Подготовка.
- Подбор материала.
- Грамматические игры, стихи, сценки.
- Оформление.
а. Пословицы о грамоте
б. Короны «Звук», «Буква», «Слово», «Предложение», «Текст», «Знаки».
в. Знаки – карточки.
г. Зачётные книжки.
д. «Грамматическая газета» за неделю до урока.
4. Работа с консультантами (уч-ся 7кл.).
План урока.
I. Организационный момент.
1. 6 столов – 6 станций, определенные знаки – карточки, 1 консультант за столом, пакеты с заданиями.
2. Дети делятся на группы по 3 человека, у каждого ученика зачетная книжка.
3. Учитель объясняет правила работы: Каждая группа посещает каждую станцию «Звук», «Буква», «Слово», «Предложение», «Текст», «Знаки».
Консультант оценивает работу каждого ученика в зачетной книжке.
II. Ученица.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым – бело!»
И увидишь зимнее село.
Ну, а если скажешь ты «красиво» -
Перед тобою вся Россия!
Учитель:
Сегодня мы отправляемся путешествовать по стране Грамматике. Путешествуя от одной станции к другой вы покажете ваши знания русского языка.
Наши консультанты дают на каждой станции задания и в зачетной книге записывают отметки (баллы). В конце путешествия вы получаете Дипломы знатока русского языка.
Для того, чтобы получить Дипломы необходимо набрать 30 баллов.
И так в путь!
Желаем вам успеха!
(Передвижение от станции к станции свободное).
Работа на станциях - 3-5 минут.
По сигналу учителя работа заканчивается. Между переходами от станции к станции стихи, игры, сценки.
Станция «Звуки».
Ученик:
Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами:
а, у, ы, и, о, э,
за певучесть и голосистость прозвали их ...?
Им подпевали:
я, ё, ю, е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они дружили с гласными, во всем соглашались с ними.
И назывались они …?
Знать звуки очень важно для грамотного письма.
Задания.
- Нужно сосчитать сколько звуков (О) и сколько букв (О) в предложении:
«Звонят во все колокола». - Придумай три слова, в которых звук(О) в начале и в конце слов.
«Отдых – кольцО». - Когда данный результат сложения можно считать правильным?
«Сто сорок плюс сто сорок будет двести сорок».
Запиши предложение и ответь на вопрос.
Станция «Буковка».
Ученица:
«Буковка» приглашает вас посетить свою станцию. Чтобы оказаться во владении «Буковки» надо пройти в ворота и открыть замок.
Он сложный. Чтобы открыть его надо узнать волшебное слово-ключ, которое зашифровано на этом старинном свитке.
1-я буква – нужного слова стоит после буквы «г»
2-я – перед «п»
3-я – вторая в алфавите
4-я – между «п» и «с»
5-я – после «н»
6-я – между «о» и «р»
7-я – впереди буквы «п»
8-я – после «ё»
9-я – первая в алфавите
10-я – между «к» и «м»
11-я – после «н»
12-я – третья в алфавите
13-я – перед «б»
14-я – между «с» и «у»
15-я – перед «э»
«Буковка» вам говорит … «Добро пожаловать»
Ворота открыты.
Задания:
- Буратино нёс вам в подарок фрукты, но споткнулся, упал и фрукты рассыпались. Помогите ему их собрать.
Я С Б Р У К И Ш Ы В И Г Л И Л О - Придумайте из букв, в ходящих в слово:
З Д О Р О В Ь Е
как можно больше новых слов. - Буквы поменялись местами.
Расшифруй и запиши слова.
ЛЕЗОК АЗОК КУТА
СУГЬ ОВАРКО ДАШОЛЬ
Станция «Слово»
Сценка:
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк.
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«К р и ч а т ь» - кричу,
«В е р т е т ь» - верчу,
«Д в и г а т ь» - двигаю,
«П р ы г а т ь» - прыгаю,
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…
Открываю: наш сосед…
(он живет под нами…)
Не причесан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это, что – землетрясенье?
Или может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый, сосед!
Никого в квартире нет
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
Задание коллективное.
«Слова – змейки»
Все ученики цепочкой записывают слова (существительные), начиная с последней буквы предыдущего слова.
Время – 2 минуты.
Оценка – 1 слово – 1 балл.
Станция «Предложение»
Ученик:
У Софьи Прокофьевой есть повесть-сказка «Глазастик и ключ-невидимка», в которой рассказывается об удивительному путешествии Алёши. Девочки Кати и кота Васьки. Сказка страшная. Алёша был заключен в мрачное подземелье, а его джин вынужден был служить злому королю. Но, как бывает в сказках, неожиданно пришла помощь от мышей, обитавших во дворце. Королева мышей влюбилась в кота Ваську и отправила своих подданных, чтобы они нашли Алёшу и узнали у него, как быть дальше. Мыши быстро справились с этой задачей. Они нашли Алёшу и запомнили слова, которые он им сказал. Но каждая запомнила и принесла только по одному слову, пропищав их вот в таком порядке.
На доске:
Надо!
Прибраться!
В!
Термос!
Спальню!
И!
Украсть!
Короля!
Вам понятен приказ Алеши?
Попробуйте сами восстановить Алёшин приказ.
Задания.
- Сложи правильно кубики в три ряда и прочитай известную каждому школьную поговорку:
ОР ПО МА
ВТ ЕН УЧЕ
ТЬ НИЯ ИЕ - Из слов составьте две стихотворные строчки.
(2 предложения). - Помогите вернуть на своё место каждую строчку, обозначить её порядковый номер.
Дуб дождя и ветра
Страшно простудится
Значит дуб выносливый
Вовсе не боится
Ведь до поздней осени
Кто сказал, что дубу
Он стоит зелёный
Значит, закалённый
Станция «знаки»
Сценка:
Точка загораживает путь
Предлагает отдохнуть.
Вопросительный знак вечно думает над смыслом, изогнулся коромыслом.
Восклицательный знак бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!
Запятая выйдет на дорожку – всем подставит ножку!
Автор: у последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
Восклицательный знак: Ура! Доло1! Караул! Разбой!
Автор: Притащился кривой восклицательный знак, задает он всем вопросы.
Вопросительный знак: Кто? Кого? Откуда? Где?
Автор: Тут сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие: Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать, ставят многоточие.
Автор: Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак: То есть как?
Автор: Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак: Вот так!
Автор: И сказала точка, точка одиночка.
Точка: Мной кончается рассказ, значит я важнее вас!
Автор: Но права ли, точка-одиночка?
Что вы скажите в ответ?
Всех важнее точка?
Дети: Н Е Т.
Автор: Знаки всякие нужны.
Знаки разные важны!
Задания.
Поставь в предложениях знаки препинания.
- Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
- Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет на дно потом выскакивает на берег.
- Ручей струится журчит падает с камня на камень пропадает в траве появляется снова.
Станция «Текст» (коллективное задание).
Составить «Старую сказку на новый лад».
Опорные слова:
Девочка
Лес
Цветы
Волк
Бабушка
Вертолёт
III. Подведение итогов.
Вручение Дипломов знатока русского языка.