Цель урока: дать представление о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова, морфемный состав языка; добиться осознания того, что корень, приставка, суффикс и окончания - морфемы, то есть значимые части слова и что на письме они воспроизводятся единообразно вне зависимости от их произношения; познакомить со словарем значения морфем и учить пользоваться им при определении значения приставок и суффиксов.
Ход урока
1. Вспомните! Что изучает лингвистика? Какие разделы лингвистики изучали на уроках? Что изучает каждый раздел лингвистики?
2. Объяснение нового материала.
а) На доске записано существительное домики. Ученики должны определить, из чего состоит слово (буквы, звуки, слоги). Имеют ли они значение? Затем слово разбирается по составу и определяется значение каждой морфемы.
- дом – здание;
- ик – маленький;
- и - мн.ч, им.п.
Ученики делают вывод о том, что морфема - значимая часть слова.
3. Тренировочные упражнения.
А) Приставка - значимая часть слова.
Учитель раздает задание – карточка №1.
Б) Суффикс – значимая часть слова.
Учитель раздает задание – карточка №2.
В) Вывод: морфема – значимая часть слова.
4. Вывод.
Морфема - значимая часть слова. И приставки, и суффиксы имеют значение.
5. Домашнее задание.
Карточка №1
А) Продолжите ряд слов.
Вз-(вс-) –
“движение вверх”: взбежать, взлететь…
“напряженное, сильное действие”: взволновать, вскрикнуть…
О-(об-) –
“движение вокруг предмета, на все его стороны”: обежать, осветить…
“достижение результата”: окончить, освободиться…
Раз-(рас-) –
“разъединение”: разбросать, разорвать…
“доведение действия до конца”: рассмешить, рассмотреть…
От- –
“закончить действие”: отцвести, отзвучать…
“удалить”: отбежать, оттолкнуть…
Про- –
“сквозь или мимо чего-нибудь”: пролететь, провезти…
“закончить действие”: проголосовать, прочитать…
До- –
“закончить”: дочитать…
“до каких-либо событий”: досрочный…
По- –
“начать”: побежать…
“непродолжительность действия”: почитать…
Б) От данных слов образуйте антонимы, заменяя приставку при- на другую, противоположную по значению.
Придвинуть - …., прицепить - …, приколоть - … .
Карточка №2
А) Продолжите ряд слов.
-Ист- –
“лицо, профессия”: горнист…
“имеет в большом количестве”: ветвистый…
-Ник- –
“лицо, профессия”: дворник…
“помещение”: цветник…
-Тель- –
“лицо, профессия”: водитель…
“предмет”: выключатель…
-Ец- –
“лицо”: кавказец…
“уменьшительно-ласкательный”: морозец…
-Чик- –
“лицо, профессия”: переводчик…
“уменьшительно-ласкательный”: колокольчик…
Б) Распределите существительные на группы в зависимости от значения суффикса.
-Ок- –
“мужчина, тот, кто…”
“уменьшительно-ласкательное значение”
“действие, его результат”
Вечерок, обморок, язычок, холодок, поступок, знаток, пророк, подарок, игрок, ходок, рынок, кружок, слепок, ледок, стрелок, гудок, звонок, отрывок, шнурок, уголок, пирожок, седок, сынок, сахарок, ветерок, сырок, песок.
Объясните, почему не все слова оказались выписанными.