Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация в Power Point.
Особенность: изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом”
Тип урока: урок изучения новой темы
Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом
Задачи:
- Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.
- Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков.
- Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляется тема. (Слайд 1.) Приложение 1.
– Какие вопросы у вас возникают согласно темы нашего урока. (Учащиеся озвучивают вопросы, которые записываются на доске и формулируются цели урока.) (Слайд 2.)
Проблемный вопрос: Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают. Почему у животных определенные фенотипические признаки также зависят от пола? (Слайд 3.)
2. Изучение новой темы.
Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. (Слайд 4.) Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга – это половые или гетерохромосомы. (Запишите определения в рабочую тетрадь). (Слайд 5.) Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома. (Слайд 6.)
В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды – гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. (Слайд 7.) Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. (Слайд 8.)
В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто.
Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х– и Y-хромосомы, образующий два типа гамет – гетерогаметным. (Слайд 9.)
Детерминация развития пола. (Слайды 10–14.)
1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным – мужской пол.
2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным – женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.
3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным – мужской пол (ХО).
4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки – это диплоидные особи, а самцы – гаплоидные.
5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.
Существует особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.
Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. (Слайд 15.)
Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. (Слайд 16.) Поэтому такие отклонения как волосатость ушей, перепончатые пальцы на ногах, ихтиоз, волосатость ушей, раннее облысение встречаются только у мужчин, так как гены этих признаков сцеплены с Y– хромосомой. (Слайд 17.)
Х-хромосома несет много различных признаков. (Слайд 18.) Описано более 370 болезней сцепленных с ней. Более подробно мы сегодня рассмотрим наследование дальтонизма и гемофилии.
Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794 г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.
Проводится физминутка для глаз. Одновременно проводится тест на определение дальтонизма. (Тест на дальтонизм.) Приложение2.
(Решение задачи на дальтонизм.) (Слайд 19.)
Сообщение учащегося о гемофилии. (Приложение 3.) Сопровождается презентацией. (Приложение 4).
Возвращение к проблемному вопросу урока. (Слайд 3.)
3. Закрепление изученного материала. Решение задачи (Слайд 20–22.)
4. Домашнее задание: п. 9.4, решить задачи (индивидуальные карточки Приложение5). (Слайд 23.)
Рефлексия: выходя из кабинета, поместите смайлик в один из секторов, расчерченных на доске. (Слайд 24.)