Урок-конкурс по русскому языку. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Подготовка.

  1. Подбор материала.
  2. Грамматические игры, стихи, сценки.
  3. Оформление.

а. Пословицы о грамоте

б. Короны «Звук», «Буква», «Слово», «Предложение», «Текст», «Знаки».

в. Знаки – карточки.

г. Зачётные книжки.

д. «Грамматическая газета» за неделю до урока.

4. Работа с консультантами (уч-ся 7кл.).

План урока.

 I.   Организационный момент.

1. 6 столов – 6 станций, определенные знаки – карточки, 1 консультант за    столом, пакеты с заданиями.

2. Дети делятся на группы по 3 человека, у каждого ученика зачетная книжка.

3. Учитель объясняет правила работы:  Каждая группа посещает каждую станцию «Звук», «Буква», «Слово», «Предложение», «Текст», «Знаки».

Консультант оценивает работу каждого ученика в зачетной книжке.

 II.  Ученица.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым – бело!»

И увидишь зимнее село.

Ну, а если скажешь ты «красиво» -

Перед тобою вся Россия!

Учитель:

Сегодня мы отправляемся путешествовать по стране Грамматике. Путешествуя от одной станции к другой вы покажете ваши знания русского языка.

Наши консультанты дают на каждой станции задания и в зачетной книге записывают отметки (баллы). В конце путешествия вы получаете Дипломы знатока русского языка.

Для того, чтобы получить Дипломы необходимо набрать 30 баллов.

И так в путь!

Желаем вам успеха!

(Передвижение от станции к станции свободное).

Работа на станциях  - 3-5 минут.

По сигналу учителя работа заканчивается. Между переходами от станции к станции стихи, игры, сценки.

Станция «Звуки».

Ученик:

Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами:

а,  у,  ы,  и,  о,  э,

за певучесть и голосистость прозвали их ...?

Им подпевали:

я,  ё,  ю,  е.

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они дружили с гласными, во всем соглашались с ними.

И назывались они …?

Знать звуки очень важно для грамотного письма.

Задания.

  1. Нужно сосчитать сколько звуков (О) и сколько букв (О) в предложении:
    «Звонят во все колокола».
  2. Придумай три слова, в которых звук(О) в начале и в конце слов.
    «Отдых – кольцО».
  3. Когда данный результат сложения можно считать правильным?
    «Сто сорок плюс сто сорок будет двести сорок».

Запиши предложение и ответь на вопрос.

Станция «Буковка».

Ученица:

«Буковка» приглашает вас посетить свою станцию. Чтобы оказаться во владении «Буковки» надо пройти в ворота и открыть замок.

Он сложный. Чтобы открыть его надо узнать волшебное слово-ключ, которое зашифровано на этом старинном свитке.

1-я буква – нужного слова стоит после буквы «г»

2-я           – перед «п»

3-я            – вторая в алфавите

4-я            – между «п» и «с»

5-я            – после «н»

6-я            – между «о» и «р»

7-я            –  впереди буквы «п»

8-я            – после «ё»

9-я            – первая в алфавите

10-я          – между «к» и «м»

11-я          – после «н»

12-я          – третья в алфавите

13-я          – перед «б»

14-я          – между  «с» и «у»

15-я          – перед «э»

«Буковка» вам говорит … «Добро пожаловать»

Ворота открыты.

Задания:

  1. Буратино нёс вам в подарок фрукты, но споткнулся, упал и фрукты рассыпались. Помогите ему их собрать.
    Я  С  Б  Р  У  К  И  Ш  Ы  В  И  Г  Л  И Л  О
  2. Придумайте из букв, в ходящих в слово:
    З  Д  О  Р  О  В  Ь  Е
    как можно больше новых слов.
  3. Буквы поменялись местами.

Расшифруй и запиши слова.

ЛЕЗОК                      АЗОК                  КУТА

СУГЬ                        ОВАРКО            ДАШОЛЬ

Станция «Слово»

Сценка:

Я пришёл из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить пустяк.

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«К р и ч а т ь»            -  кричу,

«В е р т е т ь»             -  верчу,

«Д в и г а т ь»           -  двигаю,

«П р ы г а т ь»            -  прыгаю,

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед…

(он живет под нами…)

Не причесан, не одет –

В тапках и в пижаме.

Он кричит:

- Прошу прощенья!

  Это, что – землетрясенье?

  Или может быть, слоны

  Надо мной поселены?!

- Уважаемый, сосед!

  Никого в квартире нет

  Я пришёл из школы

  И учу глаголы…

Задание коллективное.

«Слова – змейки»

Все ученики цепочкой записывают слова (существительные), начиная с последней буквы предыдущего слова.

Время – 2 минуты.

 Оценка – 1 слово – 1 балл.

Станция «Предложение»

Ученик:

У Софьи Прокофьевой есть повесть-сказка «Глазастик и ключ-невидимка», в которой рассказывается об удивительному путешествии Алёши. Девочки Кати и кота Васьки. Сказка страшная. Алёша был заключен в мрачное подземелье, а его джин вынужден был служить злому королю. Но, как бывает в сказках, неожиданно пришла помощь от мышей, обитавших во дворце. Королева мышей влюбилась в кота Ваську и отправила своих подданных, чтобы они нашли Алёшу и узнали у него, как быть дальше. Мыши быстро справились с этой задачей. Они нашли Алёшу и запомнили слова, которые он им сказал. Но каждая запомнила и принесла только по одному слову, пропищав их вот в таком порядке.

На доске:

Надо!

Прибраться!

В!

Термос!

Спальню!

И!

Украсть!

Короля!

Вам понятен приказ Алеши?

Попробуйте сами восстановить Алёшин приказ.

Задания.

  1. Сложи правильно кубики в три ряда и прочитай известную каждому школьную поговорку:
    ОР           ПО            МА
    ВТ           ЕН            УЧЕ
    ТЬ           НИЯ         ИЕ
  2.  Из слов составьте две стихотворные строчки.
    (2 предложения).
  3. Помогите вернуть на своё место каждую строчку, обозначить её порядковый номер.
    Дуб дождя и ветра
    Страшно простудится
    Значит дуб выносливый
    Вовсе не боится
    Ведь до поздней осени
    Кто сказал, что дубу
    Он стоит зелёный
    Значит, закалённый

Станция «знаки»

Сценка:

Точка загораживает путь

 Предлагает отдохнуть.

Вопросительный знак вечно думает над смыслом, изогнулся коромыслом.

Восклицательный знак бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!

Запятая выйдет на дорожку – всем подставит ножку!

Автор: у последней точки на последней строчке собралась компания знаков   препинания.

Прибежал чудак восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит.

Восклицательный знак: Ура! Доло1! Караул! Разбой!

Автор: Притащился кривой восклицательный знак, задает он всем вопросы.

Вопросительный знак: Кто? Кого? Откуда? Где?

Автор: Тут сказало многоточие, еле глазками ворочая.

Многоточие: Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.

 Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Автор: Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак: То есть как?

Автор: Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак: Вот так!

Автор: И сказала точка, точка одиночка.

Точка: Мной кончается рассказ, значит я важнее вас!

Автор: Но права ли, точка-одиночка?

Что вы скажите в ответ?

Всех важнее точка?

Дети: Н Е Т.

Автор: Знаки всякие нужны.

Знаки разные важны!

Задания.  

Поставь в предложениях знаки препинания.

  1. Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
  2. Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет на дно потом выскакивает на берег.
  3. Ручей струится журчит падает с камня на камень пропадает в траве появляется снова.

Станция «Текст»  (коллективное задание).

Составить «Старую сказку на новый лад».

Опорные слова:

Девочка

Лес

Цветы

Волк

Бабушка

Вертолёт

 III.   Подведение итогов.

Вручение Дипломов знатока русского языка.

Приложения