Вид занятия: историко-экологическое направление.
Тип занятия: познавательное (программа "Детство"/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Горович: "Ребенок открывает мир природы").
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Способ организации детей на занятии - общегрупповое.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций о реке Волге (фотоальбомы, зарисовки), чтение художественной литературы о Волге (Л.Н. Толстой "Волга и Вазуза"). Подготовка презентации "Волга - матушка!", "Виды речных рыб".
Наглядный дидактический материал: мультимедийная презентация "Волга - матушка!"
Словарь новых слов: Итиль, Идель, Атал, Ра.
Цель: научить детей видеть красоту реки, уметь восхищаться ею, обобщить их представления о природных богатствах реки России Волги. Формировать ответственное отношение к окружающей, социальной и природной среде. Воспитывать чувство гордости за то, что мы - волжане. Способствовать развитию у детей активности, инициативы, умению делать самостоятельные выводы.
Ход занятия
1. Оргмомент
Воспитатель: "Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одной реке. А что это за река, вы мне сейчас и скажите".
Воспитатель загадывает загадку:
"Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями:
Речку ту узнали вы?"
Ответы детей. (Волга)
История названия реки Волги
Воспитатель: "Правильно это Волга. Волга начинается небольшим ручейком с Валдайской возвышенности у деревни Волгино Верховье в Тверской области. Волга - самая длинная река европейской части России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море. Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей. Весной, когда тают снега, она широко разливается. Летом река сильно мелеет и это очень мешает судоходству. (Показать на карте. Начать презентацию. Слайд № 1,2.)
Звучит фонограмма песни "Течёт река Волга". На фоне музыки ребенок читает отрывок из стихотворения Б.Заходера
- Течёт река издалека
Течёт река:Течёт река:
Как хорошо когда река
И широка и глубока.
-Течёт река, течёт река,
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне:
Ты хороша, река, весной
И осенью и в летний зной.
Воспитатель: "Наши предки верили, что у каждой реки есть свой дух-хранитель, А такая огромная, могучая река как Волга имели их несколько. Если верить легендам и рассказам очевидцев, хранитель Волги является людям в образе маленькой, улыбчивой девочки. Глаза ее ясны и мудры, как у всех детей, не потерявших еще связи с Вечностью.
Из далека долго течет река... Итиль, Идель, Атал и, наконец, Ра - так называли великую русскую Волгу на протяжении многих столетий народы всего мира.
"Ра" - значит "щедрая". Что такое щедрая? (Ответы детей: добрая, все отдающая. Показать детям народы мира: египтян, греков.) Древние египтяне, греки и славяне, жившие много веков назад, считали что Волга - воплощение бога Солнца, а там, где она протекает, лежит священная страна благополучия, проще говоря, Рай.
"Итиль" звали матушку-реку татары и марийцы. (Показать детям народы России: татар, марийцев.) "Атал" - чуваши, т.е. самая главная, полноводная, могучая, широкая.
А русская Волга, по одной из версий, произошло от балтийского слова "валка", что означает "текущий ручей, заболоченное место". Если вспомнить, откуда берет свое начало главная река России, то такая теория оказывается вполне оправданной. И становится понятно, почему в одно и то же время в верховьях реки ее звали Волга, а жившие ниже по течению и не знавшие волжского истока - Итиль ("Бесконечная река, Река рек").
Во все времена народы Волги складывали легенды о своей кормилице. Одни говорили, что по ней можно доплыть до Солнца, другие, что она - дорога в вечность, третьи опасались ее хранителей - таинственных жителей подводных волжских пещер.
Физкультминутка
Игра "Ручеек". Правила игры: дети становятся по парам, одному быть водящим. Он идет через ручеек и выбирает себе пару. Игра продолжается 2-3 минуты.
Рассказ воспитателя о природных богатствах реки Волги
Но в одном поверья разных народов совпадают: Волга - защитница, Волга - заступница. По течению реки, по цвету ее воды наши предки судили о прошедшем и грядущем. И современная Волга - это не просто огромная судоходная "голубая лента", это неистощимый источник знаний, явных и все еще скрытых, это настоящая историческая "книга", которую только надо уметь прочитать".
Раньше вода Волги была чистой, прозрачной и светлой. Поэтому в реке водилось много рыбы. Интересно, что это за рыбы? Каких речных рыб вы знаете? (Ответы детей: сельдь, осетр, белуга, карась и т.д. Презентация "Виды речных рыб" Слайды № 1-12.)
Если взглянуть на волжские берега, откроется мир покоя и чарующей красоты. (Воспитатель демонстрирует фотографии реки Волги (Презентация "Волга-Матушка" Слайды № 3-11.) и читает стихотворение Николая Алексеевича Некрасова)
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке,
Иду на помощь рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверек,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою:
В литературе и искусстве Волга встречается не слишком часто, но с её образом связаны поистине культовые произведения. Волга отождествляется с Родиной-матерью, она является символом свободы, простора, широты и величия духа человека.
В давние времена берега Волги были покрыты лесами. Ребята, подскажите мне, что растет в лесу. (Ответы детей: грибы, ягоды, орехи, лечебные травы и т.д.) Но скоро этого мы с вами можем не увидеть.
Экологическая ситуация в Волгоградской области близка к катастрофической.
В низовьях Волги концентрируются все вредные вещества, которые попадают в нее по всему водосборному бассейну, в Волгу сбрасывается большинство неочищенных промышленных и бытовых стоков. Из многих рек, речек и ключей, снабжавших Волгу, за последние годы исчезло почти половина. Большинство рек, впадающих Волгу, загрязнены, обезлесены.
Загрязненность вод и малая проточность резко увеличили заболеваемость и гибель рыбы.
В волжской воде содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие средства и другие вредные примеси выше предельно допустимой концентрации.
В последние годы ожесточился контроль за предприятиями, осуществляющими сброс вредных веществ, строятся новые очистные сооружения на более высоком технологическом уровне. Все это позволит избежать гибели великой реки России - Волги.
Надо, что-то делать. Ребята, что необходимо предпринимать, чтобы спасти нашу Волгу? (Ответы детей: построить очистительные сооружения, экономить питьевую воду, сажать по берегам реки деревья и т.д.) Для этого необходимо, чтобы мы все и каждый из вас бережно относился не только к реке Волге, но и ко всему, что нас окружает.
А пока ребята, давайте разберемся с этой задачей с помощью игры "Хорошо - плохо".
Задача 1. Плывет по Волге пароход. На нем туристы любуются лесами, фотографируют водные просторы реки, но тут же кидают банки в воду, окурки. Что тут плохого, а что - хорошее. Обоснуйте свой ответ.
Задача 2. Построили люди электростанцию на реке, а рыба не может через нее переплыть. Что тут плохого, а что - хорошее. Обоснуйте свой ответ.
Итог занятия
Воспитатель: "Ребята что нового вы сегодня узнали?"
Воспитатель предлагает вспомнить разные названия реки Волги. Назвать обитателей рек, вспомнить, что растет в лесу и что необходимо сделать для улучшения экологической ситуации в нашем регионе.
Литература
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М., 2006. - С. 57-59.
- http://www.locman.net/ Города и зеленые стоянки России, реки России.
- http://www.riverships.ru - Фотоальбомы реки Волги.
- http://meinfish.ru/ - Фотографии речных рыб.
- http://poezia-online.org.ua/fairy_tale_volga.html - Сказка Л.Н. Толстого "Волга и Вазуза"