Цели:
обучающие:
- выбрать действие поиска значения целого при наличии двух и более частей, заданных рисунком или схемой;
- соотнести предметную ситуацию и чертёж отношения целого и части;
развивающие:
- развивать умение находить разность чисел, выполнять сложение и вычитание с помощью числовой прямой;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- продолжить работу над формированием действия самооценки и контроля;
воспитывающие:
- воспитывать устойчивый познавательный интерес;
- формировать у детей положительную Я-концепцию личности учащихся;
- воспитание трудолюбия, бережливости, культуры поведения.
Форма организации: урок.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Методы:
- поисковый;
- игровой;
- наблюдение;
- практическая работа.
Оборудование:
- презентация;
- мультимедийный проектор;
- числовая прямая на доске;
- образцы записи примеров;
- шкалы оценивания.
Ход урока
І. Организационный этап. Приветствие
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Ждут вас книжки и тетрадки.
Вы готовы?
Дети: Всё в порядке.
ІІ. Создание учебной ситуации
– Сегодня у нас на уроке наш давний знакомый капитан Румпель, который живёт далеко на необитаемом острове. (слайд 2 «Капитан Румпель»)
– Он давно следит за нашей работой и хочет узнать, чему мы научились на предыдущих уроках математики? (складывать и вычитать с помощью числовой прямой)
– А что нового узнали вчера на уроке? (целое состоит из частей)
– Посмотрите, на доске задание от капитана Румпеля. (слайд 3 «Целое и части»)
– Назовите величины, которые являются целым.
– Назовите величины, которые являются частью.
– Из каких частей состоит целое Е?
– Внесите это в графическую модель.
– Из каких частей состоит целое Л?
– Внесите это в графическую модель.
– Из каких частей состоит целое О?
– Внесите это в графическую модель.
– Легко или трудно было выполнить это задание?
– В чём были трудности?
– А теперь возьмём задание чуть посложнее. Здесь не просто геометрические фигуры, а геометрические тела. (слайд 4 «Целое и части»)
– Назовите величины, которые являются целым.
– Назовите величины, которые являются частью.
– Из каких частей состоит целое Е ?
– Внесите это в графическую модель.
– Из каких частей состоит целое Л ?
– Внесите это в графическую модель.
– Из каких частей состоит целое О ?
– Внесите это в графическую модель.
– Легко или трудно было выполнить это задание?
– В чём были трудности?
ІІІ. Этап постановки учебной задачи
– В гостях у капитана Румпеля осенью побывали ребята и привезли ему в подарок яблоки. (слайд 5 «Корзина с яблоками и ведро с яблоками»)
А поскольку он яблоки не ест, то решил сварить из них варенье и угощать им всех, кто придёт к нему в гости. Но вот проблема! Капитан знает, что сахара надо столько, сколько у него фруктов. Но вот сколько?
В корзине у него 5кг яблок, а в ведре 7кг. Сколько же сахара ему понадобится? Как узнать?
Я предлагала поставить яблоки на весы и взвесить их. Но у него на острове нет весов. Что же делать? Может быть вы предложите какой-то вариант? С помощью чего можно узнать количество сахара? (слайд 6 «Числовая прямая»)
– Как это сделать?
– От какого числа шагать и куда?
– Почему надо вправо? Я ведь не говорю, что неизвестное число самое большое. (5 кг и 7 кг – части, а неизвестное число – целое)
Физ.минутка под музыку «Чунга-Чанга»
– Вместе с нами работали ребята в учебнике с. 92, №1 (слайд 7)
– Кто из ребят выполнил задание верно?
– Как выполнил Коля? (от 7 шагал вперёд 5 шагов)
– Как это записать? Составьте числовое выражение. (7 + 5 = 12)
– Запишем в тетради это выражение.
– Как выполнила Ира? (от 5 шагает вперёд 7 шагов)
– Как это записать? Составьте числовое выражение. (5 + 7 = 12)
– Запишем в тетрадь это выражение.
– Для того, чтобы найти целое, что мы должны были сделать? (сложить части)
– Действие увеличения на числовой прямой называется сложением.
ІV. Этап усвоения новых знаний
– Капитан Румпель от дома до моря может идти двумя путями. Он просит вас узнать, какой путь короче? с. 92, №2 (слайд 8)
– Из скольких частей состоит первый путь? (из двух)
– Измерьте, чему равна первая часть. (3 см)
– Чему равна вторая часть? (4 см)
– Чем являются 3 см и 4 см? (части)
– Что надо найти? (целое)
– Что надо сделать, чтобы найти целое? (сложить части)
– Составьте числовое выражение. (3 + 4= 7)
– Запишите его в тетради.
– Из скольких частей состоит второй путь? (из трёх)
– Измерьте, чему равна первая часть? (5 см)
– Чему равна вторая часть? (1 см)
– Чему равна третья часть? (2 см)
– Чем являются эти величины? (части)
– Что надо найти? (целое)
– Что для этого надо сделать? (сложить части)
– Составьте числовое выражение. (5 + 1 + 2= 8)
– Запишите его в тетради.
– Какой же путь для капитана удобнее? Почему?
Физ. минутка
V. Этап закрепления новых знаний
Работа в парах.
(слайд 9)
– Домик капитана состоит из двух комнат. В комнатах у него всегда порядок, всё на своих местах. Для чего надо наводить и соблюдать порядок на своём рабочем месте и у себя дома?
– Посмотрите, у него и вокруг дома мусора нет. Почему?
– А может быть он просто не сорит?
– Русская поговорка гласит: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». И нам с вами необходимо помнить об этом всегда.
Площадь этих комнат изображена на рисунке в учебнике. с. 93 , №3. (слайд 10)
– Капитан просит вас узнать, какова общая площадь его домика. Для удобства и быстроты будем работать в парах. Один ученик измеряет площадь голубой комнаты Г меркой Т, другой площадь серой комнаты С меркой Т.
Практическая работа.
– Чему равна величина Г? (Г = 4Т)
– Запишем результат измерения.
– Чему равна величина С? (С = 5Т)
– Запишем результат измерения.
– Что надо сделать, чтобы найти площадь всего домика? (А = Г + С или 4 + 5 = 9)
– Запишем решение в тетрадь.
– Что мы нашли, часть или целое? Почему?
VІ. Итоговая рефлексия
– Что нового узнали на уроке? (как найти целое)
– Что понравилось?
– Что было интересным?
– С какими трудностями столкнулись?
– Оцените свою работу на уроке:
- Кто работал так? (слайд 11)
- Кто работал вот так? (слайд 12)
- А кто работал вот так? (слайд 13)
– Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо! (слайд 14)