Урок обучения грамоте. Буквы Щ, щ, Звук [щ]. Формирование навыков чтения. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: формирование у детей  представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;
Задачи:  способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха;
продолжить работу по классификации букв и звуков; воспитывать чувство товарищества, благородства, дисциплинированности;
Оборудование: карточки с буквами: щ, р, е, о, т, к, а;  картинки: щука, щегол, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint

Ход урока.

І. Организационный момент.

Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подровнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок.     2 слайд

ІІ. Актуализация знаний.
1.Работа  над  чистоговоркой.      3 слайд
Щука щекотала щёткою щегла
Щётка – щекотиха  щетиною была.
- Чтение про себя.
- Чтение вслух с чётким  проговариванием  1 звука.
- Чтение с выделением ударного слога.
- Чтение с выделением каждый раз нового слова.

 2. Словарная работа.
- Что значит щётка - щекотиха?
- Что такое  щетина? (щетина – жёсткая прямая шерсть у некоторых животных)
- Что общего у данных  слов?
Дайте характеристику  звуку  [ щ].  ( Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий)
Как вы думаете, над чем  сегодня  нам нужно поработать на уроке?

ІІІ. Этап усвоения новых знаний.
- Сегодня на уроке продолжаем работу со звуком  [ щ].   
- Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт. 
-Подумайте, а к  кому же она зайдёт? (а, е, и,  ё, у)

1. Чтение слогов и составление слов.     4 слайд

ЩУ                                ГОЛЬ

- Какие слова  вам не понятны? ( щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)

2. Составление рассыпавшегося слова.
А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его.
РЕЩТОКАТ ( трещотка)     5 слайд
- Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск.  2. Народный  музыкальный  ударный  инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек, 
3. Человек  - тот, кто громко, без умолку говорит)
Вывод: иногда буква щ дружит с буквой О.
- С какими гласными буквами не дружит буква щ ? Почему?  ( я, ю, ы)

ФИЗМИНУТКА

4. Работа над  рассказом  Л. Толстого  «Два товарища».     6 слайд

-  Знакомство с автором.
9 сентября  1828 году в знатной семье родился мальчик, которого назвали Львом. Кроме него там  же воспитывались ещё 3 брата и одна сестра.
 В доме всегда была доброжелательная обстановка, играла музыка, звучал детский смех. Образование и воспитание он получил в семье. Ему не было двух лет, когда умерла мать, а через три года умер и отец. Детей воспитывали тётушки.
В Тульской области, находится усадьба, в которой родился писатель. Называется она «Ясная поляна». В его семье было много детей, а затем и много внуков, которых он очень любил. С ними любил проводить много времени, рассказывая им сказки и читая свои поучительные рассказы.     8 слайд
  Делом всей его жизни стало – открытие школ для крестьянских детей. Толстой много путешествует по разным странам. В Германии, Франции, Швейцарии он знакомится с тем, как учатся дети. Читает много книг об образовании и воспитании. После этого он создаёт свою систему обучения грамоте и арифметике, истории, сам преподавал эти предметы. 

9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд

3. Словарная работа.      13 слайд
- Прочитайте слова с чётким проговариванием всех звуков. Эти слова встретятся в рассказе.
- Подберите к словам 1 столбика  похожие, слова - синонимы.

ТОВАРИЩ
ВЫСКОЧИЛ 
БРОСИЛСЯ 
СПРЯТАЛСЯ
ОСТАЛСЯ 
ПРИТВОРИЛСЯ

НÉЧЕГО
НÁЗЕМЬ
МЁРТВЫЙ
УШЁЛ
СМЕЁТСЯ

1) Работа над заголовком.
- Как вы думаете, о чём мы будем читать рассказ?

2) Чтение учителем?
Вопросы после чтения.
- Кто набросился на детей?
- Как они среагировали на опасность?

3) Чтение детьми про себя.
Вопросы после чтения.
- Как поступил медведь?
- В чём не прав мальчик, залезший на дерево? (Посмеялся над товарищем)
- Каких друзей хотели бы иметь вы?
- Какой вывод сделаете?
- Что пишет по этому поводу автор? Прочитайте.

4) Работа над пословицами о дружбе.     14 слайд
Сам погибай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

ІV. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Чем запомнится урок?

V. Рефлексия.
Просмотр отрывка из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный Король»     15 слайд
- Какие же  чудеса может творить настоящая дружба?
УРОК ЗАКОНЧЕН, МОЛОДЦЫ!     16 слайд

Презентация

Приложение

Литература:

  1. В. Г. Горецкий  и др. «Русская азбука». 1 класс М.: [ Просвещение]
  2. О. Е. Жиренко., Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 4-е изд., - М., ВАКО, 2009.- 368с.
  3. Праздник букваря.
  4. http:// filmiki.arjlover.net/- мультфильм.