Задачи урока:
Оборудование:
- на доску прикреплено солнышко, лучи которого закрыты снимающимися облаками (6 штук). Каждое облако с заданием, которое должны выполнить учащиеся, чтобы солнышко “засияло” лучами;
- на доске заранее записаны 3 столбика слов для первого задания, начало словосочетаний для четвёртого и деформированные предложения для пятого заданий (см. ниже);
- набор цветных квадратов (красные, синие, зелёные) для звукового анализа слов;
- карточки со словами и чистоговорками (см.в тексте конспекта урока), для индивидуальной работы учащихся;
- картина или фотография с изображением лесной чащи.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Долгожданный звонок-
Начинается урок.
Ты проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручка и тетрадки?
2. Вступительное слово учителя и сообщение темы урока.
- Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня у нас в классе облачная погода. Солнышко, которое взошло в начале дня, вдруг оказалось закрыто облаками. Но я знаю, как вернуть солнечную погоду. Мы должны разогнать облака, выполнив те задания, которые они принесли. Я снимаю первое облачко. На нём записаны слова“ученик-школьник”..
- Как вы думаете, что это значит? (Слова “ученик-школьник” близкие по значению. Значит вы должны составить пары слов ,близких по своему значению)
У доски работают по 1 ученику от каждого ряда
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
волшебник нередко глушь |
горемычный храбрец жалеть |
внимательный грязный скучаю |
Слова для справок: | ||
часто чародей чаща |
несчастный щадить смельчак |
чумазый чуткий грущу |
- Что объединяет все слова, которые вы подобрали к тем, которые записаны в верхних столбиках? (Общая орфограмма)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Продолжать работать с правилом правописания ча-ща, чу-щу,учиться находить эту орфограмму в словах)
- Молодцы! Первое облако улетело.
3. Чистоговорки и минутка чистописания.
-Что же нам принесло второе облако? (На облаке нарисован рот и ручка)
Прочитайте чистоговорки, записанные на листочках, которые лежат перед вами на партах:
Ча-ча-ча - у меня нет ключа.
Чу-чу-чу - в самолёте я лечу.
Ща-ща-ща - в пруду поймали мы леща.
Щу-щу-щу - я сегодня не грущу.
А в тетрадях пропишем слоги: ча, ща, чу, щу.
- Скрылось второе облако. Молодцы!
4. Закрепление знаний, умений и навыков по теме урока.
- Какое же задание приготовило нам третье облако? Посмотрите, на нём нарисована картина, а под ней цветные квадраты.
Учитель демонстрирует картину или фотографию с изображением лесной чащи
- Что изображено на картине? (Лесная чаща)
- Что означает слово “чаща”? (Густой частый лес, заросль)
- Составьте предложение со словом “чаща”. (Следует подвести учащихся к предложению “Ребята гуляли в лесу и забрели в чащу.”, чтобы провести анализ слова “чащу”)
- В каком слове из этого предложения есть опасное место, о котором мы сегодня говорим? (В слове “ чащу”)
- Что означают цветные квадраты, нарисованные на облачке? (Звуковой анализ)
Учащиеся выполняют под руководством учителя звуковой анализ слова “чащу”. Один ученик работает у доски.
Анализ ведётся по плану:
1) Выделяем звук.
2) Определяем, какой звук -гласный или согласный.
3) Даём характеристику выделенному звуку по плану. Если звук:
гласный | согласный |
- ударный/безударный | - твердый/мягкий |
- какой буквой обозначается в слове | - глухой/звонкий |
- какой буквой обозначается в слове | |
- квадратом какого цвета обозначаем этот звук на звуковой модели | - квадратом какого цвета обозначаем этот звук на звуковой модели |
(На момент проведения этого урока учащиеся достаточно успешно освоили звуковой анализ слов, т.к. ему предшествовала большая подготовительная работа в букварный период.)
Результатом звукового анализа должна быть следующая модель:
Зелёный квадрат |
Красный квадрат |
Зелёный квадрат |
Красный квадрат |
4) Сколько букв и сколько звуков в слове “чащу”? (4 буквы и 4 звука)
5) Есть ли в слове “чащу” твёрдые согласные звуки. (Нет)
6) Назовите мягкие согласные звуки. Какая особенность объединяет звуки ч и щ ? (Эти звуки всегда мягкие и всегда глухие).Какими буквами они записаны?
7) Назовите гласный звук, который следует после звука ч.Какой буквой он записан?
8) Назовите гласный звук, который следует после звука щ .Какой буквой он записан?
Сделайте вывод из проделанной работы. (Сочетания ча-ща пишем с буквой А, сочетания чу-щу пишем с буквой У). Молодцы!
Физкультминутка.
- Посмотрите на наше солнышко. Его лучики потихоньку раскрываются. Но облачка ещё есть и нам надо поскорее их разогнать. Что же принесло четвёртое облако? На нём рисунок-учительница. Это значит, что сейчас каждый из вас должен побывать в роли учителя. На карточках, которые лежат на партах, записаны слова. Ваша задача: проверить, все ли из них написаны верно, и исправить ошибки, если они есть.
Слова на карточках: щюка, ищут, чяй, роща, пищять, жираф, чугун, свечя.
- Кто был внимательным? Назовите слова, в которых допущены ошибки. (Проверка выполнения задания)
- Ребята составьте с некоторыми из этих слов словосочетания, начало которых записано на доске, и запишите их в тетрадь. (Самостоятельная работа)
На доске записано:
сладкий …
поймать …
горит …
- Итак, ветер унёс почти все облака, но ещё два облачка остались. Давайте поскорее поможем солнышку и прогоним их. На следующем облачке нарисована схема предложения и ручка. Это значит, что мы должны составить и записать предложения.
На доске записано:
1. У кого острый клюв? | острый, у, клюв, грача |
2. Кто летает над водой? | над, летают, чайки, водой |
3. акая туча плыла по небу? | плыла, по, тёмная, небу, туча |
Восстановленные предложения записываются учителем на доске.
- Ребята, сейчас вы должны будете списать эти предложения в тетрадь. Что вам поможет при списывании этих предложений? (Памятка. Памятку с подробным алгоритмом действий при списывании имеет каждый ученик. Эта памятка и ряд других используемых в 1 классе лежат в специально выделенных папках, которые носят учащиеся на каждый урок)
- Давайте повторим порядок ваших действий при списывании предложений. (Учащиеся проговаривают пункты памятки)
- Какие опасные места встретятся вам при списывании? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, орфограмма ча-ща,чу-щу, буквы безударных гласных, буквы парных согласных на конце слов). Обозначьте их при списывании с помощью ручки зелёного цвета.
- Молодцы! Вы хорошо поработали! Солнышко почти полностью освещает наш класс, но ещё задержалось последнее облако. Поможем ему догнать своих братьев. На шестом облачке нарисован человечек с поднятыми руками. Для выполнения последнего задания я предлагаю вам встать около своих парт. Я буду называть слова, а вы должны поднять руки вверх, если в названном слове есть орфограмма, над которой мы сегодня работали, и приседать, если такой орфограммы нет. (Учитель произносит слова: удача, щёчки, чудеса, щипать, щупальце, перчатка, чеснок, мочалка, драчун, богач, коршун, качаться)
- Молодцы! Все задания выполнены. Солнышко ярко освещает наш класс!
5. Итог урока. Рефлексия.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие задания выполняли?
- Знание какого правила помогало нам выполнять все задания?
- Как вы считаете: мы хорошо поработали?
- Поставьте в своих тетрадках значок, который соответствует вашей оценке.