Пластилинографика как средство развития тонкой моторики у детей с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа "От рождения до школы", составленная в соответствии с ФГТ обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья и, что особенно важно, приобщает к миру общечеловеческих ценностей.

Содержание образовательной области "Художественное творчество" в программе "От рождения до школы" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным. Формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. Программа "От рождения до школы" предполагает максимальное использование всех видов детской деятельности для развития эстетического восприятия, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В процессе лепки развиваются способности, творчество, воображение, обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

Пластилинографика - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям. Занятие пластилинографикой комплексно воздействует на развитие ребёнка:

  • повышается сенсорная чувствительность, т.е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;
  • синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.

Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Она позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

Планируя работу кружка пластилинографики "Пластилиновая сказка" (приложение 1), мною в первую очередь преследовалась цель - всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.

В процессе деятельности решаются такие задачи:

  • Развитие тонкой моторики, что способствует развитию речи детей.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Формирование сенсорных эталонов формы, цвета и величины, развитие тактильной чувствительности рук.
  • Знакомство со свойствами пластилина.
  • Развитие навыков лепки простых форм.
  • Совершенствование эстетического вкуса, чувства прекрасного, умение видеть и любоваться красотой окружающего мира.
  • Воспитание аккуратности в работе.
  • Формирование умения доводить начатое дело до конца.

Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием воспитания и развития детей. Поэтому в соответствии с федеральными государственными требованиями деятельность детей пластилинопластикой организована с использованием игровых ситуаций и действий. В процессе деятельности для предупреждения детского утомления чередуется разнообразная активная деятельность (физминутки, подвижные игры), отдых, зрительные и пальчиковые гимнастики, так как это способствует развитию двигательной активности, развитию пространственных представлений. Во избежание нарушения осанки осуществляется строгий контроль за посадкой детей во время лепки.

В качестве примера приводится конспект кружковой деятельности по пластилинографике для детей 4-5 лет с ЗПР.

"Снеговик"

Цели:

  • Формировать умение отрывать небольшие кусочки пластилина от большого куска и заполнять ими замкнутое пространство (круги разного размера). Дополнять образ снеговика дополнительными деталями (глаза, нос, метла).
  • Развивать речь, эстетический вкус, цветовосприятие, координацию рук, мелкую моторику, формовосприятие, зрительное восприятие.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материалы:

  • Белый, оранжевый, черный пластилин, веточки для метелки, контурное изображение снеговика на синем картоне; кусочки ваты; бумажные снежинки; корзинки.

Предварительная работа:

  • Лепка снеговика на прогулке. Рассматривание его частей. Физминутка "Белоснежное серебро". Расположение геометрических фигур в порядке возрастания.

Ход совместной деятельности:

(дети с педагогом стоят возле окна)

Воспитатель:

- На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! На снежинки тихо дует ветерок и они красиво кружатся в воздухе.

- А вы хотите побыть ветерком и подуть на снежинку? (детям раздаются небольшие рыхлые кружочки ваты, показывается, как надо дуть. Ватку можно положить на ладошку, на стол, на какое-либо возвышение и сдувать легкие, нежные комочки, сначала глубоко вздохнув воздух, а потом выдохнув: "Фу-у, фу-у!")

- А что можно сделать из снега? (лепить снежки, снеговика)

- Снеговик будет лепиться, когда снег будет липкий, сырой.

Физминутка:

- Давайте мы слепим снеговика.

- Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка. (имитация лепки снежка)
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он. (показывают руками большой ком)
Ком второй чуть-чуть поменьше, (показывают руками ком поменьше)
- это голова,
Шляпа будет из ведра, (кладут обе ладони на макушку и покачивают головой)
Нос - морковка, (вытягивают перед носом пальцами морковку)
А глаза - два веселых огонька. (показывают пальцами глаза)
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей, -
Веселит он малышей. (слегка приседают, поворачиваясь влево вправо)

Воспитатель:

- Но снеговик из снега растает в теплом помещении, поэтому мы слепим снеговика из пластилина.

(детям раздаются контурное изображение снеговика на черном картоне, белый пластилин)

- Из каких фигур снеговик?(круги)

- Какой круг внизу? В середине? Наверху?

- Берем кусок белого пластилина, отрываем от него маленькие кусочки и накладываем их на круги, заполняя полностью контур кругов кусочками пластилина.

(дети с помощью педагога заполняют круги кусочками белого пластилина)

Воспитатель:

- Мы с вами катали комки, а они такие холодные, что наши руки замерзли, а давайте их согреем.

Пальчиковая гимнастика

- Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Этот пальчик - маленький (мизинец)
Этот пальчик - слабенький (безымянный)
Этот пальчик - длинненький (средний)
Этот пальчик - сильненький (указательный)
Этот пальчик - толстячок (большой)
Ну а вместе - кулачек.
А затем потрем ладошки,
Вот потрогайте меня!
Я горю как от огня.

Воспитатель:

- В следующий раз мы продолжим лепить снеговика.

(на втором занятии дети дополняют снеговика деталям: нос из оранжевого пластилина в виде морковки, глаза из черного пластилина, метла из веточек, а так же завершают композицию работы дополнительными деталями: сугробы )

(когда снеговик готов полностью, детям читается стихотворение)

Воспитатель:

- Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза - угольки, губы - сучки.
И рад, что не один я - со мной мои друзья.
Без них, поверьте, в жизни совсем нельзя.
- А теперь поиграем в игру.

(проводится подвижная игра "Кто больше?")

(Воспитатель устраивает "снегопад" - разбрасывает вверх целую кучу бумажных снежинок. Детям дают в руки корзинки. По сигналу игроки начинают собирать снежинки в корзинку. Выигрывает тот, у кого снежинок окажется больше.)

Приложение.

Список литературы

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей, ООО Издательство Скрипторий, 2003.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1997.
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: Ас-трель-АСТ-Ермак, 2004.
  5. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
  6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А Васильевой - Москва, Мозаика-синтез, 2010.
  7. Шевченко С.Г. "Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР".