Урок математики в 1-м классе по теме "Ломаная линия"

Разделы: Начальная школа


Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с понятиями: ломаная линия, звенья ломаной линии.

Задачи урока:

Познавательные УДД:

- сформировать представление учащихся о ломаной линии, звеньях и вершинах ломаной линии;

- продолжить работу по развитию умения учащихся различать отрезки, кривые и прямые линии;

- научить строить ломаную линию;

- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития математической речи;

личностные УДД:

- развивать у учащихся осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;

коммуникативные УДД:

- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке совершенствовать навык общения со сверстниками.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, тетрадь по математике автор: Истомина Н.Б., Редько З.Б. УМК “Гармония” 1 класс, учебник “Математика” автор: Истомина Н.Б.УМК “Гармония”, 1 класс.

Ход урока (Таблица в редакции автора)

Структура Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем. (Слайд 2. Презентация)

- Руки? – На месте!
- Ноги? – На месте!
- Локти? – У края!
- Спина? – Прямая

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 

Читающие дети читают стихотворение.

2. Актуализация знаний учащихся Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

А) - Сегодня мы отправляемся в страну… (Геометрия)

Чтобы узнать ее необходимо выполнить задание, каждая буква соответствует значению выражения, которые будут читать дети по порядку (у детей карточки с примерами на столе)

Т Я Е М И Г О Р

2 9 3 7 6 8 5 4

(Слайд 3)

1) 3+5 4) 9-2 7) 2+2

2) 7-4 5) 6-3 8) 4+2

3) 2+3 6) 8-6 9) 4+5

Геометрия – наука интересная,
Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
Карандаш с линейкой мы с тобой возьмем,
Циркуль в помощь тоже позовем.
И откроет нам она секрет,
Где отрезок, луч, а где их нет.

Б)

- Посмотрите внимательно на экран. (Слайд 4)

- Как можно назвать геометрические фигуры одним словом?

- Какие  виды  линий на экране? Покажите  прямые, кривые незамкнутые,  кривые замкнутые.

- А что это за линия?

Дети по порядку выходят к доске, читают выражения, все остальные ответы пишут в тетради.

Найти значение выражения, составить слово “геометрия”.

Чтение стихотворения наизусть подготовленными детьми.

Линии прямые, кривые, замкнутые кривые и незамкнутые кривые (ученики выходят к доске и показывают линии. Линии постепенно уходят с экрана, остаётся ломаная)

3. Постановка учебной задачи. Создание условия для выявления “Чего мы ещё не знаем?” - А как называется данная фигура?

- Есть ли какое сходство у неё с отрезками?

Как бы вы её назвали?

- А что бы вы хотели узнать про эту линию?

- Кто скажет чему надо научиться сегодня на уроке?

- ?

-?

Предположения детей

Как называется?

Как начертить?

Из чего состоит?

Как сконструировать?

Где можно увидеть?

Предположения детей:

- узнать, какие бывают новые линии

- отличать её от других фигур

- строить новую линию

4. Составление плана для достижения учебной задачи. Поиск оптимального решения учебной задачи. - Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.
5. Физминутка. Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. - Ребята я сейчас буду декламировать стихотворение, а вы будете выполнять движение.

Спортсмен-горнолыжник с трамплина слетает,
И кажется — тучи плечом раздвигает.
Парит он по воздуху странною птицей,
Но все же придется ему приземлиться.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия
6. Реализация плана.

А) Знакомство с ломаной

Б) Работа с учебником

В) Практическая работа

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. - Чтобы узнать как называется эта линия, послушайте сказку. (Слайд 5)

Сказка: Жила-была прямая линия, светлая, прямая – прямая, красивая, тянулась она вправо и влево.

- Однажды появился страшный  Бармалей и поломал её на куски – отрезки.

- Но добрый и смелый Карандаш их скрепил вот так.

- Что сделал Бармалей с прямой?

- Как можно назвать эту линию?

– А где можно узнать точно? (С.120-121)

Выясняем, что точное название линии “ломаная линия”.

- Как называются части-отрезки ломаной линии?

- Сколько звеньев? назовите их (Слайд 6)

- На что похожа ломаная линия? (Слайд 7)

- Как называется самая высокая точка горы?

- У ломаной есть тоже вершины

Исследование ломаной линии путём практической работы.

 - На столе конверты (в конвертах разное количество полосок), достаньте полоски. Полоски - это отрезки.

Составьте из отрезков свои ломаные линии.

- Как вы думаете, сколько звеньев может быть у ломаной?

Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2.

Дети пытаются придумать название:

- в учебнике,
- звенья ломаной линии,
- 4,

На горы

вершина

Дети читают собщение в учебнике

Выполнение работы в парах

- 3, 4…

(Конструируя   различные  линии, дети  приходят к выводу, что  ломаная  может состоять  из 2 и  более отрезков)

7. Итог Рефлексия - Давайте вспомним какие цели мы ставили?

- Выполнили мы эту задачу?

- Кто запомнил ломаную линию?

- Сможете ли вы отличить ее от других линий?

- Сможете ли вы построить самостоятельно?

- Вот этому навыку мы сейчас будем учиться.

Познакомиться с ломаной линией.

Да

Дети сигнализируют учителю

Да

Нет/да

8. Закрепление Формирование навыка построения ломаной линии - Построение разных ломаных линий (на листочке у каждого ребенка проставлены точки, он должен соединив их построить свою ломаную) Оценка соседом правильности выполнения работы.
9. Итог урока. Рефлексия Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Мы с вами хорошо потрудились. Покажите мне кто запомнил ломаную линию.

- Кто самостоятельно сможет построить ломаную линию.

- Посмотрите на слайд (Слайд 8), назовите сколько вершин у этой ломаной?

- Сколько звеньев?

- Ребята ломаная линия таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.

Дети сигнализируют учителю

Дети сигнализируют учителю