Цель занятия:
- приобщение детей к творчеству великого норвежского композитора Э. Грига;
- формирование основ музыкальной культуры;
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера и жанра;
- различать оттенки настроений в музыке, передавать их характер различными способами, с помощью других видов деятельности.
Программные задачи:
- Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе усвоения произведений классической, вокальной и инструментальной музыки.
- Совершенствовать навыки детей во всех видах слушательной, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности
- Развивать стойкий интерес не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом.
- Воспитывать основы музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста.
Презентация к уроку: Приложение 9
ХОД ЗАНЯТИЯ
Муз. руководитель: | Ребята, сегодня мы познакомимся с известным всему миру норвежским композитором Эдвардом Григом. |
Приложение 1
– фото композитора, виды природы
Норвегии. На большом экране демонстрируются виды природы Норвегии в сопровождении музыки Э.Грига, на фоне музыки звучит рассказ |
|
Муз. руководитель: | Далеко на северо-западе есть такая
земля – Норвегия. Это суровый, холодный, но
необыкновенно красивый край: неприступные
горные скалы летом одеты в ярко-зеленый наряд. А
зимой сверкающий белый снег лежит на вершинах
этих гор. По крутым склонам шумят горные речушки и прекрасные водопады. Когда-то здесь жил известный во всем мире норвежский композитор Эдвард Григ. Дом Григов всегда был полон музыки. У маленького Эдварда уже тогда были свои любимые композиторы, прежде всего – Моцарт. Как это было принято в семьях, где жили музыканты, первоначальным музыкальным воспитанием детей занималась мама. Она-то и заметила раннее композиторское дарование у маленького Эдварда. |
Воспитатель: | Сейчас, ребята, мы слушаем, как композитор Э.Григ нарисовал в музыке картинку зарождающегося утра. |
Звучит музыка «Утро», на ее фоне воспитатель продолжает рассказ | |
Воспитатель: | Музыка передает, как пробуждается ото сна природа, просыпаются птицы, чуть шелестит ветерок в листве, появляются первые лучи восходящего солнца. Звучность музыкальных инструментов постепенно возрастает, как бы следуя за усилением ослепительного солнечного света. Сам Э.Григ говорил, что сильное звучание оркестра рисует, как появляется над горизонтом солнце, впервые пробивает облака и заливает землю своими лучами. |
Музыка стихает. | |
Муз. руководитель: | Понравилась ли вам, ребята, эта чудесная музыка? |
Дети: | Да! Понравилась! |
Муз. руководитель: | Композитор Э.Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В произведении «Утро», которое вы услышали, мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели. Флейта ведет более тонкую мелодию, а гобой – звучащую чуть ниже. С разговора двух этих инструментов начинается «Утро» Э. Грига. |
Приложение 2 – изображение музыкальных инструментов | |
Муз. руководитель: | А как звучит средняя часть этого произведения?? |
Звучит фрагмент произведения «Утро». | |
Дети: | Музыка громкая, яркая, как будто встает солнышко! |
Муз. руководитель: | Правильно! Сам композитор образно
говорил, что он хотел изобразить «солнце сквозь
облака». Третья часть произведения звучит более спокойно, мечтательно, заворожено, нежно. Прислушайтесь – вот пение птиц, опять звучат пастушьи рожки… |
Воспитатель: | Ребята! Посмотрите, сколько у нас на лесной полянке «солнечных лучиков»! (обращает внимание детей на ленты золотисто-желтого цвета). Попробуем и мы с вами передать настроение музыки через движения с «солнечными лучиками». |
Звучит фрагмент 1-й части музыки Т.Ломовой «Упражнение с лентами». | |
Дети: | Р – «пиано» – значит «Тихо» |
Воспитатель показывает карточку со знаком «Пиано». Муз. руководитель проигрывает 2-ю часть упражнения. | |
Дети: | mf – «мецефорте» – значит «Не очень громко» |
Воспитатель показывает карточку с соответствующим знаком. Муз. руководитель проигрывает 3-ю часть упражнения. | |
Дети: | РР – «пианиссимо» – значит «Очень тихо» |
Воспитатель показывает карточку с соответствующим знаком | |
Муз. руководитель: | Молодцы, ребята! Правильно вспомнили, как звучит музыка. И мы приступаем с вами к работе над движениями в первой части музыки. |
Воспитатель следит за правильным выполнением движений. | |
Воспитатель: | Дети справились с заданием, легко бегали, не забыли про движения правой рукой. |
Дети складывают ленты на подиум и садятся на стульчики. | |
Воспитатель: | Ребята! А вы любите сказки? Много ли их знаете? |
Дети: | Да! (перечисляют любимые сказки). |
Воспитатель: | Композитор Э. Григ в детстве тоже любил сказки, а позже сочинил удивительную музыку, которая называется «Шествие гномов». |
Приложение 3 – иллюстрация к музыкальному произведению | |
Муз. руководитель: | Знаете ли вы, кто такие – «гномы»? |
Дети: | Это сказочные маленькие человечки. |
Воспитатель: | Гномы по Норвежским легендам жили в горных пещерах и добывали драгоценные камни. Каждый гном имел свой характер. |
Муз. руководитель: | Слушая музыкальное произведение – подумайте, ребята, про каких гномов рассказывает эта сказочная музыка Эдварда Грига «Шествие гномов» – про злых, или добрых? |
Дети слушают музыкальное произведение в полном объеме. | |
Дети: | Про злых и жадных гномов. |
Муз. руководитель: | А почему вы так решили? |
Дети: | Музыка таинственная, тревожная, иногда страшная, злая! |
Муз. руководитель: | А на что похожа средняя часть пьесы? Какая она по настроению? |
Дети слушают фрагмент средней части музыкального произведения. | |
Дети: | Музыка волшебная, нежная. |
Муз. руководитель: | Понравилась ли вам, ребята, эта сказочная музыка «Шествие гномов»? |
Ответы детей. | |
Муз. руководитель: | А музыканты какого оркестра исполнили пьесу «Шествие гномов»? Народного, эстрадного, или симфонического? |
Дети: | Симфонического оркестра. |
Приложение 4 – фото симфонического оркестра. | |
Муз. руководитель: | На следующем занятии мы продолжим
слушание музыки и беседу о настроении
пьесы Э. Грига «Шествие гномов». Ну, а мы с вами превращаемся в маленьких музыкантов русского народного оркестра. |
Дети берут в руки музыкальные инструменты. | |
Воспитатель: | Ребята, а какое музыкальное произведение вы будете играть? |
Дети: | Вариации на темы русских народных песен. |
Муз. руководитель: | А кто мне скажет, что такое «вариации»? |
Дети: | Вариации – это мелодия, которая звучит каждый раз по-новому, в каждой последующей части с разными инструментами, т.е. музыканты разукрашивают мелодии разными инструментами. |
Муз. руководитель: | Ребята, будьте внимательны, следите за дирижерским жестом. Я буду показывать кивком головы где вступает каждая группа инструментов. |
В исполнении детского оркестра звучат вариации на русские нар. песни. (Дети убирают инструменты) | |
Муз. руководитель: | А сейчас мы разбудим наши ушки и голосочки! Помогут нам в этом музыкальные бубенчики. |
Три ребенка с бубенчиками в
руках пропевают свои партии по звуковыстности.
Дети распеваются под муз. Е. Тиличеевой
«Бубенчики». Приложение 5 – музыкально-дидактическая игра «Бубенчики» |
|
Муз. руководитель: | Поиграем в игру «Музыкальный кубик», и споем наши любимые песни! |
Дети читают на кубике задание,
как будут петь «С солистами». Песня: «Ты не бойся,
мама», муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского. Солисты
(Никита М., Миша М., Илья Ш., Саша Т., Марина В.) в
руках держат рисунки с домашним заданием. Приложение 5 – музыкально-дидактическая игра «Музыкальный кубик» |
|
Муз. руководитель: | Мы сейчас с вами споем еще одну песенку. Я проиграю часть мелодии, а вы угадайте из 8 нот, как она называется. |
Дети: | «Морской капитан» |
Муз. руководитель: | А поможет нам сложить песенку на фланелеграфе Настя Г! |
Приложение 5 –
музыкально-дидактическая игра «Сложи
песенку». Дети исполняют песню «Морской капитан», муз. М. Протасова, стихи Оливии Саар. |
|
Муз. руководитель: | А какое следующее заданием мы с вами будем выполнять – на подскажут загадки: |
Воспитатель: | Ставлю ногу на носок, а потом на пятку. И три раза постучу, глядя на ребяток! |
Дети: | «Ковырялочка». |
Воспитатель: | Гоп-гоп, гоп-гоп, получается галоп. Пятка пятку догоняй, пятка пятку выбирай! |
Дети: | «Боковой галоп». |
Воспитатель: | Скок-скок, скок-скок, вот какой у нас
подскок. Ножку дружно поднимаем, и носочек к низу тянем. |
Дети: | «Поскок». |
Муз. руководитель: | Правильно вы назвали движения. А в каком танце мы их выполняем? |
Дети: | В польке «Ну, и до свидания», муз. И. Штрауса. |
Муз. руководитель: | А теперь станцуем этот танец. |
Воспитатель: | Весело вы танцевали, но еще мы не играли! Слушаем музыкальную загадку, в какую игру мы будем играть. |
Музыкальный руководитель проигрывает фрагмент игры «Ищи», музыка Т. Ломовой. | |
Муз. руководитель: | Вспомним, ребята, что нового вы узнали на музыкальном занятии? |
Дети | Слушали музыкальные произведения композитора Эдварда Грига «Утро» и «Шествие гномов» |
Муз. руководитель: | А какие знакомые песни мы сегодня исполнили? |
Дети: | «Бубенчики», «Ты не бойся, мама», «Морской капитан» |
Муз. руководитель: | На музыкальном занятии вы были внимательны и старательны. Мне было очень приятно с вами заниматься. А сейчас для вас сюрприз: мы посмотрим мультфильм по музыкальным произведениям композитора Э. Грига |
Приложение 6 – мультфильм по мотивам произведений Э. Грига | |
Воспитатель: | Понравилась ли вам, ребята, волшебная музыка композитора Э. Грига? А теперь для вас задание: Дома и на занятиях пожалуйста постарайтесь нарисовать картины по произведениям композитора «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля», то что вам больше всего запомнилось. А на следующем занятии мы проведем конкурс на лучший рисунок. |
Приложение 7 –
«Мы слушаем и рисуем сказки композитора
Э. Грига» (рисунки детей) Приложение 8 – Календарно-перспективный план тематического музыкального занятия «В гости к музыке» |