Цель: дать полное представление о предложении как единице синтаксиса, одной из единиц языка.
Задачи:
- Представить учащимся лингвистическое понятие предложения.
- Сформировать представление о признаках предложения и научить отличать предложения от других языковых единиц, опираясь на полученные сведения.
- Сформировать у учащихся понимание предикативности предложения, познакомить их с категориями предикативности.
- Сформировать представление о порядке слов в предложении. Научить определять порядок слов в предложении.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы с вами начнём изучать предложение как единицу языка. Что-то о предложении вы уже можете сказать?
Основной урок
I часть
- Что такое предложение? (два и более слова, связанные между собой по смыслу и грамматически)
- Какие бывают предложения по составу? (простые и сложные)
- Какими бывают простые предложения по наличию второстепенных членов предложения? (распространёнными и нераспространёнными)
- А ещё? (осложнёнными и неосложнёнными)
- Какими бывают простые предложения по наличию главных членов предложения? (односоставными и двухсоставными)
- Молодцы! А сегодня мы узнаем качественно новое о предложении. И те сведения, которые вы должны будете уяснить, непростые. Надо внимание и стремление понять, то о чём мы будем говорить на уроке. (презентация)
II часть
- Откройте тетради, запишите число и вид работы.
- Откройте учебник на странице 102, там новые для вас теоретические сведения, объём которых достаточно велик и с ним вы будете работать дома. Я попыталась наглядно и, надеюсь, понятно представить этот материал в презентации.
Д.з. упр. 215. Дать развёрнутый письменный ответ на вопросы упражнения.