t1,2 = 2. Вернёмся к первоначальной переменной log3 (-x) = 2, отсюда -х = 9, х = -9. Значение неизвестной принадлежит области определения уравнения.
Ответ. х = -9.
Уравнения вида
где a > 0, a 1, A, В, С - действительные числа, A 0, В 0.
Уравнения данного вида приводятся к квадратным умножением обеих частей его на loga f(x) 0. Учитывая, что loga f(x) logf(x) a=1
(свойство logb a = 1/ loga b), получим уравнение
Замена loga f(x)=t, t R приводит его к квадратному At2 + Ct + B = 0.
Из уравнений loga f(x)= t1, logb f(x)= t2 найдем значения x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения:
f(x) > 0, f(x) 1.
Пример. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения находим из условий x+2>0, x+2 1, т.е. x >-2, x -1.
Умножим обе части уравнения на log5 (x+2) 0, получим
или, заменив log5 (x+2) = t, придем к квадратному уравнению
t 2 - t - 2 = 0, t1 = -1, t2 =2.
Возвращаемся к первоначальной переменной:
log5 (x+2) = -1, x+2 = 1/5, x = -9/5,
log5 (x+2) = 2, x+2 = 25, x = 23.
Оба корня принадлежат области определения уравнения.
Ответ: x = -9/5, x = 23.
в) log2х - 2 logх2 = -1
Решение:
ОДЗ: x > 0, х 1
Используя формулу перехода к новому основанию, получим
Обозначим
Ответ:
4. Приведение некоторых уравнений к логарифмическим логарифмированием обеих частей.
Переход от уравнения вида f(x) = g(x) к уравнению loga f(x) = loga g(x), который возможен если f(x) >0, g(x) >0, a >0, a 1, называется логарифмированием.
Методом логарифмирования можно решать:
Уравнения вида
Область определения уравнения - интервал (0, ). Прологарифмируем обе части уравнения по основанию a, затем применим формулы логарифма степени и произведения
Приведем подобные и получим линейное уравнение относительно loga x.
Пример. Решить уравнение 32log4 x+2=16x2.
Решение. Область определения x >0. Прологарифмируем обе части по основанию 4.
Используя свойства логарифмов, получим
Ответ: x = 1/4
Уравнения вида
Область определения уравнения - интервал (0, ). Прологарифмируем обе части уравнения по основанию a, получим
Применим формулы логарифма степени и логарифма произведения
Введем новую переменную t=loga x , t R. Решив квадратное уравнение At2 + (B-а)t-loga C=0, найдем его корни t1 и t2. Значение x найдем из уравнений t1 = loga x и t2=loga x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения.
Пример 1. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения х > 0. Так как при х > 0 обе части уравнения положительны, а функция y = log3 t монотонна, то
(1 + log3 x) log3 x = 2.
Введём новую переменную t, где t = log3 x, t R.
(1 + t) t = 2, t 2 + t - 2 = 0, t1 = -2, t2 = 1.
log3 x = -2 или log3 x = 1,
x = 1/9 или х = 3.
Ответ. х = 1/9; х = 3.
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения х >1. Обе части уравнения положительны, прологарифмируем их по основанию 2, получим
Применим формулы логарифма степени и логарифма частного:
Введем новую переменную t=log2x, получим квадратное уравнение t2 - 3t + 2 = 0,
t1 = 2, t2 = 1, тогда log2 x = 2 или log2 x =1.
Ответ. x = 4, x = 2.
1) Найти наибольший корень уравнения: lq(x+6) - 2 = 1/2lq(2x -3) - lq25
2) log0,5(log4(1/х)) + log4(log2(16х2)) =0
3) Пусть (х0;y0) - решение системы уравнений
Найти x0 +y0
Решение:
x0 +y0 =1,8+1,1=2,9
Ответ: 2,9.
4) Пример .Решите систему уравнений
у-1оg3х = 1,
хy=312.
Решение. Решим эту систему методом перехода к новым переменным:
u = у, v = -1оg3х.
Заметим, что x>0 и у R является областью определения данной системы.
Логарифмируя обе части второго уравнения по основанию 3, получим:
у 1оg3 х = 12 или у(- 1оg3х) = -12.
u + v = 1,
Итак,
u v = -12.
Тогда по обратной теореме Виета переменные и и v являются корнями квадратного уравнения
z2 -z-12 = 0
Следовательно, решения данной системы найдем как множество решений совокупности двух систем а) и б):
а) б)
Решениями указанных систем являются соответственно пары (27;4), (; -3).
Ответ: (27; 4), (; -3).
5) Пример. Решите систему уравнений
ху = 24
1оg22 х + 1оg22 y = 10.
Решение.
Перейдем к новым переменным:
1оg 2 х = и,
x = 2u>0, 1оg2 у = v, у = 2v >0.
В новых переменных данная система имеет вид:
Следовательно, и и v являются корнями квадратного уравнения :
z 2-42 + 3 = 0
Отсюда следует, что достаточно решить систему
Другое решение найдем из-за симметричности х и у, т. е. если (х; y) - решение, то (у; х) также является решением.
Ответ: (2; 8), (8; 2).
5. Самостоятельная работа.
1 вариант
1. Вычислите значение выражения: 11-3log3
2. Решите уравнения:
а) lg(x+3)=2lg2-lgx
б) log 736-log7(3x-12)=log7 4
3.Решите систему уравнений :
2 вариант
1. Вычислите значение выражения: 13-3log2
2. Решите уравнения:
а) 9 log 3x-x2log 3x=0
б) log5 (8-24x)-log 58=log 57.
3. Решите систему уравнений:
6.Подведение итогов урока:
Учитывая контингент учащихся данного класса, можно сделать вывод о том, что в целом учащиеся усвоили материал по данной теме.
Выставление оценок.
7. Домашнее задание:
Решите уравнения: