Урок окружающего мира «Родной край – часть большой страны» в 4-м классе УМК «Школа России» является итогом, одним из продуктов, полученных в ходе работе над проектом.
Проблема возникла на уроках окружающего мира. При изучении раздела, который позже дал название нашему проекту, мы ощутили недостаток информации о родном крае. Путём обсуждения решили познакомиться со своей малой родиной более подробно. Так возникла необходимость работы над проектом «Родной край – часть большой страны».
Основные цели и задачи проекта:
- познакомиться с научно-популярной литературой о родном крае и научиться использовать её в собственной исследовательской деятельности.
- расширить представление о крае, приобщиться к активной краеведческой работе.
- расширить свой кругозор
- развивать умение кратко излагать свои мысли устно и письменно.
- научиться обрабатывать и обобщать полученную в ходе исследования информацию. заинтересовать учащихся в более глубоком изучении предметов школьного курса;
- способствовать формированию, развитию интеллектуальных, творческих возможностей и способностей детей, речевой культуры;
- развивать коммуникативные умения;
- воспитывать навыки культурного общения, взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – родитель»;
Цели и задачи урока:
- Обобщить и систематизировать представления учащихся о родном крае;
- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить c административной картой России, Орловской области;
- воспитывать любовь к своему краю.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Фонограмма песни «Край мой Орловский»
Ученик:
Пойдём в мой край,
В поля, леса Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на «ты»
С любым ручьём и рощею,
Тут для меня начало всех начал.
Дмитрий Блынский
– Я приглашаю вас в путешествие по родному краю.
– Что вы ждёте от урока?
Соберите пословицу:
– Это пословица будет девизом (главной мыслью) нашего урока.
III. Проверка домашнего задания
Об этом вы дома писали сочинение. Сейчас мы послушаем некоторые из них.
- Сочинения «Люблю тебя, орловский край!»
- Блиц-опрос «Это должен знать каждый!»
(показывать на карте)
- Назовите административный центр Орловской области. (Орёл)
- Назовите крупные города области (Ливны, Мценск, Болхов)
- Какую площадь имеет Орловская область (24,7 тысяч кв. км)
- Численность населения области. (около 900 тысяч человек, перепись населения 2010 года даст более точные данные)
- С какими областями граничит? (север – Тульская, Калужская, запад – Брянская, восток – Липецкая, юг – Курская)
- В состав какого округа входит Орловская область? (Центральный Федеральный округ)
- Где расположена Орловская область? (в центральной части Среднерусской возвышенности, на границе степи и лесостепи)
- Климат (умеренно-континентальный)
Молодцы!
– Хотите узнать больше?
– Учебник не дал нам нужную информацию. Нашими источниками информации были: Интернет, книги, энциклопедии, атласы)
IV. Работа по теме урока
План работы:
- Поверхность нашего края. Растительный и животный мир.
- Водоёмы нашего края. Жизнь пресного водоёма.
- Что даёт наш край стране?
- Охрана окружающей среды в Орловской области.
– Начнём мы с истории, истории образования Орловской области. (Приложение 1)
– Группы работали, сейчас представят отчёт о проделанной работе.
1 группа.
Сообщение учеников. (Приложение 1)
Задание: На какие две группы можно разделить следующие слова? (ответ: растения леса, растения луга)
Дуб, одуванчик, сосна, василёк, пырей ползучий, берёза, ель, шалфей, чабрец, липа, осина, люцерна, герань луговая, ясень.
дуб | одуванчик |
сосна | василёк |
берёза | пырей ползучий |
ель | шалфей |
липа | чабрец |
осина | люцерна |
ясень | герань луговая |
– Если посмотреть на первый столбик, какие леса в Орловской области? (лиственные, хвойные, смешанные)
Разгадаем кроссворд
-
Он – самое чистоплотное животное в лесу (барсук).
-
Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед (медведь) -
Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий …. (дрозд) -
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка) -
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (грач) -
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды
– С первым снегом
Тут как тут (снегирь) -
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот) -
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (скворец) -
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится цветком. (пчела) -
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? … (ворона) -
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
Кур крадет. (лиса) -
Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. (ястреб) -
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это – (волк) -
Черный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (дятел) -
Весь день на воде,
А водой не насытится. (утка)
– Берегите природу! Об этом просят вас животные и птицы, обитающие в Орловской области.
Задание. Фронтальная работа.
– Найдите ошибку в цепи питания.
- Комар – лягушка – утка (цапля)
- Ель – белка – дятел (жук – короед)
- Гусеница – полёвка – сова (зёрна растений)
– О каких природных сообществах идёт речь? (водоём, лес, луг)
– Почему лес, луг, водоём называют природными сообществами? (Их обитатели живут сообща, связаны невидимыми нитями)
– Как должен вести человек? (Человек не должен вмешиваться в жизнь природных сообществ, чтобы не нарушать природного равновесия)
2 группа
Сообщение учеников. (Приложение 1)
Игра «Кто больше назовёт рек Орловской области?»
Работа в тетради с.66, №5.
«Узнай жителей водоёма по фрагментам»
V. Физминутка
По краю родному мы дружно идём,
То спуск под ногами, то резкий подъём.
И знаний, и силы нам хватит на всех,
Рассмотрим, изучим мы местный рельеф.
VI. Работа по теме урока
3 группа Что даёт стране наш край?
Сообщение учеников по плану: (Приложение 1)
- Полезные ископаемые.
- Экономика.
- Агропромышленный комплекс.
- Животноводство.
Работа по атласу Орловской области.
4 группа «Охрана окружающей среды»
Сообщение учеников. (Приложение 1)
– Всё, о чём мы сейчас слышали зависит от взрослых людей.
– А что можете сделать вы, дети?
– Сформулируйте коротко, как нужно вести себя.
Мы сейчас для вас сформулируем устав поведения на природе в стихах.
-
Чтобы быть Земле полезным
Надо знать Устав железно:
Вовремя туши костер
Ведь огонь как лис хитер. -
С корнем куст не выдирай,
Мусор сразу убирай,
Муравейники не трогай
А иди своей дорогой -
Гнезда птиц не разоряй,
Водоем не засоряй -
Много трав еще целебных
Для здоровья нам полезных.
Лес – ведь наше достоянье
И зверушек состоянье! -
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.
Я поглазел на муравьёв:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал и никого не напугал. -
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы. -
Не руби берёзы белой,
Не губи глуши лесной!
Не губи и зла не делай!
А особенно весной! -
Родной свой край не засоряй,
А береги родной свой край!
– Помните, что начинать нужно с себя, со своего класса, с территории своей школы, со своего города.
VII. Самостоятельная работа.
Тест «Я знаю свой край!» (Приложение 2)
- Задание А – на «3»
- Задание А и В – на «4»
- Задание А, В и С – на «5»
Оцените по шкале, насколько интересно было на уроке.