Выполнение расчетных операций и работа с таблицами MSEXEL

Разделы: Информатика


1. Методическое обоснование темы урока.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения.

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и главное для студента свершается на уроке. Каждый новый урок – это ступенька нового знания, новый вклад в формирование профессиональных компетенций.

Учебное занятие – это сложный и ответственный этап учебного процесса. Дать качественный, хороший урок – дело не простое даже для опытного педагога. Многое зависит от понимания и выполнения преподавателем требований к учебному занятию, которые определяются целями, задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Содержание образования постепенно меняется, следовательно, меняется система отношений к студентам, что обуславливает необходимость поиска оптимальных условий для продуктивного взаимодействия всех участников учебного процесса.

На сегодняшний день существует очень много различных методов обучения студентов. Выбор оптимального метода – это один из центральных моментов проектирования учебного занятия.

Методы активного обучения сейчас занимают одну из главных задач для педагогов. “Как провести эффективное занятие?”, “Насколько студент уяснил тему урока?” – эти вопросы волнуют каждого преподавателя. Методы активного обучения побуждают студентов к активной учебно-познавательной деятельности. Они направлены не на сообщение готовых знаний студентам, а на организацию их самостоятельного получения знаний.

Особенности методов активного обучения:

  • принудительная активизация мышления;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной, а устойчивой и длительной;
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
  • постоянное взаимодействие студентов и преподавателей (интерактивное обучение).

В педагогической практике используется такое понятие, как “нестандартное” или “нетрадиционное” занятие. Нестандартные формы занятий – учебные занятия, выходящие за рамки традиционного урока. Это могут быть: урок-конференция, урок творчества, урок-совещание, деловые игры, викторина и т.д.

Деловая играэто имитационное моделирование процессов управления производством и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникающих проблем. Основная цель проведения деловых игр – дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным.

Урок – деловая игра “Компьютерная фирма” разработан для проведения практического занятия по дисциплине “Информатика и ИКТ” специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Урок направлен на формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов, которые необходимы специалисту для реализации профессиональной деятельности.

Достаточно часто приходиться сталкиваться с тем, что студентам не интересно выполнять однотипные задания на практических занятиях, и они не могут достаточно проявить свою индивидуальность. Поэтому был разработан урок – деловая игра “Компьютерная фирма”, который позволил бы закрепить навыки, умения и знания, приобретенные студентами 1 курса специальности 230105 “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”, по дисциплине “Информатика и ИКТ” по теме “Табличный процессор MS ЕХСЕL”. Это учебное занятие поможет оценить творческие и организаторские способности студентов в процессе выполнения заданий; показать основные черты своего характера; способность к выполнению конкретных обязанностей. Это может существенно помочь студентам в выборе их будущей деятельности.

Целями проведения игры являются:
– закрепление умений и знаний;
– реализация познавательной активности студентов;
– формирование умений и навыков, носящих общенаучный, общеинтеллектуальный характер;
– развитие творческого мышления;
– повышение интереса к профессии.

В процессе проведения игры решается ряд задач, направленных на:
– развитие профессиональных и творческих способностей студентов – будущих специалистов в области информационных технологий;
– формирование профессиональных компетенций студентов;
– способствование формированию организаторских способностей студентов.

2. Методика проведения игры.

Урок – Деловая игра“Компьютерная фирма”.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний

Вид урока: практическое занятие

Форма: деловая игра

Метод: имитационный метод

Технология: игровая технология

Цели урока:

  • Повторение и систематизация знаний по теме “MSExcel”
  • Закрепить практические умения и навыки работы с электронными таблицами MSExcel и применить их для решения реальной задачи.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между группами студентов, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры. Ведущий – преподаватель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. Выполнение задания оценивается по следующим критериям:

  • правильность выполнения расчетов;
  • правильность оформления документа, соблюдение всех требований, записанных в задании – карточке;
  • умение уложиться по времени при решении задачи

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

  • взаимопомощь в группе;
  • умение общаться с коллегами;
  • умение организовать работу в группе;
  • умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку. Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 2 балла. На усмотрение ведущего и экспертов могут быть выставлены дополнительные баллы.

За нарушение дисциплины налагаются штрафы:

  • каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл;
  • несоблюдение правил игры – 2 балла;

План игры.

  1. Ознакомление с правилами игры, блиц-опрос, заполнение бланка заказа приглашенными гостями.
  2. Выполнение заказа, расчет кредита, расчет заработной платы (работа с электронной таблицей MSEXCEL).
  3. Переговоры с заказчиками.
  4. Подведение итогов.

Ход игры

1. Преподаватель сообщает тему урока, цель урока.

Студенты должны:

  • организовать компьютерную фирму и дать ей название;
  • выполнить заказ для покупателя – подготовить и распечатать счет на покупку компьютера в 2-х экземплярах;
  • вычислить кредит на покупку компьютера;
  • начислить з/плату своим работникам.

2. Подготовительный этап и блиц-опрос по прошедшему материалу.

Студенты разбиваются на 3 команды (фирмы) и занимают места за разными столами.

Группы выбирают капитана (директор фирмы), он координирует работу всей команды и ведетучет баллов всей микрогруппы, двух –представителей банка, двух – бухгалтеров для расчета зарплаты сотрудникам фирмы (директор может быть исполнителем заказов). Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из числа участников игры.

После того, как студенты разбились на команды, проводится блиц-опрос. Для проведения блиц-опроса заранее заготовлена презентация. Отвечает каждая команда, выбрав любой из вопросов презентации, за каждый правильный ответ 2 балла. Если студент не может ответить на вопрос, право ответа предоставляется другому студенту из этой же команды, за правильный ответ начисляется 1 балл. Если команда не может ответить, предоставляется возможность ответить другой команде. Директор ведет учет баллов в Протоколе “Учет фирмы”.

Вопросы для блиц-опроса:

  1. Что такое “Электронная таблица”? Как она представлена?
  2. Дайте понятие: что такое “табличный процессор” и “текстовый процессор”.
  3. Из чего состоит электронная таблица? Как определить адрес ячейки?
  4. Как размещаются данные в электронной таблице? Какие типы данных можно вносить в электронную таблицу?
  5. Назовите режимы отображения электронной таблицы. Кратко опишите каждый из режимов.
  6. Что такое фрагмент таблицы?
  7. Что такое ссылка? Дайте определение “относительной ссылки”. Дайте определение “абсолютной ссылки”.
  8. Что такое диаграмма? Назовите типы диаграмм.
  9. Назовите элементы окна MSEXCEL.
  10. Как в MSEXCEL выделить строку/столбец?

3. Выполнение заказов.

Ведущий: В вашу фирму поступил заказ.

Заказ для 1-ой команды:
Заказчик просит вас собрать для него самый дешевый компьютер без периферийных устройств, но с колонками.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!

Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)

  • Сумма заказа ____________
  • На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________
  • Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
  • Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
  • Нужен ли сканер?____________
  • Желаете ли выходить в Internet?_______________
  • Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________

Заказ для 2-ой команды:
Заказчик просит вас собрать для него самый лучший и дорогой компьютер без периферийных устройств, но с колонками. Монитор желает приобрести с диагональю 17 дюймов.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!

Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)

  • Сумма заказа ____________
  • На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________
  • Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
  • Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
  • Нужен ли сканер?____________
  • Желаете ли выходить в Internet?_______________
  • Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________

Заказ для 3-ей команды:
Заказчик просит вас собрать для него самый лучший но не дорогой компьютер с периферийными устройствами, с колонками. 
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!

Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)

  • Сумма заказа ____________
  • На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________
  • Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
  • Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
  • Нужен ли сканер?____________
  • Желаете ли выходить в Internet?_______________
  • Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________

Вы должны оформить в MSExcel счета и распечатать их в 2-х экземплярах – один заказчика, другой – для ведущего. На счете должны быть название вашей фирмы, логотип, адрес и телефон. Для выполнения работы в компьютерах уже есть реальные прайс-листы (взятые в компьютерных фирмах).

Заказчики желают взять кредит в банке на покупку компьютера. Представители банков должны рассчитать кредит на покупку компьютера. По окончании расчетов они должны сообщить, сколько заказчик будет платить каждый месяц, и сколько он переплатит в итоге (за год). Игроки – представители банка садятся за компьютеры, где открывают заранее заготовленный файл в электронных таблицах MSExcel.

Для первой команды:
Условия предоставления кредита для команды № 1____________.
Срок кредита –12 мес.
Процентная ставка 18 % годовых
Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно. Сколько он в итоге переплатит.

Для второй команды:
Условия предоставления кредита для команды № 2____________.
Срок кредита – 6 мес.
Процентная ставка 14 % годовых
Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно. Сколько он в итоге переплатит.

Для третьей команды:
Условия предоставления кредита для команды № 3____________.
Срок кредита – 24 мес.
Процентная ставка 12 % годовых
Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно. Сколько он в итоге переплатит.

Рассчитать кредит в электронной таблице MSEXCEL.

Процентная ставка % за один период Кол-во периодов (месяцев) Сумма кредита Сумма ежемесячных выплат Сумма идущая на погашение кредита
           

Бухгалтер в это время идет рассчитывать з/плату работникам фирмы, выполняют расчет с помощью табличного процессора MSEXCEL.

 Далее команды предлагают варианты конфигурации компьютера для заказчиков (используя реальные прайс-листы).
Переговоры представителей фирм– команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Заказчиками выступают приглашенные гости, которые задают вопросы по предоставленным счетам.

4. Подведение итогов игры.

Проводиться рефлексия со студентами – метод “Корзина идей”: на доске нарисована корзина, в нее мы закладываем все новое, что узнали на сегодняшнем занятии. Каждый из студентов высказывает свое мение.

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; оценивая общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.

5. Задание для внеаудиторной работы.

Подготовить доклад на тему: “Применение электронных таблиц для компьютерного математического моделирования”.

Приложение.