Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России находящейся на крутом историческом переломе.
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по - настоящему гармоничной личности.
Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- Расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- Изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и РС/Я и др.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее восприимчивый период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Основным средством для воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.
Патриотическое воспитание основывается на такие уровни воспитания:
- Я
- Моя семья
- Моя школа
- Мой край
- Мое Отечество
В этой проблеме работают все: учащиеся, родители и классный руководитель.
Осуществляются эти направления в следующих структурах:
- учебная деятельность
- внеурочная деятельность
- ДОО "Бригантина"
"Моя семья". Знакомство с семьей начинается с истории создания семьи, где каждая семья составила буклеты о своей семье. В "Год семьи" дети с родителями создавали герб и флаг своей семьи для воспитания чувства гордости и любви за семью. Эта работа продолжается на уроках окружающего мира, где дети познакомились с родословной своей семьи, семейными традициями, на уроках литературного чтения составляли рассказы о профессиях родителей. В классе проводятся семейные праздники день бабушек, день отцов, день мам, спортивные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", выходы на природу с родителями.
Особое место занимает работа по воспитанию уважения и любви старшему поколению. Это великий праздник Дня Победы. В течение нескольких лет мы вели подготовительную работу к встрече к 65- летию со Дня Победы. Работа началась с посещения музея Боевой и Трудовой Славы. Вели поисковую и исследовательскую работу с родителями о родственниках - участниках войны. В итоге написали сочинения, используя исторические и военные фотографии из семейного архива. Лучшие сочинения были напечатаны в газете "Эхо столицы". Была организована выставка семейных реликвий с помощью родителей. Были предоставлены старинные семейные книги для чтения, медали, ордена прадедушек и бабушек, документы из семейного архива. Наша работа воплотилась в выставку о Победе, где выставлены все творческие работы, рисунки, исследовательская работа наших учеников. Наша выставка получила высокую оценку за богатую и интересную, творческую работу. Одна из форм работы патриотического воспитания является шефская работа над ветераном войны и труда Романовой Матреной Петровной. Посещаем с ребятами ее по праздникам, готовим праздничные открытки и подарки.
"Моя школа". Любовь к своей школе начинается с урока - знакомства, дети узнают о школе и осознают, что они стали учениками. Наш класс каждый год участвует на спортивных соревнованиях "Эрэл" и занимает призовые места. Гордость за школу является участие нашего класса в окружном смотре песни и строя, где мы выступили среди 3 - 5 классов и заняли 2 почетное место, награждены почетной грамотой. Во главе этой многогранной деятельности патриотического воспитания стоит ДОО "Бригантина". Одна из форм работы ДОО "Бригантина" - акции "Письмо солдату", "Тепло наших сердец, посвящено ветерану", конкурс патриотической песни и др. Мы участвуем и успешно выступаем в проводимых конкурсах и акциях, об этом говорят наши грамоты.
"Мой край" и "Мое Отечество". Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Через совместную работу мы помогаем гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Знакомятся с историческими памятниками, совершая экскурсии по городу, в музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Проводимые классные часы знакомят с символикой страны, с традициями народов. Привлекаются учащиеся в проведении классных часов, этому позволяют информационные технологии, использование мультимедийных учебников, дисков, создание презентаций. Традиционные выходы на природу воспитывают у детей любовь к родному краю и людям, получают представления об образе жизни народов РС/Я, знакомятся с растительным и животным миром, с историей и современностью своего родного края.
Анализ накопленных материалов, позволяет нам обосновать эффективность патриотического воспитания младших школьников:
а) постоянная целенаправленная работа по организации и сплочению детского коллектива;
б) систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств воспитания - с целью формирования патриотических чувств;
в) вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;
г) совместная деятельность учителя и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников;
д) осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания.
Как показал анализ результатов работы, уровень патриотической воспитанности младших школьников растет каждый год.