Цель: Формировать понимание художественного образа как целого художественного впечатления.
Задачи:
- Формировать понятия "карикатура", "небылица", "фантазия"; учить навыку выразительного чтения; формировать умение видеть позицию автора произведения.
- Развивать исследовательские навыки мышления : анализ, обобщение, сравнение, развивать правильную речь.
- Воспитывать у обучающихся чувство юмора как эстетическое чувство.
Тип урока: урок изложения нового материала
Методы обучения и средства обучения: методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности (рассказ ,беседа,) ; методы закрепления изучаемого материала (работа с учебником , сообщения детей); методы стимулирования познавательной деятельности (проблемная ситуация, применение ИКТ, работа в парах и группах).
Оборудование:
- учебник "Литературное чтение" авт.В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова;
- карточки с терминами "фантазия", "небылица", "карикатура", запись песни В.Шаинского "Небылицы", презентация к уроку.
Ход урока
Оргмомент
У: Представьте, что сегодня на уроке вы сможете примерить три шляпы настоящих исследователей литературы: синюю - если вы получали и делились информацией, зелёную - если искали секреты литературы, красную - если выражали свои чувства
Рисунок 1. Шляпы
Дети имитируют надевание и снятие шляпы
II. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.
У: Вспомните, какую тему мы читаем на уроках литературы?
Д: Читаем тему "Погоня за секретами литературы"
У: Сегодня вам также предстоит узнать секреты литературы. Для начала прочитайте стихи на доске:
Включите выдумку, воображение
Чтобы понять произведение.
У: Какие качества нам помогут сделать открытия на уроке?
Д: Воображение, фантазия.
У: Подберите синонимы к слову фантазия. (Термин на карточке вывешивается на доске)
Д: Дополняют: измышление, вымысел.
III. Работа по теме урока
1)Стихотворение Ю.Мориц "Сто фантазий"
У: Узнайте в загадке героя первого произведения:
Он в воде лежит как кочка,
Из воды выходит - бочка,
В жарких странах он живёт -
Очень толстый :(бегемот)
У: Какое сравнение помогло вам представить образ бегемота?
Д: Сравнение "лежит как кочка", "выходит - бочка".
У: Откройте учебник "Литературное чтение". Мы познакомимся со стихам Юнны Мориц "Сто фантазий".
Задание: Определите, какое настроение возникает при чтении стихотворения?
(Чтение стихотворения учителем)
У: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Д: Весёлое, радостное настроение.
У: Почему создалось такое настроение?
Д: Стихи смешные.
У: Почему не может такое событие , история произойти в действительности?
Д: Не может случиться такое на самом деле.
У: Какими средствами пользуется поэт, чтобы создать смешной образ героя?
Д.: Поэт придумал смешную ситуацию, выдумку.
У: Как называется одним словом "выдумка", "вымысел"
Д: Небылица, небывальщина (Появляется термин небылица на доске)
У: Расскажите, что вы знаете о настоящих бегемоте и кашалоте.
Д:(Рассказы и сообщения о животных)
У: Предлагает посмотреть на экране снимки животных. <Приложение 1>
У: В каких текстах вы прочитали сведения о животных ?
Д: Научных, научно-популярных текстах.
2) Физминутка (Танцевальные движения под музыку песни "Небылицы")
Небылицы, небылицы,
Переходят все границы.
Ну и что же, ну и что же?
Быль и небыль так похо жи.
Продолжение работы со стихотворением "Сто фантазий".
У: Какова позиция автора в стихотворении? (Учитель показывает на доске рисунки-схемы)
автор-герой автор-рассказчик
Рисунок 2 Позиции автора
У: Почему автор - герой произведения?
Д: Повествуется от первого лица. Автор говорит "Я".
У: Перечитайте те строчки стихотворения, в которых автор говорит сам с собой.
У: Как называется такой разговор? Это может подтвердить то, что автор-герой?
Д: Называется Монолог. Автор- герой стихотворения.
3) Работа в парах
У: Почему данное стихотворение можно прочитать по ролям?
Д: Есть диалог героев.
У: - Предлагаю объединиться в пары. Почему вы должны уметь работать в паре?
Д: Чтобы уметь договариваться. Чтобы вместе работать.
Задание: Прочитайте выразительно по ролям диалог. Вслух прочитают те, кто сможет договориться.
У: - Оцените чтение ребят.
4) Самостоятельная работа в группах
У: Найдите рифмы в стихотворении. Какие рифмы использует поэт?
Д: Рифмы встретились парные и перекрёстные.
У: Вспомните, что предлагает сделать поэт в первой строфе?
Д: Он зовёт пофантазировать с ним вместе.
У: - Сейчас вы пофантазируете в группах.
Задание: Используйте заданную для вас рифму и сочините продолжение стихотворения.
Группам раздаются карточки с заданиями, в которых переставлены строчки четверостиший
Я расту, а кашалот (перекрёстная рифма)
Хорошо нам с кашалотом
Так проходит год за годом
В банке у меня растёт.
Вместе с этим бегемотом (перекрёстная рифма)
Нам с тобой победный гол
Поиграем мы в футбол
Кашалот забьёт в ворота
Проверяются результаты работы. Каждая группа читает составленну строфу.
У: Какую шляпу вы примерили во время работы в группах? Почему?
5) Анализ стихотворения Тима Собакина "Две коровы и коровка"
Задание: Прочитайте стихотворение. О ком говорится в стихах?
Д: В стихах говорится о разных коровах.
У: Расскажите, что вы знаете о луговой корове, о морской корове, о божьей коровке?
Рассказы, сообщения детей о животных. Учитель сопровождает показом фотоснимков животных. <Приложение 2>
У: Почему автор этого стихотворения не герой ,а рассказчик?
Д: Нет повествования от первого лица. Он рассказывает о других.
У: Какие чувства выражает поэт в словах "Коровы- они будь здоровы!" ?
Д: Выражает чувство удивления.
У: Какими ещё словами можно выразить удивление?
Д: Ого-го какой! Ничего себе! и др.
У: Рассмотрите рисунки художника-иллюстратора. Какое чувство выражает художник?
Д: Чувство юмора. Смешной рисунок.
У: Смешное ,юмористическое изображение называется карикатура, а художники, изображающие весёлое, смешное - карикатуристы.
Карточка с термином "карикатура" вывешивается на доску.
IV. Подведение итога урока
У: Какие секреты литературы вы открыли сегодня на уроке?
Д: Узнали, что автор может быть героем и рассказчиком. Познакомились с юмористическими рисунками " карикатурой.". Узнали ,что автор и художник обладают чувством юмора.
У: Почему читателю тоже необходимо чувство юмора?
Д: Чтобы понимать других, быть весёлым, быть добрым. Не обижаться на шутки.
V. Рефлексия
У: Подумайте, какую из трёх шляп вам удалось примерять на уроке чаще? Почему?
Какую из шляп примеряли с большим удовольствием? Почему?